Адаптация к навигации

До 2008 года главным локомотивом движения систем спутниковой навигации был коммерческий сектор. Год назад к внедрению систем GPS/ГЛОНАСС стали подключаться госструктуры: на Юге реализуется ряд крупных проектов, и их заказчики уже говорят о положительном эффекте

Этот год обещает большой прорыв рынку спутниковых систем навигации GPS и ГЛОНАСС — причём прорывом второй системы, как анонсируется, пока в большей степени, чем первой. Главным двигателем прогресса ГЛОНАСС является государство, для которого развитие отечественной системы навигации в противовес американской GPS — это стратегическая задача. Ещё в 2008 году глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что к 2011 году средствами спутниковой навигации должны быть оснащены 100% транспортных средств сектора государственного регулирования. Анонс этого намерения стал практически официальным руководством к действию, и уже в 2009 году администрации южных регионов и городов стали объявлять о реализации ряда проектов: ростовский Водоканал, например, к началу 2009 года оснастил системами спутникового слежения машины ремонтных бригад. В конце 2009 года региональный партнёр компании-интегратора «М2М телематика», ООО «ГЛОНАСС Софт», завершил проект по разработке и введению в эксплуатацию системы управления пассажирским транспортом Ставрополя — «АСУ-Навигация», которая объединит все муниципальные пассажирские автотранспортные предприятия города. Астрахань вообще стала одним из первых российских регионов, в которых осуществлялось внедрение ГЛОНАСС — здесь ими оснащались автомобили экстренных служб. Наибольшую активность в этом направлении проявляет Краснодарский край.

Кубанский акцент

Существенную активность во внедрении спутниковых систем мониторинга в ЮФО проявляет Краснодарский край: на 2010 год уже заявлено подключение к системам ГЛОНАСС всех машин скорой помощи в Туапсинском районе, парка всей пожарной автотехники Краснодарского края (это 200 машин), всех школьных автобусов региона (по состоянию на январь 2010 года оборудование установлено на 304 автобусах из 641). Уже к середине года администрация Сочи завершит оснащение оборудованием автоматических систем мониторинга движения (АСМД) всего муниципального транспорта — на 200 единиц оно уже установлено, осталось около 50. Проект рассчитан как на общественный транспорт, так и на транспорт хозяйственного назначения: в области пассажирских перевозок АСМД призваны осуществлять контроль за соблюдением расписания движения автобусов. В жилищно-коммунальном хозяйстве система позволяет контролировать посещение транспортным средством объектов вывоза, мест загрузки, отслеживать случаи свалки мусора в неустановленных местах, ненормативные простои, время выхода спецтехники в рейс и возвращения из него.

По словам Алексея Смятских, коммерческого директора компании «М2М телематика», выполняющей сочинский проект, в 2010 году ожидается существенное увеличение проникновения технологии ГЛОНАСС, в частности, ожидается рост спроса на соответствующее оборудование в 2,5–3 раза. Связано это, как говорит г-н Смятских, в том числе и с регулирующей ролью государства: «Ещё несколько лет назад госзаказчикам приходилось долго объяснять и доказывать, что технологии ГЛОНАСС способны упорядочить процесс пассажирских перевозок. Я имею в виду снижение уровня загруженности дорог, сокращение расходов на ГСМ, контроль несанкционированного использования транспортных средств, обеспечение безопасности перевозок и прочее. Сейчас ситуация меняется. Представители местных администраций сами проявляют инициативу, интересуются вопросами внедрения систем мониторинга и управления транспортом», — отмечает представитель «М2М телематики».

