Дно уже видно

Экономика и финансы
Москва, 19.04.2010
«Эксперт Юг» №14-15 (103)
Объёмы сбора страховых премий в 2009 году упали на 12,7%. Эксперты сходятся во мнении, что дна рынок достигнет к середине текущего года, после чего начнётся постепенное восстановление

Лидерами падения в 2009 году стали вменённые виды страхования, завязанные на банковский сектор. В условиях кризиса оказались более востребованными только страхование ответственности и ОСАГО. Взносы в этих сегментах выросли на 10% и на 21% соответственно — но общего падения этот рост не перекрыл. В территориально-географическом разрезе в числе наиболее пострадавших оказались благополучные с экономической точки зрения регионы Юга. В республиках, напротив, отмечен рост объёма страховых премий.

Темп падения

Итоги 2009 года на страховом рынке ЮФО оказались вполне предсказуемыми. Совокупный объём страховых взносов по всем видам страхования (исключая ОМС) на Юге впервые за последние 10 лет сократился и составил 29,3 млрд рублей (см. график 1). По отношению к 2008 году падение составило 12,7%. В среднем по России падение зафиксировано на уровне 13%. Только Центральный федеральный округ сумел в прошедшем году увеличить объём собираемых премий на 1,9%. Остальные продемонстрировали падение. Уральский ФО снизил объёмы сборов на 22,5%, Дальневосточный — на 10%. Остальные по темпам падения оказались где-то между.

Если рассматривать отдельно виды страхования, то по-прежнему лидируют обязательные и вменённые — идущие в комплекте с кредитованием (см. график 2). Последние существенно сократили свои объёмы. Эти виды стимулировались банками, которые в прошлом году ужесточили условия выдачи кредитов. Начальник службы прямых продаж южной региональной дирекции ОСАО «Россия» Виталий Щукин отмечает, что с началом кризиса многие банки приостановили кредитование, а другие резко повысили ставки по кредитам, что привело к сокращению рынка банковского страхования на 70–80%.

Отсутствие доступных кредитных ресурсов стало причиной сворачивания ряда бизнес-проектов, что привело к сокращению рабочих мест. С ростом безработицы резко снизился уровень потребительской активности, тем самым вызвав стагнацию в сегменте добровольного страхования физических лиц. Таким образом, в экономически развитых регионах отрицательное влияние на страховые рынки оказало резкое сокращение поступлений по выше­указанным сегментам рынка, которые в докризисный период были основными «двигателями» роста страховых рынков. Это и определило общее сокращение страхового рынка Юга по году.

Пожалуй, из всех добровольных видов только страхование ответственности оказалось востребованным в условиях кризиса. Прирост в этом сегменте составил 10%. И, разумеется, положительная динамика у обязательных видов страхования. ОСАГО приросло на 21%, ОМС — на 23%.

«В 2009 году по сравнению с докризисным уровнем явно сократилась доля страхователей, — говорит вице-президент “АльфаСтрахование”, директор Южного регионального центра компании Евгений Череменин. — Доля регионального рынка в общих сборах составила 5,6 процента (в 2008 году было 6 процентов). Падение произошло из-за сокращения сборов в страховании имущества, личного страхования, существенно уменьшились сборы в страховании жизни и ответственности. Целевые сегменты страхового рынка на юге России упали на 13 процентов».

На динамике выплат кризис пока не сказался. Они по сравнению с 2008 годом остались на прежнем уровне — 15,8 млрд рублей. В силу специфики страхования снижения объёмов здесь стоит ожидать только в текущем году, поскольку в статистике 2009 года учитывались выплаты по полисам, проданным в 2008 году.

В разных направлениях

В прошедшем году падение сборов зафиксировано не во всех регионах ЮФО, а только в экономически благополучных (см. таблицу № 1). Например, в Ростовской области объёмы сборов сократились на 18,3%, на Кубани — на 11,8%. Сильнее всего пострадала Волгоградская область, где рынок упал на 27,4%. В республиках Северного Кавказа, напротив, произошёл прирост объёмов страховых премий. Особых успехов достигли страховые компании в Карачаево-Черкесии, где этот показатель составил 42,1%. Следом идёт Чеченская Республика — 39,6%. Такой рост был достигнут за счёт страхования жизни, здоровья и имущества. В Чечне, кроме того, активно страховали ответственность.

Кризис практически не затронул республики, а поступательное развитие, обусловленное госдотациями, обеспечило прирост и на страховом рынке. «Так называемые “депрессивные” регионы Юга (Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика) оказались в числе наименее пострадавших от кризиса, — говорит руководитель центра стратегического развития страховой группы “Уралсиб” Татьяна Гар. — За январь-февраль 2009 года динамика сводного индекса промышленного производства в этих регионах была положительной. В развитых регионах падение промпроизводства в 2009 году составило 10–15 процентов». Кроме того, по словам Татьяны Гар, на динамику страхового рынка республик юга России в определённой степени оказала влияние структура рыночной премии, в которой традиционно высока доля ОСАГО. Например, в Дагестане доля ОСАГО в суммарной премии по добровольному и обязательному страхованию (кроме ОМС) составляет 64%. Поскольку ОСАГО является обязательным видом страхования, то отрицательное влияние кризиса на рынок было минимальным.

