Играть по новым правилам

Экономика и финансы
Москва, 24.05.2010
«Эксперт Юг» №20 (109)
Аудиторский рынок юга России пережил кризис и одновременно испытал влияние перехода к саморегулированию. Не успев привыкнуть к игре по новым правилам, рынок вновь оказался под воздействием изменений — теперь уже законодательных

Финансовый кризис существенно повлиял на раз­витие рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Если спрос на обязательный аудит остался на прежнем уровне, снизившись в цене, то от инициативного аудита заказчики старались по возможности отказаться. В целях сокращения расходов клиенты аудиторских компаний минимизировали затраты на консалтинг. Аудиторско-консалтинговые фирмы почувствовали это и стали более гибкими: пошли на снижение цен и использовали ряд маркетинговых инструментов ради сохранения клиентской базы и поддержания жизнедеятельности.

Резкое торможение

В 2009 году совокупные показатели, как видно по итогам деятельности участников рейтинга (см. таблицу 1), остались практически на том же уровне, что и годом ранее, — прирост составил всего 3,8%. Этот уровень несколько выше общероссийского: по данным «Эксперт РА», суммарные доходы ста крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) за 2009 год увеличились на 2%. И для юга России это очень хороший показатель, поскольку в прошлом году участники рейтинга прогнозировали существенное падение. Впрочем, дополнительно к цифрам необходимо учесть и отказ ряда аудиторско-консалтинговых компаний от участия в текущем рейтинге со скромной формулировкой: «нечем похвастаться». Поэтому в целом по рынку скорее про­изошло падение.

«На мой взгляд, рынок аудита на юге России в 2009 году не претерпел заметных изменений, — говорит управляющий партнёр краснодарской АКГ “Ваш СоветникЪ” Фёдор Гладкий. — Ёмкость его осталась практически на уровне 2008 года. Единственное изменение: несколько понизились или остались на прежнем уровне аудиторские ставки, а также несколько повысились требования клиентов к качеству аудиторских услуг, предоставляемых за те же деньги». Падение рынка аудита на юге России на уровне 5–7% отмечают в ставропольской компании ООО АК «ЮЭКО-АУДИТ»; в ростовской компании «БизнесКонсалт» полагают, что рынок сократился на 15%. Впрочем, есть и более резкие мнения.

«По нашим оценкам, аудиторский рынок юга России в 2009 году упал более чем на 40 процентов по сравнению с прошлым годом, вернувшись к тому уровню, когда цена играла более важную роль, чем качество оказываемых услуг, — рассуждает генеральный директор компании “Денисов-Аудит” Антон Денисов. — Это обусловлено финансовым кризисом и стремлением компаний к снижению издержек. Первую половину 2009 года аудиторские компании продержались за счёт контрактов, заключённых в 2008 году, а вот во втором полугодии 2009 года объёмы провально упали, поскольку большинство заказчиков отказались от промежуточных проверок, оставив только годовые, а часть заказчиков вовсе отказалась от услуг аудиторов. Крупные аудиторские компании проводили сокращение штата работников, а мелкие уходили с рынка».

По отношению к внутренней среде аудиторские компании старались повысить эффективность профессиональной деятельности. Насколько им это удалось, можно проследить по динамике показателя «выручка» в расчёте на одного специалиста (таблица 2). Разрыв по этому показателю достигает в некоторых случаях почти 6 раз. Так что местному рынку есть на кого ориентироваться не только среди крупнейших аудиторско-консалтинговых групп российского масштаба.

Что касается распределения долей выручки между аудитом и сопутствующими ему консалтинговыми услугами, то тут изменений по сравнению с прошлым годом практически не наблюдается (см. график). Отметим, что доля общего аудита в выручке от аудиторской деятельности достигает более 90%.

В структуре доходов от консалтинга спросом пользуются юридический консалтинг в области хозяйственного права (12,1%), налоговый консалтинг (9,5% совокупных доходов), оценочная деятельность (8,3%).

