Время на мазут

Сергей Кисин
14 июня 2010, 00:00
  Юг

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) договорился со своими акционерами о расширении мощностей мазутного терминала и приобретении дополнительной территории в местном порту. В ближайшие 3–4 года мазутный бизнес останется выгодным

В кризис спрос на мазут вырос вследствие падения цен на нефть. Для нефтетрейдеров мазут остаётся выгодной темой до тех пор, пока в России не введены жёсткие техрегламенты на выпуск топлива.

Дорожный карт-бланш

Руководство НМТП подписало соглашение с одним из своих акционеров — РЖД (управляет 16% акций НМТП) о передаче в субаренду дополнительных земельных участков для строительства терминала мощностью перевалки 4 млн тонн в год. Собственник намерен до конца 2011 года инвестировать в проект порядка 5 млрд рублей.

Как сообщили «Эксперту ЮГ» в пресс-службе НМТП, соглашение было подписано 21 мая и предусматривает передачу в субаренду участков общей площадью 10,62 га на срок более 40 лет. Ранее терминал предполагали разместить на участке 7–8 га на территории грузового двора терминала в северо-западной части Новороссийска, но места оказалось недостаточно.

По утверждению председателя совета директоров компании Александра Пономаренко, на сегодняшний день НМТП имеет в распоряжении достаточные площади для размещения всех объектов инфраструктуры нового терминала. В ближайшее время генеральный подрядчик приступает к выполнению нулевого цикла по основным объектам строительства, что позволяет говорить о начале активной инвестиционной фазы реализации этого масштабного проекта.

Согласно проекту, на выделенных земельных участках будут размещаться резервуарный парк вместимостью 82 тысячи кубометров, две железнодорожные эстакады слива нефтепродуктов на 60 и 48 железнодорожных цистерн, технологические трубопроводы и другие производственные объекты.

Интересно, что ранее нефтеперевалочными мощностями новороссийского порта управляла другая «дочка» НМТП — ОАО «Импортпищепром», однако в мае 2009 года собственник совместно с Centrosun Holding Ltd на паритетных началах создали ООО «Новороссийский мазутный терминал».

Мазутный бум

За последние три-четыре года в России резко активизировался интерес к строительству и приобретению мазутных терминалов. К этому основных рыночных игроков побуждает позиция федерального правительства, выразившего желание увести экспорт российских неф­тепродуктов из портов прибалтийских стран и Украины. С другой стороны, ВИНКам гораздо выгоднее сегодня торговать не сырой нефтью, цена на которую с конца прошлого года значительно упала, а более дорогой продукцией её переработки — светлым и даже тёмным топливом. К примеру, средняя стоимость тонны мазута марки М-100 на мировых рынках поднялась с 252 долларов в феврале до 300 долларов в апреле.

Ещё до кризиса многие аналитики говорили о том, что потребности в мазуте нефтехимиков и тяжёлой промышленности сохраняются, но спрос на мазут энергетиков уменьшался из-за того, что в качестве энергоносителя мазут значительно уступает природному газу по тепло­творной способности, экологическим показателям и транспортным расходам. Применение мазута в качестве энергоносителя было экономически оправданным лишь при низких ценах на нефть. Как раз это и произошло в 2008 году, когда цены на нефть упали со 150 до 30–40 долларов за баррель. Тогда же выросли и потребности в мазуте, применяемом как энергетиками, так и в качестве судового топлива бункеровщиками.

Чёрные силы

Основным рыночным игроком России по перевалке мазута остаётся НК «Роснефть», которая производит на Туапсинском НПЗ 3 млн тонн топлива в год. При этом собственники компании в ближайшие годы планируют расширить совокупные мощности терминалов в Находке и Туапсе. По утверждению вице-президента нефтехолдинга Дмитрия Богданова, к 2012 году мощность переработки на ТНПЗ достигнет 10 млн тонн, на предприятии будет сохранено производство мазута и вакуумного газойля, которое ранее предполагалось свернуть в пользу светлых нефтепродуктов.

Несколько лет назад в эксплуатацию в таганрогском порту был введён мазутный терминал мощностью 1 млн тонн в год — сейчас он принадлежит Valars Group, крупному сельхозтрейдеру, для которого данный актив является непрофильным. Группа заявляла о готовности продать терминал, однако до сих пор ничьё предложение её не устроило. По неофициальным данным, структуры Владимира Лисина, владеющего Таганрогским морским торговым портом, предлагали за него до 50 млн долларов. В настоящий момент собственники терминала планируют нарастить объёмы перевалки мазута до 1,5 млн тонн в год.

Сейчас через новороссийские терминалы переваливаются светлые неф­тепродукты крупнейших операторов отечественного рынка — ЛУКОЙЛа, «ТНК-ВР», «Газпромнефти» и др. Пуск же мазутного терминала позволит Новороссийску составить конкуренцию в этом сегменте соседнему порту Туапсе.

Эксперт ИК «Велес-банк» Дмитрий Лютягин полагает, что сегодня кризис экспортёрам не страшен, так как срок ввода в эксплуатацию мазутного терминала уже придётся на рост спроса на мазут. По его мнению, пока в России не будет введён техрегламент на выпуск на отечественных НПЗ топлива, соответствующего стандартам «евро-3» и «евро-4», бизнес на мазуте будет процветать — 3–4 года в запасе у трейдеров есть. А потом те же терминалы несложно будет перепрофилировать под экспорт лёгких фракций углеводородов.