На MIPIM со своим инвестором

Тема недели
Москва, 05.04.2010
«Эксперт Юг» №12-13 (101)

Проблема южных делегаций, которые в этом году посетили выставку MIPIM в Каннах, в том, что успехи, которые поданы как результат участия в мероприятии, на деле таким результатом не являются. Более того, международная составляющая итогов форума сегодня выглядит как наиболее слабое место в перечне достижений южан в Каннах.

Для примера: администрация Краснодара во Франции подписала соглашения с компаниями «ПАТРИОТ», «ДСМУ-Газстрой», «Инвест-Строй», «Цифей», МТ «ВПИК». Из них лишь одна компания — «ПАТРИОТ» — федеральный игрок, остальные — региональные. Понятно, что подписывать с ними соглашения в Каннах — значит просто совмещать приятное с полезным. Такие подписания в общем-то ничуть не добавляют MIPIM значимости. Логично предположить, что результатом работы региона на международной выставке должны быть соглашения с иностранными партнёрами. Если их нет, это повод задуматься как минимум о двух вещах — что нужно менять в своей работе и там ли мы вообще ищем?

Конечно, опытные участники форума говорят о том, что главное на таких мероприятиях — живые контакты с первыми лицами, забегающие вперёд идеи, которые затем предстоит отрабатывать в ходе официального и неофициального обмена делегациями. Известна формула — сначала контакты, потом контракты. Сейчас инвестиционный процесс, похоже, откатился на стадию контактов. Это уже неплохо, поскольку, как рассказывают участники прошлого MIPIM, год назад акулы капитализма там просто искали лохов, готовых отдаваться за бесценок. Ну раз сейчас надо работать с контактами, так и нечего этого стесняться, прикрываясь соглашениями со своими. Эффективнее было бы сконцентрироваться на максимально плотной отработке контактов.

Между тем, ещё в прошлом, кризисном году, крупных договоров с иностранными партнёрами было существенно больше. «Основной проблемой инвестиций в Россию является качество объектов», «Россия потеряла на международном уровне, так как те инвесторы, которые уже пришли в Россию, недостаточно успешны — заработать оказалось сложно», «В глазах иностранных инвесторов Россия вернулась на пять лет назад» — вот лишь некоторые из высказываний, которые звучали в этом году на «Русском завтраке».

И здесь возникает, пожалуй, главный вопрос послекризисной повестки дня в поиске инвестиций под масштабные, в том числе инфраструктурные проекты в сфере девелопмента: правильно ли выбрана контактная площадка? Точнее, стоит ли складывать все яйца в одну корзину, то есть делать главный упор именно на MIPIM? В том, что эта выставка не потеряет свой статус ещё долгие годы, сомневаться не приходится, но слишком долгое время она олицетворяла собой «тучные годы», в которые и надувался пресловутый пузырь, и теперь у её завсегдатаев очевидный дефицит идей. На прошедшем MIPIM девелоперы и инвесторы пытались найти в происходящем на рынке уверенные признаки оживления спроса, что, по большому счёту, говорит об одном: игроками рынка руководят спекулятивные ожидания, а новых идей, помимо сакраментального «всё равно будет расти», у них почти нет. 

То, что и после кризиса MIPIM продолжает (во всяком случае, для России и Восточной Европы) оставаться событием номер один в мире недвижимости, — это, не исключено, явление временное. Уже сейчас компаниям и региональным администрациям юга России есть смысл искать дополнительные (а в перспективе — альтернативные) площадки, в первую очередь в Азии. Кстати, отметим, что на MIPIM почти не заметно активности китайцев, поэтому логично постараться ответить на вопрос, почему так происходит. Возможно, наши восточные соседи просто используют для поиска инвестиций совершенно другие площадки, которые именно сейчас самое время открывать россиянам. О том, что кризис — это, прежде всего, новые возможности, говорили ещё осенью 2008 года. Прошло полтора года, но каких-то серьёзных прорывов в сфере девелопмента, кроме всплеска малоэтажного строительства, мы пока, увы, не видим. А пора бы.                                                     

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №12-13 (101) 5 апреля 2010
    Итоги MIPIM-2010
    Содержание:
    Южане забронировали Канны

    Воздушный шар из брони — яркий образ, посредством которого Ростовская область пыталась на мартовском форуме MIPIM в Каннах донести весть о том, что в инвестиционном смысле она сочетает перспективы полётов и безопасности. В этом году южные делегации привезли больше контрактов, чем в прошлом, но это были в основном домашние заготовки

    Реклама