До кризиса на юге России наблюдалась тенденция возникновения спроса на услуги в области МСФО. Кризис значительно изменил ситуацию. Во-первых, у местных компаний существенно поубавилось желание выходить на фондовые биржи и международные рынки капитала, сложности возникли и у иностранных инвесторов, ищущих места вложения своих средств на юге России. Во-вторых, при отсутствии необходимости составлять отчётность по МСФО в целях уже упомянутой экономии многие компании в прошедшем году не спешили начать её готовить. «Наблюдается значительное снижение спроса на аудит по МСФО, — констатирует генеральный директор компании “ЮгГарантияАудит” Зоя Болгова.  Кризисные явления больше всего затронули именно аудит, связанный с международной финансовой отчётностью. Для многих компаний, ранее претендовавших на международное финансирование, этот источник оказался закрытым. Составлять отчётность по МСФО и проводить её аудит только из-за сохранения репутации многие собственники организаций посчитали нерациональным». В-третьих, сами аудиторские компании ввиду тех же целей сокращения расходов не горели желанием обучать своих специалистов навыкам составления отчётности и её анализа в соответствии с МСФО. В итоге этот сектор аудиторской деятельности сократился.

При этом снижаются и шансы региональных компаний занять свою долю в этом сегменте рынка на этапе выхода из кризиса. «Основной спрос на услуги в области МСФО традиционно покрывался десяткой ведущих аудиторских компаний России, — говорит Антон Денисов. — Региональные компании могли претендовать на часть предприятий среднего бизнеса, которые по тем или иным причинам собирались трансформировать свою отчётность по стандартам МСФО. Как только этот сегмент начнёт возвращаться, появится и предложение, однако говорить о том, что услуги по МСФО будут занимать достойный вес в портфеле региональных аудиторских компаний, — нереально». Помимо этого, сами представители «большой четвёрки» аудиторов (PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst&Young, Deloitte) в кризис стали более лояльными по отношению к своим клиентам. Так, по наблюдениям генерального директора АКГ «Гудвилл» Нины Фирсовой, «большая четвёрка» существенно снизила свои расценки и основная часть работ по МСФО останется за ними.

Не вселяет уверенности в быстром росте спроса и отсутствие чётко прописанных процедур перехода на МСФО консолидированной отчётности. «Значительных перспектив у региональных компаний по наращиванию объёмов в области МСФО на 2010 год я не вижу, — говорит руководитель отдела аудита ООО “ЭРКОН” Ольга Лобанова. — Утверждённая же Минфином РФ концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности на среднесрочную перспективу до 2010 года, предусматривающая обязательный перевод консолидированной отчётности российских предприятий на МСФО, до настоящего времени законодательно не оформлена».

Конкуренция и безумный демпинг

Экономический кризис так же, как и переход к саморегулированию, привёл к росту конкуренции между местными фирмами. Кроме того, ряд крупных московских компаний обратили своё внимание на региональные рынки в поисках компенсации просевшего столичного спроса, потеснив местных игроков в борьбе за крупных клиентов. «Увеличение конкурентного давления на рынке аудиторских услуг обратно пропорционально изменению величины рынка аудита, — рассуждает директор компании “Юг-Аудит” Виктор Полторанин. — В связи с падением объёмов оказываемых услуг давление возросло как минимум на 15–20 процентов».

Растёт и число случаев необоснованного занижения тарифов и расценок на аудиторские услуги. Демпинг, оцениваемый значительным количеством игроков рынка как «безум­ный», стал рассматриваться многими компаниями как инструмент выживания в кризис. Это привело к тому, что компании, ориентированные на выдачу формальных аудиторских заключений, смогли повысить спрос на свои услуги, оттянув часть клиентов у добросовестных аудиторов. «Конкуренция среди региональных компаний идёт преимущественно за счёт понижения стоимости услуг, — объясняет Антон Денисов. — Некоторые компании, чтобы выжить, умудряются предлагать аудит от 20 тысяч рублей. Конечно, ни о каком качестве такой работы говорить не приходится. К столичным компаниям традиционно выше доверие, особенно среди крупных заказчиков. В условиях кризиса привлекать новых клиентов стало сложно. Приходится разрабатывать нестандартные подходы к продвижению компании, искать варианты оптимальных взаимоотношений».

