ТагАЗ был готов к разводу

31 мая 2010, 00:00
  Юг

Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) подтверждает информацию о разрыве отношений с предприятием Hyundai. Фактически теперь завод вынужден выбирать между производством авто собственных разработок и поиском новых партнёров.

ТагАЗ — детище «тучных лет». Он был построен ещё в 1998 году, его мощности казались запредельными — 100 тысяч автомобилей в год. Кризис, разразившийся в том же году, убил экономику предприятия — и несколько лет завод практически стоял. Быстрый рост начался с 2003 года. На волне потребительского бума, предложив клиенту претендующую на звание «народного автомобиля» модель Hyundai Accent, предприятие ежегодно как минимум удваивало выручку. Уникальность ТагАЗа была и в том, что предприятие контролировалось только местными собственниками, при этом завод сам занимался реализацией автомобилей, построив собственную дилерскую сеть.

Примерно с 2007 года было известно о намерениях Hyundai Motor Co найти площадку для строительства сборочного предприятия в России. Таганрогский завод таким образом оказывался перед выбором — попытаться стать основной площадкой Hyundai и делиться контролем или избавляться от зависимости, расширяя модельный ряд. И ТагАЗ пошёл по второму пути. Здесь стали выпускать коммерческую технику Hyundai — малотоннажные грузовики Porter, тягач Tractor HD 500, автобусы County и Aero Town. В 2008 году на заводе уже под собственным брендом TagAZ было налажено производство двух внедорожников — Tager и Road Partner, в 2008 году в серийное производство поступили седаны TagAZ Vega и Vortex Estina. Рост продаж в 2008 году составил 34% — и он был обеспечен уже не одной моделью, а добрым их десятком. ТагАЗ начал превращаться в супермаркет автомобилей.

Кризис сильно ударил по ТагАЗу. Если в 2008 году продажи предприятия перевалили за 100 тысяч автомобилей, то по итогам прошлого года завод реализовал менее 30 тысяч. Но из них треть продана под брендами ТагАЗ и Vortex, которые показали рост к предыдущему году на 20%. В первом квартале текущего года, сообщает завод, продажи выросли в 4,5 раза.

Можно сказать, что ТагАЗ успел подготовиться к разводу с корейским партнёром. В другой ситуации разрыв отношений с Hyundai мог бы и похоронить предприятие. Рост продаж по своим моделям может заметно смягчить выпадение «корейцев» — но в ближайшие два года от предприятия трудно ожидать стремительной динамики развития. Главной проблемой предприятия остаётся кредиторская задолженность, которая сегодня оценивается в сумму свыше 20 млрд рублей.