Нет пределов для ШПД

Игорь Кулагин
5 июля 2010, 00:00
  Юг

Рынок широкополосного доступа (ШПД) в интернет на юге России в ближайшие годы будут характеризовать высокий потенциал, стремительный рост и консолидация активов. А драйвером любых телекоммуникационных событий послужит нарастающая в геометрической прогрессии требовательность потребителей к скорости доступа и спектру интернет-услуг

Прошедшие шесть месяцев 2010 года крупнейшие компании телекоммуникационного рынка юга России отмечали уверенную положительную динамику подключения новых абонентов и инвестиций в новые сети и технологии.

«Доходы от ШПД — это драйвер роста доходов нашей компании, — говорит генеральный директор ОАО “Южная телекоммуникационная компания” (ЮТК) Александр Шипулин. — В 2009 году в структуре доходов ОАО “ЮТК” данный вид услуг составил около 20 процентов, а в 2010 году мы планируем довести его до 24 процентов. Мы постоянно снижаем стоимость доступа в сеть и увеличиваем скорости. К концу 2010 года ЮТК планирует довести число пользователей услуг ШПД до 800 тысяч человек вместо нынешних 600 тысяч. Сохранить динамику прироста абонентов позволяют рост транспортных сетей и взвешенная тарифная политика».

Директор Южного филиала ЗАО «КОМСТАР-Регионы» Михаил Монастырский по результатам первого квартала констатировал уверенный рост доходов компании по сравнению с тем же периодом прошлого года, притом что 2009 год, несмотря на кризис, также оказался для компании успешным. «В прошлом году был сформирован Южный филиал ЗАО “КОМСТАР-Регионы” на базе различных дочерних предприятий ОАО “КОМСТАР — Открытые ТелеСистемы”, — пояснил г-н Монастырский, — произведён запуск в коммерческую эксплуатацию магистрального канала Ростов-на-Дону — Москва пропускной способностью 10 Гбит/с и радиорелейной линии связи Сочи — Адлер пропускной способностью 150 Мбит/с. Средняя скорость доступа в интернет повышена с 256 Кбит/с
в 2008 году до 1 Мбит/с в сентябре 2009 года».

В течение 2009 года абонентская база пользователей ШПД Южного филиала ЗАО «КОМСТАР-Регионы» увеличилась до 110 тысяч пользователей. Только с мая по декабрь прошлого года рост числа абонентов составил 25%. В течение первого квартала 2010 года компания привлекла почти 17 тысяч новых пользователей своих интернет-услуг.

Директор службы развития новых услуг Кавказского филиала ОАО «МегаФон» Сергей Шипулин назвал мобильный интернет и широкополосный интернет-доступ, в том числе посредством развития сетей 3G, одним из приоритетных направлений развития компании: «В первые месяцы 2010 года в сети Кавказского филиала ОАО “МегаФон” объём потребления интернет-трафика увеличился более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, число пользователей мобильного интернета увеличилось в два раза. Доля мобильного интернета в структуре доходов Кавказского филиала “МегаФона” по итогам первого квартала текущего года возросла до 45 процентов. Мобильный интернет становится самой перспективной и доходной дополнительной услугой».

Следует отметить, что «МегаФон» первым из операторов «большой тройки» запустил сети 3,5G в 83 субъектах Российской Федерации. Сегодня, по данным ComNews Research, на долю компании приходится порядка 39% всего потребляемого в России интернет-трафика. 

По словам директора филиала ОАО «МТС» по макрорегиону «Юг» Сергея Ласкавого, в первом квартале 2010 года число базовых станций МТС с поддержкой 3G увеличилось на 15%. Доля трафика, передаваемого в сетях 3G, в общем объёме трафика абонентов МТС на юге России составила 73%. В результате модернизации действующей сети нового поколения её пропускная способность выросла на треть. Сегодня сеть 3G от МТС доступна во всех регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. С начала года количество пользователей увеличилось более чем на 30%. В целом эксперт прогнозирует рост рынка на 40–60% ежегодно.

WiМАХ, LTE и другие 

По словам Александра Шипулина, на Юге услуги по доступу в интернет и услуги передачи данных предоставляют более 140 провайдеров, что делает рынок ШПД высококонкурентным. О высокой потенциальной ёмкости этого рынка можно судить по уровню проникновения ШПД: по данным ЮТК на начало 2010 года, этот показатель составлял около 20%, в конце года, по прогнозам, достигнет 24%. Доминирующей технологией ШПД в ближайшие два года, по мнению Шипулина, станет ETTH («оптика в дом»): «Ёмкость рынка ШПД по технологии xDSL будет незначительно уменьшаться, поскольку данная технология станет основной при подключении абонентов в сельской местности и частных домовладений».