Конкурентное давление ощущают не только региональные игроки. «Конкуренция на рынке ЮФО интенсивна, — говорит управляющий партнёр Южного регионального центра КПМГ в России и СНГ Максим Самарин. — Особенно это заметно в Ростовской области и Краснодарском крае. В целом по ЮФО около 80 процентов рынка контролируется небольшим количеством крупных операторов. Судя по динамике рынка, небольшие региональные фирмы будут и дальше вытесняться с рынка более крупными игроками, имеющими возможность перераспределять ресурсы и привлекать дополнительные силы по мере необходимости. Растёт конкуренция за обслуживание проектов развития региона, связанных с проведением Олимпиады». 

Из различных факторов, влияющих на развитие конкуренции на рынке аудита на юге России, можно выделить два основных. Первый — это выделение самостоятельных предпринимателей-аудиторов, которые смогут проводить обязательный аудит по ценам ниже, чем аудиторские компании, и перетянут на себя значительную часть спроса небольших компаний. Как известно, помимо аудиторских компаний, с 2010 года законодатель позволил начать работу на рынке обязательных аудиторских услуг и аудиторам-физлицам. «Ещё один участник готовится к выходу на рынок обязательного аудита — это аудиторы-предприниматели, — говорит Фёдор Гладкий. — С нынешнего года они получают возможность оказывать услуги в области обязательного аудита. Это делает их серьёзными конкурентами, так как они не обременены затратами, которые должна нести на себе аудиторская компания, и, следовательно, они смогут оказывать услуги по более низким расценкам. Единственное, надо учитывать, что и ответственность такого аудитора сводится к ответственности одного-единственного физического лица, да и качество услуг без надлежащего внутреннего контроля вызывает некоторые вопросы». Вторая тенденция — укрупнение аудиторских компаний путём присоединения к крупным сетевым структурам, а также возможны процессы объ­единения местных аудиторских компаний.

Действенность СРО

Особые надежды на цивилизованный путь развития рынка аудита возлагались на действенность механизмов СРО. Но оценить его влияние пока сложно: соответствующий закон вступил с силу 1 января 2010 года, СРО только созданы и реальное воздействие начнут оказывать с текущего года. Но и собственно переходный период от лицензирования к саморегулированию внёс свой вклад в дестабилизацию рынка. «По итогам 2009 года произошло падение рынка аудиторских услуг, так как ответственности за непроведение аудита нет, контроля нет, да ещё и идёт переходный период вступления в саморегулируемые организации», — характеризует ситуацию генеральный директор «Инком-Аудит» Нина Маликова.

Однако некоторые шаги в области выявления и борьбы с недобросовестными игроками видны уже сейчас. «У меня есть информация о том, что все СРО договорились между собой и будут внимательно относиться к компаниям, кочующим из одной СРО в другую, — рассказывает Нина Фирсова, член совета Южного филиала Аудиторской палаты России. — В настоящее время имеются случаи, что как только некоторые аудиторские компании получают информацию, что по их деятельности планируется внешний контроль качества со стороны экспертов СРО, в которую они входят, эти компании пишут заявление о выходе в связи со вступлением в другую СРО».  В прошлом году все СРО фокусировались на привлечении необходимого для регистрации числа членов. Теперь настало время заняться непосредственно возложенными на них целями и задачами, в первую очередь — контролем за качеством услуг. «Аудиторы живут в новом правовом поле (СРО) всего три месяца, а уже имеются случаи подачи исков о возмещении убытков в компенсационные фонды СРО, — продолжает Нина Фирсова. — Если раньше при возникновении проблем горе-аудиторская компания могла  закрыться до момента предъявления требования от клиентов о компенсации убытков  за некачественную работу, то сейчас потребитель аудиторских и сопутствующих аудиту услуг имеет право обратиться в компенсационный фонд той СРО, в которую вступил “горе-аудитор”. Так что сейчас СРО озабочены уже не количеством своих членов, а качеством их, ведь пополнять компенсационный фонд  будут  все аудиторы СРО, то есть аудиторы должны будут платить за плохую работу своих коллег, а это никому не понравится. Региональные игроки знают о тех аудиторах, которые “валят” рынок. Они уже готовы делиться этой информацией со своими и чужими СРО».

