Рост на фоне перемен

Кризис изменил структуру игроков регионального рынка факторинга и стал стимулом для формирования новых продуктов

Конец 2009 года стал пери­одом оживления на рынке факторинга, просевшего в кризис на 40%. Уже в первом квартале факторинг, так же как и другие финансовые рынки, демонстрирует рост оборотов. Но если на других рынках основные изменения — это увеличение объёмов и снижение ставок, то в факторинге перемены происходят по нескольким направлениям.

Оживление по всей цепочке

Факторинга кризис коснулся наиболее болезненно: ведь именно предкризисные 2007 год и первые три квартала 2008-го для факторинга были временем расцвета. По данным «Эксперт РА», в 2009 году объём уступленных факторам денежных требований сократился на 40%. В ЮФО падение объёмов оказалось намного серьёзнее: по сравнению с 2008 годом, объём уступленных требований упал с 27,4 млрд рублей до 9,82 млрд — на 64%. При этом уменьшилась и доля южнороссийских факторов в общероссийском объёме — с 4,6 до 2,7%.  

Столкнувшись с просрочкой и проблемной задолженностью, банки были вынуждены пересмотреть подход к оценке рисков при принятии клиентов на обслуживание. «С одной стороны, повышенные требования к совершению сделок снизили объёмы финансирования, с другой, качество портфелей улучшилось, — отмечает управляющий ОО “Краснодарский” “Альфа-Банка” Михаил Волков. — Осторожный подход к оценке рисков содействовал заметному оздоровлению рынка». Оживление экономики пробудило взаимный интерес участников факторинговой цепочки: факторов, поставщиков, дебиторов. Впрочем, наибольшую активность проявили всё же сами факторы, так как накопившаяся ликвидность требовала маржинального размещения.

Тенденции первого квартала, наименее активного периода, позволяют надеяться на то, что рост на рынке начался — у ведущих факторов объёмы уступленных им требований увеличились в среднем на 15%. Так, в первом квартале отмечен хотя и незначительный, но рост в Ростовском филиале Национальной факторинговой компании (НФК) — примерно 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За прошлый год портфель банка «Петрокоммерц» в ЮФО сократился на 15%, но уже сейчас банк снова вышел на докризисные уровни продаж и намерен их существенно увеличить.

Снизилась и стоимость факторинговых продуктов, диапазон процентных ста­вок по ним сегодня в среднем 10–20%,
что на 3% ниже, чем до кризиса.

Рокировки и свободный вход

Значительные изменения произошли и в составе игроков. Наиболее заметным стал уход с рынка основных факторинговых компаний — обанкротившегося «Еврокоммерца» и компании «Траст», продавшей бизнес банку ВТБ, который создал на этой базе своё новое подразделение — «ВТБ-факторинг». Действующие игроки также изменили свои стратегии и, соответственно, позиции. Так, по данным «Эксперт РА», значительно сократили свои объёмы «Номос-банк», СКБ-банк. Увеличили свою долю на рынке лидеры — «Пром­связьбанк», сохранивший первое место в рэнкинге, а также НФК и банк «Петрокоммерц», повысившие свои позиции — 2 и 3 место соответственно. Начавший активно развивать факторинг «Альфа-Банк» вошёл в пятёрку лидеров, увеличив за год оборот более чем в четыре раза.

Решили освоить факторинг и региональные банки. Если прежде на этом рынке работали «Центр-инвест», «Первомайский», то теперь разрабатывают такие продукты «Ростпромстройбанк», «Земкомбанк».

Либерализация законодательства создала новый сегмент игроков: с 2009 года факторингом разрешено заниматься любой компании, были бы у неё деньги. Нельзя сказать, что новички представляют серьёзную конкуренцию: эти мелкие игроки также финансируют в основном малые торговые компании. Продукт, который они предлагают, классическим факторингом не назовёшь — это invoice discounting, то есть беззалоговое финансирование под уступку денежных требований без управления дебиторской задолженностью и риск-менеджмента.

Активизация игроков и сократившееся число «живых» и развивающихся предприятий — существующих и потенциальных клиентов факторов — привели к достаточно острой конкурентной борьбе, повлиявшей на уровень процентных ставок. Наиболее ожесточенная конкуренция развернулась вокруг оптовой и розничной торговли, доля которой в общем объёме факторинговых услуг по-прежнему самая большая — 70%, и особенно — продуктового ритейла. Сегодня ряд банков предлагают факторинг под 9–13%. Чаще всего это факторинг с регрессом, когда ответственность за исполнение обязательств дебитором лежит на клиенте. В отличие от большинства игроков рынка НФК не прекращала продажи продукта безрегрессного факторинга, предоставляя услуги по управлению дебиторской задолженностью и рисками. С развитием рынка факторинг без регресса активизируется. И хотя доля его по-прежнему значительно меньше доли регрессного, но темпы роста — выше.