Михаил Монастырский считает, что, несмотря на высокую конкуренцию, количества потенциальных пользователей, не подключенных к интернету, пока достаточно для того, чтобы всем компаниям вести относительно спокойную работу по их привлечению в свои сети. Сегодня основные инструменты поддержания лояльности абонентов, по мнению г-на Монастырского, — это увеличение скоростей доступа в интернет, снижение тарифов, развитие дополнительных сервисов для пользователей. Примером может служить IPTV — технология трансляции потокового видео и эфирных телеканалов через интернет, которая набирает популярность у клиентов интернет-провайдеров. «КОМСТАР» предоставляет такую услугу в Ростове-на-Дону.

 pic_text1

«На рынке ШПД требуются новые услуги, значительное упрощение вариантов доступа к информационным ресурсам, — считает Роман Гурбик, директор услуг ШПД и новых видов бизнеса Краснодарского филиала ОАО “ВымпелКом”. — Что касается технологий доступа, мы предоставляем доступ к домашнему интернету по новейшей технологии FTTB. FTTB — технология, которая не завязана на количестве абонентов. Это высокоскоростной доступ в интернет с использованием цифровой технологии передачи данных. Кроме высокой скорости до 100 Мбит в секунду, FTTB обеспечивает непрерывное подключение к интернету и так называемую “двустороннюю” связь, то есть возможность как принимать, так и передавать неограниченные объёмы информации на высоких скоростях с устойчивым соединением».

Одной из наиболее перспективных технологий беспроводного ШПД эксперты считают стандарт связи четвёртого поколения LTE (Long Term Evolution). «Внедрение более передовой технологии в постоянно развивающиеся сети сотовой связи является неизбежным процессом, — говорит Сергей Ласкавый. — Операторы заинтересованы во внедрении технологии LTE в своих сетях. Поэтому сроки появления сетей LTE в России зависят от того, когда будет изыскан и выделен операторам радиочастотный ресурс необходимого размера. Если будут частоты, то в 2010 году запустим 4G в опытную эксплуатацию, а в 2011 году — в коммерческую. Более того, сети 3G проектируются и строятся с перспективой их доработки до стандарта LTE».

Кто в чём силён

На высококонкурентном рынке решающее значение приобретает способность компании максимально эффективно использовать свои сильные стороны.

«Мы делаем ставку на открытость компании, доступность сервисов и понятность услуг для наших клиентов, — считает Роман Гурбик. — Постоянно совершенствуется наша тарифная линейка, в которой каждый тарифный план рассчитывается с учётом потребностей наших абонентов. Так, с 11 июня увеличены скорости на всех безлимитных тарифных планах “Домашний интернет” в Краснодаре. Преимуществом нашей компании являются собственные магистральные каналы — нам гораздо проще сделать выгодное предложение, чем операторам, которые арендуют канал у нас. При этом возможности магистрального транспорта позволяют нам увеличить пропускную способность сетей до восьми раз. Так что потенциал сетей почти не ограничен. В наших планах — стать лидерами в своём сегменте».

«Наша рыночная стратегия основана на строительстве собственных магистральных сетей, в том числе и при строительстве сетей 3G, — говорит Сергей Шипулин из “МегаФона”. — Такой подход позволит гарантировать нашим клиентам высокую скорость передачи данных и стабильное качество услуг. Рынок ШПД в ЮФО и СКФО обладает большой ёмкостью и потенциалом. Во многих регионах и городах второго порядка интернет предоставляется с использованием устаревших технологий — это кабельные и медные сети, что не гарантирует пользователю достойное качество доступа, не говоря уже о высоких скоростях. А потребности потребителей в скоростном доступе возрастают в геометрической прогрессии».

«Основным конкурентным преимуществом компании в ближайшее время могут стать новые конвергентные продукты, разрабатываемые и внедряемые совместно с МТС, акционером “КОМСТАР”, — считает Михаил Монастырский. — Кроме того, к нашим преимуществам можно отнести достаточно разно­образную линейку тарифных планов, круглосуточную техническую поддержку, собственные каналы связи, возможность управлять своим счётом из кабинета пользователя и вносить платежи практически через любой терминал самообслуживания».

