Предложение из-за реки

Сергей Кисин
26 апреля 2010, 00:00
  Юг

Башкирское ООО «Нефтегазиндустрия-Инвест» (НГИ) подало в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о приобретении 100% входящего в холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент» ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» в Краснодарском крае. Кто стоит за НГИ, пока неизвестно, по одной из версий, это могут быть структуры АФК «Система», чьи активы разделяет с НПЗ река Кубань

Афипский нефтеперерабатывающий завод паспортной мощностью переработки 3 млн тонн в год сегодня производит дизельное топ­ливо, топочный мазут и экспортный технологический бензин. На внутреннем рынке продаётся в основном дизтопливо. Вся остальная продукция (около 80%) идёт на экспорт. В настоящий момент Афипский НПЗ работает на давальческом сырье, перерабатывая нефть, которую ему поставляет «Нефтегазиндустрия-Инвест» (170 тысяч тонн в апреле), «Роза мира» (50 тысяч тонн), «Роснефтегазоэкспорт» (30 тысяч тонн).

В начале 2009 года АНПЗ закончил масштабную модернизацию, потратив на неё 1,3 млрд рублей и ожидая роста производства за счёт выпуска авиационного керосина для подконтрольных «Базэлу» южнороссийских аэропортов Анапа, Сочи, Краснодар, Геленджик, а также базирующейся в Краснодаре авиа­компании «Авиалинии Кубани».

Однако с лета прошлого года завод испытывает серьёзные перебои с объёмами производства из-за того, что «Транснефть» резко сократила поставки сырья — с 300 до 150 тысяч тонн в месяц. Падение выпуска основного товара — авиакеросина — ставит крест на планах собственников по окупаемости проекта модернизации производства. Из-за сокращения поставок сырья завод остановил работу одной из нефтеперерабатывающих установок, на модернизацию которой в прошлом году компания затратила более 150 млн рублей. Попутно начались сокращения рабочих.

В управляющей заводом базэловской «Объединённой нефтяной группе» (ОНГ) утверждали, что таким образом «Транснефть» пытается надавить на руководство ОНГ, вынудив группу «продать завод одной из конкурирующих компаний по низкой цене». Со своей стороны в «Транснефти» объясняли сокращение поставок «технической невозможностью» и «отсутствием пропускной способности» железнодорожной ветки (нефть на предприятие поставляется не по трубе, а по железной дороге). При этом в компании опровергали обвинения в давлении на ОНГ и заверяли, что никаких планов по поглощению НПЗ у «Транснефти» нет.

Интересно, что как раз летом 2009 года, когда у АНПЗ начались проблемы с поставками сырья, была зарегистрирована компания ООО «Нефтегаз­индустрия-Инвест», контролируемая Айратом Исхаковым и ставшая сначала поставщиком на группу башкирских заводов, а потом и на Афипский НПЗ.

Новый давалец стал самым крупным поставщиком сырья на завод на фоне того, что ОНГ уже не перерабатывала на нём собственное сырьё. Одновременно руководство компании заявило, что если компания получит интересное и выгодное предложение о покупке НПЗ, то она может им воспользоваться. По различным оценкам, активы АНПЗ сегодня могут оцениваться от 800 млн до 1 млрд долларов. Надо полагать, «интересное предложение» поступило, если НГИ отправила заявление в ФАС.

Вряд ли практически неизвестный на рынке оператор в состоянии сегодня спокойно выложить миллиард долларов и управлять столь сложным активом. Предполагается, что за НГИ стоят достаточно мощные структуры. Весьма вероятно, что это АФК «Система», получившая в апреле 2009 года группу башкирских перерабатывающих заводов «Башнефти» и активы НК «РуссНефть», принадлежавшие Михаилу Гуцериеву.

С одной стороны, подобный сценарий выглядит не совсем понятным. Как заметил «Эксперту ЮГ» аналитик «Альфа-банка» Ширвани Абдуллаев, сегодня «Башнефть» добывает гораздо меньше, чем перерабатывает (в 2009 году добыто 12,26 млн тонн при переработке почти 16 млн тонн), поэтому приобретение дополнительных перерабатывающих мощностей лишь отдаляет перспективу эффективности собственного производства. Однако, с другой стороны, приобретение АНПЗ выглядит вполне логичным с точки зрения интересов одного из ключевых активов «РуссНефти» — Краснодарского НПЗ мощностью переработки 3,1 млн тонн в год, который географически расположен напротив АНПЗ через реку Кубань.

КНПЗ расположен в черте Краснодара и не имеет возможности для расширения, но получает сырьё по отводу магистрального трубопровода Тихорецк — Туапсе. АНПЗ имеет возможность для расширения, но не имеет трубопровода и возит сырьё цистернами, что и вызвало прошлогодние проблемы с «Транснефтью» из-за слабой пропускной способности железной дороги.  

Объединив активы, новый собственник, если это «Система», сможет кардинально решить сырьевой вопрос. При этом объединение заводов ничуть не делает их конкурентами, так как маломощные НПЗ в условиях повышенного спроса на ГСМ в преддверии Олимпиады будут полностью загружены. К тому же заводы могут быть «разведены» в некоторых сегментах выпуска продукции. В частности, АНПЗ взял курс на выпуск авиационного керосина, в первую очередь для потребностей ОАО «Аэропорты Юга» и ОАО «Авиалинии Кубани». КНПЗ же мог бы сосредоточиться на выпуске битума в связи с развитием дорожного строительства на юге России. Завод способен производить свыше 10 тысяч тонн нефтебитума и поставил в план модернизации предприятия реконструкцию битумной установки. Как раз исходя из этих соображений, владельцы «Базэла» в течение нескольких лет безуспешно добивались разрешения на покупку активов «РуссНефти» и, в частности, КНПЗ. Если версия о том, что за заявлением НГИ в ФАС стоит «Система», верна, значит, мы имеем дело с возрождением старой хорошей идеи об инфраструктурном объединении двух предприятий — но теперь попытка его осуществить предпринимается с другой стороны.