Патриотический ресурс развития

Ярослав Малых
22 марта 2010, 00:00
  Юг

Волгоградская область проводит ребрендинг. Имидж региона наполнят содержанием, способным уже в краткосрочной перспективе конвертироваться в новые источники доходов

Сегодня Волгоградская область — это сравнительно недорогие энергоресурсы, высокий уровень образования и почти 30% всей промышленности ЮФО. Тем не менее, местная бизнес-элита констатирует — регион проходит экономический кризис тяжелее, чем многие соседи. Одна из причин — отсутствие понятных условий взаимодействия бизнеса и власти. Другой недостаток региона — отсутствие долгосрочных, на 10–15 лет, программ развития и, наконец, собственного узнаваемого бренда. Итог — весьма скромные суммы инвестиций, отставание по ряду ключевых экономических показателей и обидное слово «болото», которым в последние годы всё чаще характеризовали управленческую элиту области разного рода наблюдатели.

Северные ворота Юга

Команда нового губернатора взялась исправлять ситуацию, привлекая к решению накопившихся проблем как местную заинтересованную общественность, так и федеральных экспертов. Благо, потенциал для серьёзного экономического роста — буквально под ногами, причём речь идёт отнюдь не только о традиционных для региона промышленных отраслях. Так, практически не используется огромный туристско-рекреационный ресурс, а ведь именно в Волгоградской области находятся «столица российской провинции» — Урюпинск, самая чистая река в Европе Бузулук, озеро Эльтон, по составу минеральных грязей превосходящее Мёртвое море. Использовать существующие возможности до сих пор мешало отсутствие комплексного подхода. «Возьмём наш главный туристический “магнит”, Мамаев Курган: на его посещение нужно два часа времени. Это транзитный туризм — посмотреть, в лучшем случае — перекусить; дальше люди садятся на теплоход и уплывают. Ничего не получают ни рестораны, ни гостиницы, ни магазины, по которым туристам ходить просто некогда. Значит, нужны некие культурные программы для привлечения туристов, нужен предсказуемый график, чтобы была возможность привезти людей», — говорит сопредседатель волгоградского отделения «Клуба 4 ноября» Анна Степнова.

Пока что Мамаев Курган остаётся едва ли не единственным узнаваемым брендом Волгоградской области — и для успешного позиционирования региона этого явно недостаточно. «Ростов закрепил за собой звание столицы Юга, так давайте назовёмся хотя бы воротами Юга! Мы можем участвовать в программе переселения граждан с северных территорий страны — строительство жилья для них предусмотрено генпланом Волгограда», — предлагает, например, сопредседатель регионального отделения «Деловой России» Андрей Куприков.

«Бренд — это зеркало, отражающее уникальные особенности каждого региона, на которые и “западают” инвесторы», — говорит губернатор Анатолий Бровко. По замыслу его команды, Волгоград и область будут отражаться в таком «зеркале», как международный научно-образовательный центр патриотического воспитания и культурного развития. Инициативу брендинга на фундаменте военно-патриотического наследия некоторые наблюдатели уже окрестили «тюнингом» — по сути, косметическая реставрация старой модели, но уже с современными «наворотами».

Город победителей

Доводы в пользу «патриотической» концепции бренда понятны — нужно умело использовать то, что в имиджевой копилке региона уже есть, а не придумывать новую идентичность. «С точки зрения идеологии мы уже были лидерами страны — именно волгоградские учёные в своё время выработали концепцию о “новой исторической общности” — советском народе», — напоминает директор НИИ общественных и гуманитарных наук Волгоградской Академии госслужбы Виктор Пилипенко. Однако даже этот имидж сегодня требует реставрации. «Сейчас тот же музей “Панорама” — в неудовлетворительном состоянии. В Европе все губернаторские приёмы проводят в зданиях опер и музеев — это визитные карточки уважающих себя городов, а у нас площадки, за которую на таком уровне не было бы стыдно, просто нет», — сетует г-н Пилипенко.

«Нужно подумать о создании исторического, научного центра — не только всероссийского, но и мирового. Возможен такой проект: анализ учебников истории разных стран с партнёрами-экспертами из самих этих стран. Это не очень дорого, но Волгоград будут воспринимать как город, в котором всерьёз можно заниматься делами международного масштаба», — считает сопредседатель всероссийского «Клуба политического действия 4 ноября», генеральный директор медиа-холдинга «Эксперт» Валерий Фадеев.

Центральная идея нового бренда Волгограда — «Город победителей» — по мнению авторов концепции, не должна ограничиваться военным наследием. За последние десятилетия Волгоград дал стране 13 олимпийских чемпионов, немало волгоградцев входит в творческую элиту страны — их имена могут и должны работать на имидж региона. «Ваш земляк — художник первого ряда Илья Машков, чьи картины на мировом рынке сейчас стоят баснословных денег. Но, чтобы его имя “работало”, недостаточно просто вспоминать его время от времени. Нужны довольно затратные вещи — например, создать его музей», — рассуждает Валерий Фадеев.

Общественная дискуссия вокруг нового имиджа Волгоградской области уже в ближайшее время должна обрести черты конкретной программы действий — сформулировать её поручено специально созданной рабочей группе.