На пороге второй волны

Грядущий переход российских вузов в статус автономных учреждений, при всей неоднозначности этого начинания, должен стать стимулом для развития инновационных производств на базе высшей школы

Многие из сегодняшних инновационных предприятий, возглавляемых представителями вузовской науки и по-прежнему сохраняющих с ней связи, были созданы ещё на рубеже 1980–1990-х, когда впервые был поставлен вопрос о том, что наука может приносить прибыль. Вторая волна появления инновационных производств в этой сфере ожидается в ближайшее время в связи с грядущей масштабной реформой статуса российских вузов. По замыслу федерального министерства образования и науки, превращение высших учебных заведений в автономные учреждения станет стимулом для их выхода на рынки инновационной продукции и конкуренции в этом поле. Кроме того, летом прошлого года был принят Федеральный закон № 217, позволяющий научным учреждениям выступать в качестве учредителей предприятий, осуществляющих внедрение созданных на базе вузов интеллектуальных продуктов. О том, как должна измениться политика вузов в инновационной сфере, «Эксперту ЮГ» рассказал первый проректор по научной и инновационной деятельности Южного федерального университета (ЮФУ) Евгений Айдаркин.

19 пишем — 300 в уме

— Насколько продуктивным для развития инновационной деятельности оказалось объединение нескольких вузов Ростовской области в рамках ЮФУ?

— В структуру ЮФУ вошли два инновационных вуза. Это Таганрогский радиотехнический университет, который всегда имел существенный объём разработок, причём не только фундаментальных, но и прикладных, экспериментальных. И Ростовский госуниверситет с очень существенной базой по естественнонаучным направлениям. Каждый из этих вузов имел свой технопарк, который обеспечивал тиражирование идей и доведение их до создания конкретных услуг или продукции. Несмотря на все прогнозы, взаимодействие этих подразделений в рамках ЮФУ усилило инновационные процессы, что для нас самих было удивительно. Был резко увеличен объём финансирования науки в самом вузе, и в то же время усилился процесс, связанный с формированием в рамках вуза малого бизнеса. На сегодняшний день в общем объёме финансирования научной деятельности ЮФУ (750 миллионов рублей) примерно 30 процентов приходится на фундаментальную науку, 40 процентов — на прикладные исследования и ещё 30 процентов — на экспериментальные разработки, которые направлены на создание инновационной продукции. Это соотношение говорит об очень эффективном процессе внедрения научных идей в производство и коммерциализацию нашей продукции. Параллельно есть четвёртая строка, она связана с привлечением средств малого бизнеса, здесь тоже очень хорошие показатели. Сегодня около 70 малых предприятий в технопарках ЮФУ обеспечивают объём производства стоимостью порядка 2–2,5 миллиардов рублей в год.

— Какие предприятия, созданные в рамках вузов Южного федерального университета, наиболее известны на российском рынке? Можно ли говорить о том, что они создали узнаваемые бренды в своих сферах деятельности?

— В Таганроге я хотел бы отметить три организации. ООО НПК «Медиком МТД» производит до 15 процентов медицинских систем функциональной диагностики в России — это очень высокий результат — и уже вышла на зарубежный рынок. ООО НПП «Спецстройсвязь» — солидная организация с персоналом около 300 человек — выпускает системы телефонизации, их объём деятельности составляет порядка 400–500 миллионов рублей в год. ОАО «НКБ ВС» — известный российский производитель вычислительных систем спецназначения. Из предприятий, созданных в Ростове, прежде всего следует назвать предприятие «Тензор» при НИИ механики и прикладной математики, которое занимается разработками систем контроля железнодорожных составов. НИИ ФОХ занимается проблемами смазки, созданием лекарственных препаратов. В НИИ физики ЮФУ создано ЗАО «Кордон», которое разрабатывает системы защиты информации. Все эти предприятия вышли из эпохи перестройки, сейчас они резко изменились и уже переходят из области малого бизнеса в средний, то есть могут решать более серьёзные задачи.

— Как на инновационной деятельности ЮФУ отразятся принятие ФЗ № 217 и переход в статус автономного учреждения?

— В связи с принятием ФЗ-217 у нас появилась возможность самим учреждать малые предприятия с долей собственности университета. Переход в режим автономного учреждения ставит множество дополнительных проблем. Это решение обеспечивает нашу большую самостоятельность, диверсификацию существующих источников финансирования и поиск новых. К 2012 году ожидается существенное сокращение числа студентов в связи с демографическим спадом, но государство не будет из-за этого закрывать вузы. По словам министра образования, вузы теперь будут конкурировать между собой по двум направлениям — за увеличение доли финансирования научных исследований, на что выделяется хорошая сумма — до 30 миллиардов рублей, и в области создания инновационного бизнеса. В этой сфере сейчас существует много возможностей, которые позволяют вузам включиться в формирование инновационной среды регионов. В прошлом году мы создали координационный совет по этому направлению, обсудили 19 предложений. Сейчас на их базе формируется четыре предприятия в Таганроге и три в Ростове, уже произведена оценка их интеллектуальной собственности и подписаны документы о передаче имущества на их баланс, данные проекты также удалось поддержать с помощью грантов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, более известного как фонд Бортника.

