Цикл чеченского автопрома грозит замкнуться

8 февраля 2010, 00:00
  Юг

Чеченская Республика собирается поучаствовать в реализации государственной программы утилизации автомобилей. Предполагается, что старые автомобили могут перерабатываться на заводе ГУП «Чечен­втормет», способном в смену утилизировать 150 тонн чёрного металла тяжёлой категории. Интересно, что всего год назад в Чечне начали собирать устаревшие модели автомобилей семейства ВАЗ.

По утверждению коммерческого директора государственного «Чеченвтормета» Салауди Исаева, на его предприятии есть «все условия» для утилизации старых авто: пресс-ножницы, пресс, манипуляторы и др., а мощности позволяют в рабочую смену переработать 150 тонн чёрного металла тяжёлой категории или 200 легковушек. Учитывая, что в Чечне зарегистрировано 177 тысяч автотранс­портных средств, а из них количество старых авто составляет 46% от общего числа, то «Чеченвтормет», работая только в одну смену, мог бы за полтора года разобраться со всем устаревшим четырёхколёсным металлоломом. При условии, что, по закону, утилизировать их положено только там, где авто зарегистрировано.

Инициативу ГУПа поддерживают и в Министерстве промышленности и  энергетики ЧР, рассчитывая, что, во-первых, это сможет проторить путь к государственным субсидиям в размере 10 млрд рублей, который Минпромторг выделяет на программу утилизации; во-вторых, загрузить работой ГУП; в-третьих, обеспечить сбыт чермета для возрождающихся после кризиса потребностей южнороссийских металлургических заводов; в-четвёртых, обеспечить сбыт собственному автопрому. В Аргуне на бывшем заводе «Пищемаш» уже более года собирают устаревшие ВАЗовские модели, которые в самом Тольятти производить невыгодно (в частности, «семёрки» и ВАЗ-21074).

В прошлом году президент Чечни Рамзан Кадыров обещал до конца 2009 года собрать порядка тысячи автомобилей, а в 2010 году — более 9 тысяч машин, в том числе 7 тысяч ВАЗ-21074 и 2 тысячи хэчбеков «Лада-Приора». Кадыров говорил, что поставил задачу перед подчинёнными, чтобы к 2011 году на бывшем аргунском заводе «Пищемаш» начали собирать уже не менее 100 тысяч легковых автомашин семейства ВАЗ, а также джипов «Сталкер» и малотоннажных грузовиков, которые, по его мнению, «займут достойное место на авторынке России».

О цифрах производства можно спорить, но даже с учётом местной сборки стоимость авто достаточно высока для жителей республики. После сдачи же старых машин в утиль государство обещает их бывшим владельцам по программе утилизации 50 тысяч рублей компенсации, которые вполне могли бы стать хорошим подспорьем для выполнения поставленной г-ном Кадыровым задачи. Даже с учётом того, что старьё ещё предстоит доукомплектовать, потратиться на доставку в пункт утилизации и заплатить 3 тысячи рублей за её приёмку.

По данным ГИБДД Чечни, в прошлом году жители республики приобрели свыше 34 тысяч новых автомобилей. Интересно, что руководство субъекта как раз и пошло навстречу пожеланиям правительств РФ, ибо, по утверждению главы МПТ Виктора Христенко, в России ощущается серьёзный дефицит именно с пунктами утилизации отжившей свой век техники, которых пока насчитывается 15. Решение о вступлении в действие программы по субсидированию покупки новых автомобилей с одновременной утилизацией старых начнёт действовать с 8 марта 2010 года.