В ближайшем будущем от перехода к саморегулированию добропорядочные игроки рынка ожидают положительного влияния, особенно в части защиты от формального аудита и сопутствующего ему демпинга. «Преимущества здесь очевидны: СРО будут осуществлять контроль за качеством аудиторских услуг и соблюдением кодекса аудиторской этики, что позволит “почистить” рынок, — рассуждает Зоя Болгова. — Система саморегулирования привязывает аудиторов к выполнению общих правил и обязывает членов саморегулируемой организации выполнять стандарты аудиторской деятельности. Демпинговать и проводить некачественный аудит будет сложно, так как за “вход” в профессию необходимо платить, в связи с чем аудиторские организации будут вынуждены работать по среднерыночным ценам».

До кризиса на юге России наблюдалась тенденция возникновения спроса на услуги в области МСФО. В кризис у местных компаний существенно поубавилось желание выходить на биржи

Влияние законодателя

Свой вклад в отсутствие у аудиторов уверенности в светлом будущем вносит и законодатель, который в целях сокращения непроизводственных расходов организаций малого бизнеса предложил внести поправки в действующий Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и увеличить с 50 до 400 млн рублей максимальное значение объёма выручки и с 20 до 160 млн рублей максимальное значение суммы активов баланса, до достижения которых не требуется проведение обязательного аудита. «Принятие поправок, увеличивающих критерии обязательного аудита, приведёт сначала (год-полтора) к снижению объёма аудиторских услуг на 20–30 процентов, — прогнозирует Виктор Полторанин. — В дальнейшем, после незначительных структурных изменений в составе участников рынка аудиторских услуг, начнётся рост рынка, обусловленный предложением новых видов услуг». Более позитивным представляется будущее гендиректору компании «Информ-Аудит» Анне Макаровой — она прогнозирует рост на 15–20%.

Влияние кризиса внесёт и изменения в саму структуру спроса аудиторско-консалтингового рынка. Если поправки будут приняты, то доля обязательного и инициативного аудита изменится в пользу последнего. Поменяется спрос и на сопутствующие аудиту консалтинговые услуги. «Наибольшим спросом будут пользоваться такие услуги, как налоговый консалтинг, консультирование по судебным процессам, услуги, связанные с банкротством предприятий и защитой от кредиторов, обслуживание возврата дебиторской задолженности, — рассуждает Антон Денисов. — Аудиторы, которые проявят себя в этих направлениях, сохранят лучший персонал и при этом будут проводить гибкую ценовую политику, имеют больше шансов остаться на рынке».       

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний, осуществляющих деятельность на юге России, по итогам 2009 года
Десять наиболее эффективных аудиторско-консалтиноговых компаний по итогам 2009 года

Новости партнеров

    «Эксперт Юг»
    №20 (109) 24 мая 2010
    Назначение губернатора
    Содержание:
    Тихий Дон не ждал перемен

    Назначение нового губернатора Ростовской области уже в среднесрочной перспективе станет началом серьёзного переформатирования политического и бизнес-пространства в ключевом регионе ЮФО. В некотором смысле перемены на Дону вызваны слишком явным стремлением их избежать

    Реклама