«Солнечной крышей» обзавёлся Ростовский электротехнический колледж, готовящийся войти в состав Южнороссийского госуниверситета экономики и сервиса (г. Шахты). Проект возник в рамках программы «dena-Solardachprogramm для освоения новых международных рынков» ООО «Немецкое Энергетическое Агентство (dena)». Назначение программы — поддержка немецких предприятий в сфере солнечной энергетики при освоении новых экспортных рынков. Ежегодно в рамках этой программы реализуется до 10 проектов в разных регионах мира, причём 45% общих инвестиций субсидирует федеральное министерство экономики и технологии ФРГ. Руководитель ростовского проекта Маттиас Ламмерт считает, что на юге России у солнечной энергетики перспективы не хуже, чем в Европе, поэтому главной задачей является пропаганда этой пока ещё экзотической формы энергоснабжения.
— Почему для первой «солнечной крыши» был выбран именно Ростовский электротехнический колледж?
— Шахтинский университет ЮРГУЭС, к которому скоро переходит колледж, — это наш давний партнёр, а само здание — идеальный объект, там южный склон и крыша в хорошем состоянии. В реализацию было вложено 240 тысяч евро, из них 95 тысяч пришлось на технику и расходы по её транспортировке, столько же ушло на маркетинг и 40 тысяч составили управленческие расходы. При этом колледж был чисто маркетинговым проектом, потому что благодаря его реализации мы, наконец, миновали стадию разговоров о том, что альтернативная энергетика — это хорошо, перешли от слов к делу. Русским мало посмотреть информацию в интернете, нужно всё потрогать и увидеть своими глазами, вот нам и говорили: покажите здесь, как работают ваши технологии.
— Для каких объектов наиболее оптимально внедрение этих технологий?
— Мы сейчас разрабатываем решения преимущественно для обеспечения энергоавтономности малых и средних объектов. Для крупных объектов, например крыши корпуса НЭВЗа, площадь которой — шесть тысяч квадратных метров, применение технологии «солнечная крыша» требует немного иного подхода, особенно в плане размеров инвестиций. Наш принцип — комплексно подходить к проблемам энергообеспечения зданий и находить оптимальный вариант для каждого конкретного случая. Например, в малоэтажном строительстве, где набор технологий достаточно ограничен, можно применять не только солнечные батареи, но и теплонасосы для использования температуры грунта. Когда на улице минус 25, на глубине может быть плюс 11–12, и это, конечно, нужно использовать. Отдельная сфера применения наших технологий — это туристические объекты. Гостиницы, санатории, бассейны — всё это сооружения, где горячая вода нужна всегда, даже несмотря на то, что летом, в туристический сезон, тепла и так много. На юге России эта возможность должна использоваться особенно активно. У нас есть карта, где показана обеспеченность разных регионов солнечной энергией, и на ней видно, что на Юге наши технологии можно применять везде.
— Может ли солнечная крыша обеспечить полное энергозамещение?
— Нас часто спрашивают, можно ли сделать полностью автономный дом. Отвечаю: можно, но на практике такой необходимости нет, обычно максимальный порог замещения — это 80 процентов. В России часто, особенно зимой, возникают пиковые ситуации, которые должны страховаться традиционной энергетикой — это именно 20 процентов всей энергии, потребляемой объектом. Полное энергозамещение нужно там, где вообще нет возможности провести обычную линию электропередач, например, для турбаз в дельте Волги или домов высоко в горах. Но даже при неполном замещении можно отказаться от газа, а бытовые приборы, например, стиральная машина, утюг или микроволновка, будут работать как обычно. В коттедже моего брата площадью 120 квадратных метров стоит «солнечная крыша» площадью четыре метра, и горячая вода у него бесплатно с марта по октябрь.
— Каков средний порядок цен на установку солнечной крыши?
— В случае с энергосберегающими технологиями о средней стоимости работ говорить не вполне корректно, это примерно как ответить на вопрос «Сколько в среднем стоит автомобиль?» Конечная цена зависит от пожеланий заказчика и индивидуальных особенностей проекта, а также от того, на какой стадии строительства заказчик решил внедрять технологии энергозамещения. Издержки ниже, если эти технологии запроектированы сразу. Например, сейчас мы работаем над энергозамещением в животноводческом комплексе «Вимм-Билль-Данн» в станице Павловской (Краснодарский край). Там собственник задумался об альтернативных источниках энергии, когда оказалось, что подключение только обычного электричества обойдётся в астрономическую сумму. Но и проект частичного замещения мощностей получился довольно дорогим, потому что пришлось переделывать первоначальную схему энергоснабжения. Для справки могу сказать, что замещение одного киловатта стоит примерно 35–40 тысяч рублей. Срок окупаемости наших установок — меньше десяти лет, в идеале — четыре-пять, срок службы — 35–40 лет. Это даёт основание вести содержательные переговоры с банками о кредитовании наших проектов.
— Рассчитываете ли вы на государственную поддержку ваших начинаний, особенно в связи с тем, что тема энергосбережения сейчас стала обсуждаться на уровне президента России?
— В Германии и России с энергосбережением принципиально разная ситуация. В Германии государство субсидирует внедрение энергосберегающих технологий, и в сфере альтернативной энергетики там сейчас примерно 25 тысяч рабочих мест, в России на помощь государства мы не рассчитываем. Здесь совершенно другая модель энергопотребления. Допустим, в день на частный дом в 150 квадратных метров тратится 10 киловатт, но в течение суток эта нагрузка распределяется неравномерно, и когда хозяев нет, энергопотребление не прекращается. Если же у вас в доме есть солнечная крыша или используется другая альтернативная энерготехнология, то, уезжая в отпуск, вы можете отключить обычное электричество, а счётчик будет крутиться в обратную сторону, потому что природная энергия накапливается в любом случае, она не зависит от того, дома вы или нет. Вот именно поэтому в Германии альтернативная энергетика всячески поощряется. Сейчас наша основная задача — запустить на юге России образцовые объекты, с помощью которых можно пропагандировать здесь идеи альтернативной энергетики и в дальнейшем создать широкий рынок, как в Германии, где те же дома с солнечными крышами давно стали нормой. Главное — объяснить людям, что мы хотим создавать новую культуру энергопотребления, а технологии, с которыми мы работаем, быстро воспроизводятся. Недавно мы создали в интернете открытый форум энергосбережения — это наша информационная платформа. Участники проекта должны сами внедрять энергосберегающие технологии и могут получать свежую информацию по этой теме, регулярно знакомиться с новинками.
— Известно ли вам о других уже действующих проектах в сфере альтернативной энергетики в регионах Южного округа?
— Возможно, где-то и существуют аналоги, но об этом широко не говорится. Я знаю, что на юге России продаются швейцарские вакуумные коллекторы с высоким КПД, но это очень дорогая технология. Из двух российских производителей плоских гидравлических коллекторов один закрылся. Продукция другого стоит дорого. В общем, надо сказать, что в России дело энергосбережения только начинается. Тех, кто работает на юге России в сфере альтернативной энергетики, мы хорошо знаем, друг друга информируем и пытаемся сотрудничать в интересах общего блага.