Он не боялся делиться

26 апреля 2010, 00:00
  Юг

Основатель и генеральный директор торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий по результатам ежегодного опроса профессионалов фондового рынка признан лучшим среди руководителей европейских компаний потребительского сектора.

По информации «Ведомостей», Галицкий занял первое место в рейтинге международного финансового журнала Institutional Investor среди руководителей европейских компаний потребительского сектора. Рейтинг-2010 All-Europe Executive Team отражает мнения около 1100 аналитиков из 150 компаний, осуществляющих операции с ценными бумагами, и 650 аналитиков из 385 профессиональных инвестиционных институтов. До Галицкого ещё двое российских управляющих получали такое же признание у европейских инвесторов — это экс-председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Вряд ли кто-либо ещё год назад мог бы счесть, что эти три фигуры — из одной весовой категории, однако кризис значительно усилил вес основателя сети «Магнит».

То, что лучшим среди руководителей европейских компаний потребительского сектора признан Сергей Галицкий, это совершенно правильный выбор, считают представители и регионального сообщества фондовиков. Компания «Магнит» — успешная и динамично развивающаяся компания на российском рынке, пожалуй, из продуктовых ритейлеров — одна из самых успешных, которая явно выделяется своими результатами. 

Александр Жуков, директор представительства ОАО «Брокерский дом “Открытие”» в Ростове-на-Дону, полагает, что выбор Галицкого лучшим ритейлером основан не только по результатам деятельности компании в 2009 году; скорее, это признание его действий в течение последних 10 лет. Избранный им сегмент дискаунтера — очень удачный, перспективный: несмотря на кризис, сеть показала очень хорошую динамику. И решение фондовиков кажется вполне логичным.

«“Магнит” — уникальное предприятие, — отмечает Иван Ковалёв, директор Ростовского филиала компании “Тройка Диалог”. — Во время кризиса компания показала удивительные темпы роста — самые высокие темпы роста среди ритейлеров в Европе. Очень вовремя — в мае 2008 года в ходе SPO Галицкий продал дополнительный выпуск широкому кругу инвесторов и вырученными деньгами закрыл все кредиты. Прибыль компании, а также вырученные в результате SPO осенью 2009 года средства направлялись на развитие сети». «Деятельность “Магнита” доказывает, что к успеху ведёт лишь политика, реализуемая постоянно, а не единоразовыми акциями, — убеждён Герхард Марков, вице-президент группы “Финансы”. — Галицкий вовремя вышел на биржевой рынок, но знать, когда какой шаг станет верным, может руководитель, не только знающий тенденции на рынке, но и сам являющийся частью этих тенденций».

Сейчас «Магнит» — крупнейшая в России торговая сеть по количеству магазинов — 3228. В течение 2009 года «Магнит» открыл 636 магазинов у дома и 10 гипермаркетов, а в феврале Галицкий заявил о намерении открыть в 2010 году 30–35 гипермаркетов, в 2011 году, в случае приобретения необходимого количество участков под строительство, — до 100. Впечатляют и финансовые результаты ритейлера: выручка компании по итогам 2009 года выросла на 27,9% до 169,9 млрд рублей, а чистая прибыль — на 86,9% и составила 8,729 млрд рублей. Сам Сергей Галицкий отмечает, что добиться таких результатов в прошедшем году позволило осеннее размещение допэмиссии акций компании.

«Акции ОАО “Магнит” — интересная инвесторам бумага, — говорит Александр Жуков, директор представительства ОАО “Брокерский дом «Открытие»” в Ростове-на-Дону, — которая показала очень хорошие результаты, сопоставимые с результатами бумаг Сбербанка. Тем инвесторам, которые вовремя покупали или продавали её, она дала возможность хорошо заработать». Действительно, акции «Магнита» идут как бы против рынка — в то время как индекс РТС упал с 2500 до 1600, котировки акций выросли с 1200 рублей до 2500.

В результате проведения SPO и доп­эмиссий, Галицкий сегодня владеет пакетом акций меньше контрольного — лишь 40,82%. «Но компания, которой он владеет, а значит, и его пакет стоят в десятки раз больше, чем при условии сохранения прежних долей, — отмечает Иван Ковалёв. — У нас очень много компаний, владельцы которых не хотят делиться капиталом, привлекая инвестиции с фондового рынка. Они существуют за счёт кредитных средств и, как результат — озабочены лишь выживанием, а не развитием. Стремление сохранить в своих руках как минимум контрольный пакет характерно только для развивающихся экономик. Но мировыми крупными корпорациями управляют в основном не единоличные собственники, а советы директоров, которые обеспечивают эффективность работы компании в интересах своих акционеров».

Умение делиться в кризис оказалось ключевым для компании, намеревающейся быстро развиваться. При первых симптомах кризиса было ясно, что потребительский рынок получает шанс на ускоренный рост. Однако российских компаний, работающих на этом рынке, которые намеревались развиваться и приглашали расти вместе с ними, было очень немного. В сфере потребительской розницы Галицкий и вовсе оказался один.