Александр Шипулин считает одним из конкурентных преимуществ компании торговую марку DISEL, которая стала узнаваемым брендом с широким спектром тарифных планов, включая безлимитные, большим набором сервисов и обширной зоной покрытия.

«С ростом потребности абонентов в услугах доступа в интернет по различным технологиям ЮТК модернизирует сети передачи данных, — говорит Александр Шипулин. — Первым шагом стало внедрение авторизационного оборудования BRAS производства Juniper. Модернизация сети позволит повысить доступность сервисов для абонентов, их реальную скорость доступа, а также упростит работу, сделав доступными сервисы интерактивного “личного кабинета”. Общая сумма инвестиций в проект составляет порядка 950 миллионов рублей».

С июня во всех филиалах ЮТК введён «социальный» тарифный план доступа в интернет. Этот шаг, а также снижение стоимости на все линейки тарифных планов и введение других новшеств, облегчающих пользователям доступ к всемирной паутине, по словам Александра Шипулина, стали возможны благодаря широкомасштабной модернизации, которую проводит компания в телекоммуникационной инфраструктуре регионов своего присутствия.

Объединение для конвергенции

Одной из современных тенденций рынка телекоммуникаций в России в целом и на Юге, в частности, эксперты считают консолидацию телекоммуникационных активов, создание крупных конвергентных игроков, которые могут предложить клиентам разнообразный и разноплатформенный набор услуг.

«В нашей компании предоставление конвергентных услуг будет особенно сильно развиваться с началом процесса интеграции бизнесов МТС и “КОМСТАР-ОТС”, — считает Михаил Монастырский. — Объединение беспроводных и проводных услуг связи расширяет возможности корпоративных клиентов, которые имеют разрозненные офисы и большое количество сотрудников: офисы можно объединять в единые узлы при помощи как беспроводных, так и передовых проводных технологий, появляется возможность переадресации звонка с мобильного на стационарный телефон, есть возможность внедрять IP-телефонию. От конвергенции связи бизнес только выигрывает. Выигрывают и частные клиенты: сотовые сети нового поколения, беспроводные технологии позволяют передавать большие объёмы трафика на высоких скоростях. Это делает возможным для провайдера подключать удалённые районы городов, где строительство собственных проводных сетей нецелесообразно экономически, к основным услугам связи, вводить новые современные услуги». 

«Недавнее объединение ЮТК с Ростелекомом с целью создания единого национального оператора связи позволит компании развивать другие виды услуг, — поясняет Александр Шипулин. — ОАО “Ростелеком” получило лицензию на предоставление услуг WiМАХ, LTE. В ближайших планах ЮТК — внедрение этих технологий на территории ЮФО и СКФО».

Ещё одним фактом, подтверждающим общую рыночную тенденцию к объединению телекоммуникационных активов, стало приобретение в начале июня «МегаФоном» 100% акций ЗАО «Синтерра», национального оператора связи, владельца крупнейшей в стране магистральной сети протяжённостью более 70 тысяч км. «Сделка позволит усилить позиции нашей компании на рынках дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в интернет, конвергентных услуг, — говорит Сергей Шипулин. — Обширная сетевая инфраструктура “Синтерры” существенно усилит собственную оптоволоконную сеть “МегаФона”, обеспечив мощную платформу для интенсивного развития бизнеса компании в будущем. Покупка “Синтерры” — важный шаг в реализации стратегии “МегаФона” по достижению лидерства на рынке ШПД. Использование магистральных каналов “Синтерры” позволит повысить качество предоставляемых услуг в сетях 3G и увеличить скорость передачи данных».

Этот год станет временем активного инвестирования компаний в развитие сетей. Так, порядка 60% инвестиций Кавказского филиала ОАО «МегаФон» будут направлены на развитие сетей 3,5G на юге России и Кавказе. До конца текущего года запланирован запуск 3G в 8 регионах территории обслуживания Кавказского филиала. Объём инвестиций МТС в развитие сетей 3G в России в 2008–2009 годах составил порядка 700 млн долларов. В 2009–2010 годах только в развитие сети 3G в Краснодарском крае компания планирует вложить в общей сложности 1 млрд рублей. Инвестиционная программа ЮТК текущего года увеличена до 5,1 млрд рублей, около 65% этих средств будут направлены на развитие новых услуг и сетей передачи данных, прежде всего, ШПД. Пределы развитию ШПД на Юге в ближайшее время обозначены не будут.