Кубанцев напоят донской водой

8 марта 2010, 00:00
  Юг

Руководство компании «Аква-Дон» (Ростов-на-Дону) объ­явило о намерении увеличить в 2010 году свою долю на рынке Ростовской области до 47,5% и осуществить выход на рынок Краснодарского края. В этот регион будут поставляться две торговые марки — akvadon.ru и «Ледяной ключ» (ТМ разработана для Краснодарского рынка). Ожидается, что уже по итогам сезона 2010 года компания займёт 1,5–2% рынка соседнего региона. В Ростовской области по итогам 2009 года на долю предприятия приходится 44% продаж. Ближайшие преследователи — Pepsi и Сoca-Cola — совокупно контролируют 26% рынка.

Кроме того, «Аква-Дон» намерена расширить портфель брендов с помощью новых торговых марок — «Баланс» (ароматизированная спортивная вода с пребиотиками), «Рица» (премиум-сегмент), akvadon.ru (вода в крупной таре для приготовления пищи). Особый упор в работе сбытовых подразделений будет сделан на расширение присутствия в сфере HoReCa и заключение договоров с крупными розничными сетями о поставке продукции private label.

«Аква-Дон» — производитель натуральной минеральной лечебно-столовой воды. Компания владеет несколькими скважинами, расположенными на территории завода, 84,7% всех продаж компании обеспечивает минеральная вода «Аксинья», позиционирующаяся в сегменте «эконом». Выручка компании в 2009 году — 430 млн рублей.

Эксперты осторожно относятся к планам компании. С одной стороны, как отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, последние несколько лет этот рынок уверенно демонстрировал весьма высокие темпы роста, на уровне 15–20% ежегодно и, несмотря на падение спроса в начале кризиса, обладает высоким потенциалом. С другой стороны, конкуренция на этом рынке чрезвычайно высока. По подсчётам «Финам Менеджмента», общий объём российского рынка бутилированной питьевой и минеральной воды 1,5–2 млрд долларов. Всего в России занимаются производством воды более 220 компаний, зарегистрировано более 700 наименований минеральной воды, в том числе более 100 на Северном Кавказе. По объёму производства в России сохраняет лидерство ЮФО, на долю которого приходится 38% общероссийского производства. Наибольшая концентрация бизнеса — в Краснодарском крае, где только местных производителей насчитывается более 50. В то же время в структуре российского потребления минеральной питьевой бутилированной воды на долю Краснодарского края приходится всего лишь около 3–5%.

Руководители крупнейших производителей уверены, что места для новых игроков в регионе ещё есть и планку «Аква-Дон» в 1,5–2% кубанского рынка считают вполне преодолимой. «Пока рынок минеральной и питьевой воды находится в стадии роста, — считает Александр Соколоверов, директор по маркетингу компании “Висма” (производитель воды “Архыз”). — В России потребление бутилированной воды составляет 25 литров в год на душу населения, в странах ЕС — 120 литров, в Восточной Европе — 60 литров. До стагнации ещё очень далеко». Мэри Гамзян, менеджер по маркетингу «Нестле ВотерКулерс Сервис», считает: «Крупные компании-поставщики бутилированной воды, предоставляющие качественный продукт и высокий уровень сервиса, будут иметь преимущество над более мелкими». По оценке г-на Соколоверова, затраты на трейд-маркетинг, в том числе на вхождение в сеть нового продукта, могут составить около 3,5 млн долларов.