Стоимость сочинского проекта составила 9,5 млн рублей — около 24 тысяч руб­лей в расчёте на 1 единицу транспорта (учитывается транспорт Сочи и МУП «Лазаревское»). На первом этапе автоматизированная система была внедрена в сегменте пассажирских перевозок и ЖКХ. Абонентские ГЛОНАСС/GPS-терминалы были установлены на муниципальных автобусах предприятий МУП «Сочиавтотранс» и МУП «Лазаревское» и на машинах для уборки мусора МУП «САХ». В рамках следующего этапа абонентскими терминалами будут оборудованы такси, машины скорой помощи, МЧС и УВД города. Алексей Смаглюк, начальник Управления транспорта и связи администрации г. Сочи оценивает повышение рентабельности в связи с внедрением проекта на 15–20%: «Эффективность повысилась за счёт того, что появилась дополнительная возможность контроля. Мы побороли систему так называемого “слива” топлива, несанкционированных отъездов и отстоя транспорта. Но чтобы оценить рентабельность, необходимо принимать в расчёт и другие факторы — например, то, что с сотрудников администраций транспортных управлений снята обязанность контроля. Более полные итоги проекта можно будет подвести после того, как на муниципальном общественном транспорте будет внедрена система электронных платежей», — говорит г-н Смаглюк.

Ограничения доступа в сеть

Хотя почти все проекты в рамках развития систем спутниковой навигации пропагандируются как внедрение ГЛОНАСС, пока это не совсем так. Как правило, речь идёт о приборах, работающих в обоих стандартах, — отечественном ГЛОНАСС и американском GPS. Дело не в количестве выведенных на орбиту спутников — их сейчас 19, и до конца года планируется довести их количество до 24. Даже притом что один или несколько из них то и дело выходят из строя, этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечивать уверенное определение координат объекта на территории России (а уже сейчас всерьёз на правительственном уровне обсуждаются планы продвижения ГЛОНАСС в странах БРИК). Дело в том, что отечественная электронная промышленность пока не в состоянии предложить рынку конкурентоспособные устройства. Модули ГЛОНАСС — платы с микросхемами — слишком велики и дороги даже в серийном производстве: размер ГЛОНАСС-чипа — 3х4 см, а GPS — 3х3 мм.

Такие ограничения не принципиальны для использования этой системы навигации на общественном или хозяйственном транспорте: Алексей Смятских из «М2М телематики» убеждён, что лучшие отечественные разработки абонентского оборудования конкурентоспособны. «Более того, — отмечает г-н Смятских, — превосходят по своим функциональным возможностям аналоги, которые на российском рынке представлены, как правило, Юго-Восточной Азией. В отечественных разработках учитывается и опыт эксплуатации, и условия эксплуатации, включая особенности климатических условий и изношенность парка техники».

Компания «Тетрасвязь» тоже не видит ограничений рынка в области оснащения приборами АСМД специализированного транспорта. Александр Молдаванов, президент консорциума ATGroup, в который входит «Тетрасвязь», говорит о том, что отечественные модули для систем навигации создавались и адаптировались с учётом потребностей отечественных же отраслевых предприятий, служб экстренного реагирования, органов власти. «Данные устройства имеют ведомственные сертификаты соответствия, интегрируются в бизнес-процессы и системы. Предлагаемые решения соответствуют основным техническим и ведомственным стандартам. Например, абонентское оборудование, которое мы предоставляем, ГЛОНАСС/TETRA, выполнено в стандартных корпусах, предназначенных для монтажа в стандартные слоты специализированного автомобиля. Функционал и эргономичность оборудования отработана десятилетиями», — говорит г-н Молдаванов.

Но на потребительском рынке крупногабаритные приборы с неудобным интерфейсом и высоким энергопотреблением не будут пользоваться спросом наравне с GPS-навигаторами. А это очень перспективный рынок: по данным компании «Связной», оборот устройств GPS-навигации (это и собственно навигаторы, и коммуникаторы с этой функцией) в 2009 году в ЮФО вырос на 111%. КБ «Навис» осенью 2009 года объявило о скором выпуске в серийное производство чипов с поддержкой сигнала ГЛОНАСС размером 9x11x2,5 мм: потребительские приборы с ними ожидаются в продаже осенью 2010-го — зимой 2011 года. Оптимисты же говорят о том, что на первом этапе важно заявить своё присутствие: всё-таки у GPS было время на последовательную эволюцию, освоение космоса и всех видов рынков; о ГЛОНАСС же всерьёз заговорили меньше двух лет назад. «Тут дело не столько в том, чтобы составить конкуренцию, сколько в том, чтобы создать именно российскую систему глобального позиционирования, — говорит Алексей Смаглюк. — Когда монополист в этой сфере — один, и это США, то это в какой-то степени может поставить под угрозу безопасность».