Надо чаще встречаться

8 марта 2010, 00:00
  Юг

Туристический форум «Кавказская здравница-2010», прошедший в конце февраля в Кисловодске, должен был стать первым публичным мероприятием с участием нового полпреда Александра Хлопонина и президентов северокавказских республик. Однако вышло так, что в день открытия форума Хлопонин проводил в Ессентуках совещание с руководством федеральных силовых ведомств и до Кисловодска не добрался. Не добрались и главы республик, за исключением главы Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева. Подобный конфуз случился и в ноябре прошлого года в Нальчике, где на форум «Кавказ: традиции и модернизация» ожидался замглавы президентской администрации Владислав Сурков, а вслед за ним — и главы республик. Но Сурков не прилетел, и высший уровень руководителей Кавказа представлял по праву хозяина лишь президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Зато на экономическом форуме в Сочи, в котором ежегодно участвует Владимир Путин, главы кавказских республик появляются практически в полном составе — собственно, это едва ли не единственное более-менее открытое мероприятие, где их можно застать вместе.

Почему так происходит? Почему собраться в одном месте северокавказских президентов заставляет присутствие крупного федерального политика, а не общие проблемы, которых у республик более чем достаточно? Ответ вполне очевиден: пока республики зависят от дотаций федерального бюджета и федеральных целевых программ, налаживание вертикальных связей с центром будет гораздо важнее, чем установление горизонтальных друг с другом. Никто не отменял и старые счёты, которых у каждой республики к своим соседям наберётся предостаточно, а также привычные ревность и недоверие.

Несколько лет назад, когда Красноярский край объединялся с Таймыром и Эвенкией под жёстким контролем сибирского полпреда — бывшего главы генштаба Анатолия Квашнина, Александр Хлопонин, конечно же, не думал о том, что схожая миссия будет со временем возложена на него самого. Разумеется, речь не идёт об изменении границ северокавказских субъектов — Кавказу скорее требуется создание единого экономического пространства, где границы республик имели бы сугубо административную функцию. Первым и наиболее логичным шагом к этому видится организация Кавказского экономического форума — идея, кстати, прозвучала на том самом мероприятии в Нальчике, куда не долетел Сурков. Подобный опыт у Хлопонина есть: именно на созданном под его патронажем красноярском форуме в феврале 2008 года тогда ещё кандидат в президенты Дмитрий Медведев впервые озвучил свою программу «четырёх И». Однако форум — мероприятие разовое и отчасти показное, а успех проекта «Северо-Кавказский федеральный округ» во многом зависит от той повсе­дневной работы, которую будут вести главы республик по развитию декларируемого общего экономического пространства. Безусловно, велик риск того, что схема отношений, выстроенная у республик с Москвой, будет перенесена на Пятигорск, ведь Хлопонин — единственный «полпред с деньгами», а стало быть, возникает соблазн договориться, так сказать, не отходя от кассы. Но вот что примечательно: последнее время из уст руководителей республик всё чаще стали звучать слова о том, что нехорошо нам, кавказцам, всё время жить на иждивении, пора бы полноценно становиться на ноги в экономике. Эта идея вполне может стать для Кавказа объединяющей.

В переломные моменты истории роль личности в ней возрастает многократно, но не стоит думать, что Хлопонин — это панацея, а стратегия развития Северного Кавказа, принятие которой ожидается в июне, — это документ, который поведёт шесть республик в светлое будущее. Если на уровне республик стратегия будет воспринята как очередной спущенный сверху документ, то она останется на бумаге. Тот факт, что главы республик не могут собираться для того, чтобы публично обсуждать вопросы, имеющие прямое отношение к ненаписанной пока стратегии, сильно настораживает. Ведь так же они её и исполнять будут. У полпреда Хлопонина нет на первом этапе задачи важнее, чем приучить глав территории открыто обсуждать будущее Кавказа. Причём, желательно сделать это до июня.