— Чем будут заниматься эти предприятия?

— Из таганрогских предприятий надо особо отметить ООО «Центр нанотехнологий» с уникальным оборудованием стоимостью 600 миллионов рублей, которое входит, наверное, в тройку лучших наноцентров России. Далее, это ООО «Психограф», которое занимается разработкой систем психодиагностики и профотбора специалистов, для этого создан специальный программно-аппаратный комплекс, так называемый стабилограф. ЗАО «Научно-конструкторское бюро цифровой обработки сигналов» работает в области создания программного обеспечения. В этом году предприятием должны быть доработаны алгоритмическое, программное и аппаратное обеспечение многолучевого эхолота корабельного базирования для установки его на самолёт-амфибию. ООО «Информационные и инновационные технологии» решает проблемы оценки состояния железнодорожных вагонов.

Этап регистрации проходят также три предприятия в Ростове. ООО «Два Тэта» реализует проект «Новые активные функциональные материалы, устройства и методики исследований для новых источников тока, систем энергосбережения, контроля свойств материалов, продуктов и сред, природных и биомедицинских объектов». Миссия предприятия ООО «Мир Био» — организация производства биоинженерных и биотехнологических продуктов для ветеринарии и медицины. ООО «Центр биомедицинских технологий ЮФУ» занимается разработкой и внедрением биотехнологий получения биологически активных субстанций из растительного и животного сырья, созданием технологического и аналитического оборудования медико-биологического назначения.

По части других из 19 предприятий получено принципиальное согласие учёного совета ЮФУ, и мы постепенно стараемся их сформировать. Конечно, для нас это очень мало — если бы было 300–400 фирм и мы имели долю финансирования в их уставном фонде 33–34 процента, то это дало бы дополнительно 100–150 миллионов рублей, с помощью которых можно было бы решать ряд вопросов в смежных отраслях.

— Какие преимущества может получить бизнес, взаимодействуя с университетом в сфере совместных инновационных проектов?

— Во-первых, льготы по субаренде помещений для предприятий. Во-вто­рых, в кооперации с университетом проще подавать заявки на участие в различных грантовых конкурсах, например на гранты фонда Бортника, представительство которого есть в ЮФУ. Мы можем такие проекты не только грамотно «упаковать», но и сами в них заинтересованы, потому что по ряду конкурсов университет может подавать всего одну заявку, а число совместных заявок с малыми предприятиями не ограничено. В-третьих, возможность льготного пользования современным оборудованием, которое постоянно обновляется, например оборудованием того же наноцентра, о котором я говорил. В рамках университета мы создаём так называемые центры коллективного пользования оборудованием, к которому открыт доступ малым предприятиям. Такой подход позволит резко поднять уровень исследований и разработок, а значит, и повысить конкурентоспособность продукции. В-четвёртых, университет обладает сильной инфраструктурой сопровождения проектов, в том числе в области юридического обеспечения прав интеллектуальной собственности и экспортного контроля. Например, в прошлом году ЮФУ получил специальное разрешение на осуществление независимой идентификационной экспертизы экспортируемых товаров и технологий, был создан соответствующий центр. На сегодняшний день это единственная организация на юге России, которой предоставлено право проводить независимую идентификационную экспертизу экспорта по всей номенклатуре продукции, приведённой в контрольных списках для экспортёров. Наконец, университет — это место, которое постоянно генерирует идеи и обеспечивает приток кадров для бизнеса, у нас есть возможность собирать команды молодых специалистов, обеспечивать их финансирование в рамках различных грантовых программ и ориентировать в сторону бизнеса. Сегодня во многих малых предприятиях идёт старение персонала, и в первую очередь они, конечно, обращаются за новыми кадрами к нам. В сумме всё это даёт бизнесу серьёзные преимущества, даже несмотря на то, что сегодня для инновационных предприятий законодательством фактически не предусмотрено налоговых льгот.

— Какие вы видите риски в кооперации университета с бизнесом?

— Риски были во время перестройки, когда многие авторы инновационных разработок уходили из высшей школы, в результате ряд идей был просто утрачен, а возвращались в университет очень немногие. Раньше создание малых предприятий для вузов было, так сказать, общественной нагрузкой, и я сам много лет одним из таких предприятий руководил. Теперь же перед университетами стоит задача развития в новых условиях, что предъявляет совсем другие требования к уровню инновационных производств.

Сегодня у Ростова возникает уникальный шанс стать лидером в стратегическом направлении — переводе экономики на инновационные рельсы. У ЮФУ для развития этого направления есть все ресурсы

Инновации как бренд региона

— Как бы вы определили стратегию и задачи высшего образования на рынке инновационной продукции?