По мнению управляющего директора Дивизиона «Юг» Группы Ренессанс страхование Константина Городецкого, основой разнонаправленного развития страхового рынка на Юге стало то, что раньше в случае непредвиденных ситуаций как частные лица, так и представители бизнеса могли рассчитывать на свой личный доход, средства компании или кредит, поэтому нередко пренебрегали страхованием. В условиях же кризиса доступ к кредитным ресурсам фактически оказался закрыт, а страхование, как наиболее доступный и эффективный инструмент риск-менеджмента, стало цениться выше. Этим можно объяснить рост спроса на страхование в регионах, где прежде интерес к этой услуге был невысок. В других же областях, где страхование уже стало привычным инструментом защиты личного и корпоративного бюджета от непредвиденных расходов, снижение объёма сборов обусловлено стремлением клиентов к экономии, например, за счёт включения в договор франшизы или отказа от тех или иных рисков. Эта тенденция не могла не отра­зиться на суммарном объёме премии.

Поимённо

Несмотря на общее падение рынка, некоторые компании продемонстрировали прямо-таки уникальные результаты (см. таблицу № 2). «МСК стандарт» со 199 строки поднялась на 27-ю. Она объединилась со «Стандарт-резервом», который по итогам 2008 года занимал 28 позицию. Страховая компания «Стэнс­инвест», новичок на южно-российском рынке, является дочкой «Чешской страховой компании» (15 место по итогам 2008 года). Сама «Чешская страховая компания» в прошедшем году провела ребрендинг и теперь называется «Дженерали ППФ страхование жизни». Скачок компании «Русские страховые традиции» с 98-й на 62 строку объясняется агрессивной региональной политикой. Раньше этот, достаточно крупный по российским меркам, страховщик на Юге был представлен довольно слабо.

Переход страховой компании «Кардиф» с 206-го на 75 место можно было бы считать экономическим чудом, если бы не одно «но». «Кардиф» — дочерняя компания французского страховщика CARDIF, входящего, в свою очередь, в BNP Paribas Group. Свою деятельность в России начала с января 2008 года. Бурный рост с нуля при столь сильных тылах — явление закономерное.

 Пожалуй, только страховое общество «Купеческое», которое в прошлом году буквально ворвалось на южный рынок, потеснив конкурентов и заняв 69 позицию, сполна воспользовалось возможностями кризиса. Этот омский страховщик совершил резкий рывок не только на рынке юга России, но и в стране, причём основой его роста стало имущественное страхование, локомотивом которого до сих пор считалось вменённое страхование предметов залога. В условиях кризиса, когда банки ужесточили условия выдачи кредитов, объёмы сборов по имущественному страхованию снизились. Как показывают итоги года — не у всех. Впрочем, истоки данного роста не ясны. Если в период бурного роста имел место демпинг с целью захвата рынка или работа с аффилированными компаниями, то компании будет довольно сложно удержать позиции. В текущем году станет ясно, надолго ли компания вошла в число значимых игроков рынка.

Назад в будущее

Прогнозы относительно темпов восстановления страхового рынка разделились. Татьяна Гар считает, что к докризисным темпам развития рынок может вернуться не раньше, чем через два года. Виталий Щукин думает, что основным фактором, который повлияет на восстановление объёма страхового рынка Юга, может стать восстановление объёма кредитования хозяйствующих субъектов и населения. В этом случае рынок восстановится до докризисных позиций к началу 2011 года.

По мнению Евгения Череменина, рынок может достигнуть дна и начать отыгрывать падение уже в середине текущего года. «Но этот процесс будет постепенным, особенно — для страхового рынка, который реагирует на экономическую конъюнктуру с некоторым запозданием, — уточняет эксперт. — Он позже вошёл в кризис, позже будет и выходить из него. Автострахование — один из главных локомотивов рынка, в общем, будет развиваться примерно по тому же сценарию. При этом восстановление его объёмов зависит не только от темпов роста автокредитования, но и от способности заводов нарастить темпы производства и удовлетворить будущий спрос. Поэтому полноценное восстановление страхового рынка возможно только в 2011 году».

На темпы восстановления будут влиять не только объёмы кредитования и производства, но и страховое законодательство. «Cтраховому рынку нужна реальная помощь по скорейшему принятию поправок в закон о банк­ротстве страховщиков, — говорит Евгений Череменин. — Ключевое значение играют нововведения, касающиеся субординированных кредитов и возможности передать страховой портфель другому игроку. Подчеркну, нам невыгодны банкротства коллег, нервозная ситуация на рынке, неуверенность потребителя. И принятия поправок — помощь в первую очередь компаниям, попавшим в критическую ситуацию. Возможность взять кредит поможет компании учитывать заёмные ресурсы в капитале второго уровня — то есть обойтись без привлечения денег акционеров, попытаться самостоятельно нормализовать финансовую ситуацию. При этом передача портфеля (или его части) позволит страховщику быстро снизить обязательства компании по полисам, продав или передав их другому игроку, освободить ресурсы для обслуживания оставшихся клиентов».

Важно для рынка и очищение от недобросовестных страховщиков, из-за которых возникает нервозность на рынке и недоверие потребителей. Одним из шагов к оздоровлению должен стать скорейший перевод всех страховщиков на МСФО. Эту идею поддерживают как многие игроки рынка, так и ФССН. Для крупных компаний международные стандарты финансовой отчётности уже стали нормой, в то время как проблемные страховщики нормальной отчётности, как правило, не имеют, что затрудняет оценку их бизнеса.       

Рейтинг страховых компаний по размеру премий (январь–декабрь 2009 г.)
В прошедшем году страховые сборы упали на традиционно благополучных территориях и возросли в депрессивных

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №14-15 (103) 19 апреля 2010
    Ипотека возвращается
    Содержание:
    Реклама