Новаторы и консерваторы

В условиях, когда небольшая группа компаний становится центром притяжения для большинства конкурирующих факторов, одним из способов развития бизнеса является выход в менее конкурентные отрасли. «Недавно мы начали работать с предприятиями таких отраслей, как машиностроение, металлообработка, сельское хозяйство, транспортные услуги, поставка бурильного оборудования, — рассказывает директор Ростовского представительства НФК Виталий Орехов. — Уже есть успешные решения. Именно здесь наш продукт востребован, и благодаря созданной инфраструктуре андеррайтинга, риск-менеджмента, коллекшн, мы можем предлагать качественные услуги факторинга со всеми его опциями».

Большинство клиентов факторинговых компаний — предприятия, работавшие с ними и до кризиса. Но всё больше появляется новых, что стало результатом вынужденного повышения финансовой грамотности. Предприятия, которые не могут сейчас получить кредит, ищут новые финансовые инструменты. В свою очередь, чтобы привлечь новых клиентов, НФК пошла по пути создания новых продуктов, которые в большей степени отвечают потребностям сегодняшнего дня. В частности, закупочный факторинг — системное решение, балансирующее интересы крупных покупателей, преследующих цель получить длительную отсрочку без дополнительных затрат и обязательств, и поставщиков, желающих в максимально короткие сроки получить деньги за отгруженный товар. Схема работы предполагает финансирование поставщика в размере 100% от суммы поставки по факту приёмки товара покупателем. Таким образом, поставщик полностью ликвидирует кассовый разрыв, а покупатель получает отсрочку платежа на необходимый срок и сумму.

Впрочем, новые для России инструменты осваивают даже региональные банки — так, кубанский банк «Первомайский» также внедряет реверсивный факторинг, заключая соглашения с покупателями — краевыми ритейлерами о направлении в банк своих поставщиков на факторинговое обслуживание.

Примечательно, что основные игроки рынка залогом своего успеха считают противоположные стратегии: универсальные банки-лидеры, напротив, объясняют результат своей деятельности сохранением прежней стратегии. По словам начальника управления факторинга банка «Петрокоммерц» Александра Морозова, банк не выводит на рынок новых продуктов, скорее активизирует старые — например, предпоставочный факторинг — что и помогло банку избежать потерь, сохранить всех действующих клиентов и создать неплохой задел для развития отношений с новыми клиентами в ЮФО.

В пользу крупных

Кризис изменил структуру клиентов. Так, несколько увеличилась доля финансирования крупных и средних компаний в ущерб малому бизнесу. «До кризиса мы работали с малым бизнесом, — подтверждает данные статистики Виталий Орехов. — Но первые месяцы кризиса показали, что он оказался убыточен, и мы приняли решение временно при­остановить работу с этим сегментом».

Но в Промсвязьбанке большинство региональных клиентов — малые и средние предприятия, в основном — торгующие компании в сфере продуктов питания, фармацевтики, бытовой химии. «Клиенты нашего банка — это преимущественно кубанские предприятия малого и среднего бизнеса, которым факторинг необходим для дальнейшего развития и пополнения оборотных средств, — говорит Юлия Тянникова, начальник отдела факторинговых операций банка “Первомайский”. — Существенного перевеса в пользу крупных предприятий мы не планируем, поскольку в целом стратегия банка ориентирована на этот сегмент бизнеса».

«Альфа-Банк» рассматривает факторинг в первую очередь как возможность выстраивания длительных отношений с крупными партнёрами. Среди них ритейлеры, производители известных российских брендов и промышленные компании: X5 Retail Group, «Ашан», «Метро», «Тандер», «Эльдорадо», «Холдинг ТНК-BP», «Роснефть», Пивоваренная компания «Балтика». «Принцип программ заключается в том, — поясняет Михаил Волков, — что риски заёмщика оцениваются на основе поставок этим компаниям товаров либо услуг и являются для банка индикатором надёжности».

На чём прирастём

По прогнозам экспертов, в этом году рост факторинга составит 25–30%. Добиться таких результатов смогут факторы с наиболее развитой сетью филиалов и представительств в ЮФО, а также диверсифицирующие свой бизнес. «В условиях активизации регионального рынка, факторинг — один из наиболее доступных источников пополнения оборотных средств, — уверен Михаил Волков. — Поэтому спрос на него будет расти, что приведёт как к расширению возможностей самого продукта и развитию этого сегмента бизнеса, так и к усиливающейся конкуренции. В этом я вижу только плюсы, так как неконкурентоспособные игроки уйдут в другие ниши, а оставшиеся будут вынуждены постоянно совершенствовать предлагаемые услуги, что положительно скажется на экономике региона в целом».

«В 2009 году факторинг оживил спрос со стороны поставщиков продуктов питания и товаров первой необходимости в торговые сети. В 2010 году эта тенденция продолжится, — прогнозирует управляющий Ростовским филиалом Промсвязьбанка Игорь Пятигорец. — А точки роста будут в расширении потребительского спроса, оживлении торговли, расширении использования факторинга в других отраслях, в торговых операциях АПК, а также во внешнеэкономической деятельности».