— Капитализация интеллектуальной собственности, постановка её на баланс и её продажа — это один из инструментов повышения экономической эффективности фирмы, формирование дополнительной инфраструктуры для поддержки тех, кто такую собственность умеет создавать. Вузовская наука может и должна в большом количестве производить интеллектуальную собственность и уметь превращать её в товары и услуги, а также создавать рабочие места. При этом основная задача вуза — развитие науки и образования. Поэтому сейчас мы ищем варианты, как нам не превратиться в серьёзное промышленное предприятие, а всё-таки сохранить за собой образовательный научный фонд. Кроме того, роль инновационного процесса важна не только в науке, но и в образовании, потому что студенты работают в том числе и на наших малых предприятиях. Крупные промышленные предприятия, участвующие в инновационном процессе, особенно в сфере оборонно-промышленного комплекса, при всём к ним уважении, — это выходцы из другого, советского мира, они обременены существенными проблемами по собственности и финансированию. А вот малый и средний бизнес выбирает наиболее выгодные ниши, у этих предприятий нет старых долгов, у них относительно молодые коллективы — это самый эффективный путь воспроизведения инновационной инфраструктуры. На основе таких предприятий можно создавать новую отрасль экономики региона. За рубежом именно малые фирмы занимаются модификацией продукции больших «монстров», и в этом содружестве фирм разного уровня создаётся быстрая система трансформации продукта, определения его тех или иных инновационных сторон, что в конечном итоге и определяет его конкурентоспособность.

— Как сейчас выстраивается политика продвижения на рынок инновационных разработок компаний, связанных с университетом?

— Традиционные маркетинговые инструменты хороши для конкретной продукции, когда понятно, кто её потребитель. Если же речь идёт об инновационной разработке, тут возникает более сложная ситуация. Я бы говорил о разных стратегиях для российского и внешнего рынка. На внутреннем рынке рычаги и чёткая стратегия продвижения есть: мы хорошо знаем потребителя, его запросы на ближайшие 5–10 лет, и тут уже существует органичное взаимодействие участников рынка. Более сложный вопрос — выход на внешние рынки. Здесь, во-первых, требуется получение специальных сертификатов типа европатентов. Во-вторых, есть фактор конкуренции с той стороны: наши демпинговые цены на инновационную продукцию европейцев явно не устроят. Я вижу решение этих проблем в форме создания совместных предприятий, которые могли бы и продвигать нашу инновационную продукцию за границей, и ввозить к нам иностранные разработки. Примеры таких совместных проектов с нашими германскими парт­нёрами уже есть.

— Каким образом университет сегодня организует своё взаимодействие с бизнесом, какие для этого существуют контактные площадки?

— Я бы выделил четыре группы юридических лиц, с которыми университет взаимодействует по инновационной проблематике: промышленность, малый бизнес, административные органы и финансовый капитал. Наиболее активно происходит общение с малым бизнесом в наших двух технопарках. Кроме того, университет постоянно участвует в деятельности образованной в Ростове ассоциации «Высокие технологии», ведётся регулярная работа с РСПП — например, в области совместного формирования учебных планов в соответствии с запросами предприятий. В общении с областной администрацией также можно говорить о взаимопонимании в инновационной сфере, и сейчас, я бы сказал, готовится фундамент для качественного скачка в этом направлении. С промышленностью и финансовым капиталом связи значительно хуже. Из финансистов я бы выделил только деятельность банка «Центр-инвест» и его президента Василия Высокова, но таких руководителей, к сожалению, немного. Кроме того, каждой осенью мы участвуем в экономическом форуме, который проходит в ВЦ «Вертол-Экспо» и является своего рода фильтром для взаимодействия вузов и промышленных предприятий.

— Как вы оцениваете перспективу создания единого бренда инновационной продукции Южного федерального университета?

— В настоящее время существует проект создания сетевого технопарка Ростовской области и даже всего юга России в целом, и университет готов принять в этом проекте активное участие. Его реализация позволила бы сформировать новый образ Ростовской области как главного центра инноваций всего юга России. Сегодня, когда Краснодарский край вплотную занят олимпийским проектом в Сочи, у Ростова возникает уникальный шанс стать лидером в другом стратегическом направлении развития страны — я имею в виду перевод экономики на инновационные рельсы. У ЮФУ для развития этого направления есть все ресурсы: 36 факультетов, 11 конструкторских бюро, 6 НИИ. 50 тысяч студентов — это база, на которой можно вырастить любых специалистов, и главное, есть из кого выбирать, у нас в регионе хорошая генетика. Что немаловажно, есть земля в посёлке Недвиговка под Ростовом.

Сейчас в Ростовской области создаётся крупный транспортный узел. Спрашивается: кого он будет обслуживать? Олимпиада — мероприятие разовое, надо планировать на перспективу. Думаю, что создание в регионе крупного научного парка позволит привлечь сюда большой дополнительный поток иностранных посетителей, так сказать, визит-менеджеров, представляющих интересы крупных компаний. Кроме того, это возможность сдавать представительствам этих компаний в аренду подготовленные площади — во всём мире инновационные центры на этом хорошо зарабатывают. К новым магистральным направлениям развития Ростовской области, например, к туризму, обязательно должно быть добавлено развитие научно-образовательной и инновационной среды. Это будет в том числе возможность вернуть к нам тех людей и технологии, которые в девяностые ушли за границу за копейки.