«ТагАЗ» уходит от погони

19 июля 2010, 00:00
  Юг

5 июля на общем собрании предприятия менеджмент ООО«Таг­АЗ» объявил об учреждении на базе завода нового юрлица «Таганрогское автопредприятие» («Таг­авто»), куда переводится сборочное производство и бóльшая часть трудового коллектива компании. Таганрогский автозавод оказался одним из наиболее пострадавших от кризиса предприятий донской промышленности: на сегодняшний день его долги достигают 20 млрд рублей, обслуживать их из-за упавших продаж автомобилей завод не может. Утверждается, что, создавая свободное от долгов новое юридическое лицо, руководство завода хочет сохранить его работоспособность на балансе другой компании с чистыми счетами. Предполагается, что на «Тагавто» займутся сборкой китайского седана BYD F3, которых только в текущем году планировалось выпустить в Таганроге в количестве 10 тысяч штук, — о стратегическом соглашении с китайцами было объявлено практически одновременно с решением о создании нового юрлица.

На неофициальном блоге завода (//koul.be/tagaz/ ) изложена следующая версия происходящего: «Мы все уволились по собственному желанию, перешли на новое предприятие. ООО “ТагАЗ” будет сдавать ООО “ТагАвтоПром” территорию и оборудование в лизинг за 1 рубль, к примеру. Новое предприятие переходит на заказную систему выпуска продукции, то есть сначала собираются заказы от дилеров, после чего этот заказ исполняется. Руководство надеется избежать тем самым затоваривания площадки готовой продукции никому не нужными авто. Вызывает только сомнения, что при такой системе производства завод сможет выполнять заявленный план в минимум 5000 автомобилей в месяц. Это только точка безубыточности. Кстати, если кому-то интересно, наша новая модель — Great Wall C30, модель новая даже на китайском рынке (выпущена весной этого года). Пока ведутся активные переговоры. Для поклонников Hyundai — ещё остаётся небольшая надежда на то, что мы будем производить “Акценты”. “Сонаты”, судя по всему, нет, ибо начался демонтаж линии». Кроме того, по имеющейся у «Эксперта ЮГ» информации, «Тагавто» планирует получить статус вновь созданного российского автомобильного завода, которому положены налоговые льготы на первые пять лет жизни завода. Такие же льготы некогда хотел получить сам «ТагАЗ».

Схема с выделением из состава компании так называемого «здорового ядра» была чрезвычайно популярна ещё в 90-х годах, когда из погрязшего в долгах предприятия выводили на баланс нового юрлица наиболее дееспособные производственные активы, а все долги «вешали» на старую компанию, которая успешно банкротилась, практически не имея имущества. Только в Ростовской области таким путём в своё время прошли «Ростсельмаш», НЭВЗ, «Гуков­уголь», Сулинский металлургический завод и др. Однако крупнейшие российские банки-кредиторы «ТагАЗа» уже имеют опыт противостояния попыткам менеджмента своих должников «вывести ценные активы» и вряд ли спокойно отнесутся к данной инициативе. В частности, с подобными схемами успешно умеет бороться Сбербанк — один из крупнейших кредиторов «ТагАЗа», которому таганрогские автостроители должны 6,3 млрд рублей. В текущем году под контроль ООО «Сбербанк Капитал» уже перешёл контрольный пакет акций (77%) арматурного завода «Арзил» в городе Георгиевске на Ставрополье, который бывший собственник — холдинг «МАИР» — пытался обанкротить из-за долгов в 2,25 млрд рублей. Другой крупнейший кредитор «ТагАЗа» — «Газпромбанк» (размер долга — 2,5 млрд рублей) — приобрёл 75% акций ОАО «Астраханская нефтегазовая компания», у которой были проблемы с финансированием проектов добычи углеводородов. Таким образом, «ТагАЗ», входящий в группу «Донинвест» самого влиятельного предпринимателя Ростовской области 90-х годов Михаила Парамонова, выбрал очевидно сомнительную схему — как с позиции деловой этики, так и с точки зрения эффективности.        

Пока официальных комментариев от кредиторов завода не поступало, но по отрывочным высказываниям в СМИ представителей банков можно сделать вывод, что все они пристально следят за развитием событий и в случае выявления фактов недобросовестного исполнения ООО «ТагАЗ» своих обязательств по сохранению предметов залога готовы отстаивать свои интересы в суде. Скажем, тот же Юго-Западный банк Сбербанка после того, как менеджмент «ТагАЗа» в июне текущего года предъявил ему иск на 9,459 млрд рублей за якобы повышенную ставку по своим кредитам, вряд ли захочет идти ему навстречу.

Одновременно, по информации представителя профсоюзной организации завода Сергея Пенчукова, профсоюз автостроителей готовит заявление в прокуратуру с требованием проверить законность выбранной руководством завода схемы реорганизации. «Естественно, никаких предложений о выплате двух зарплат при сокращении никому, скорее всего, не сделают, — комментирует в своём блоге ситуацию на предприятии глава таганрогского отделения “Справедливой России” Александр Пономарёв. — Как только человек переходит в новую структуру, в отношении него уже не действует положение об оплате труда и премировании на ООО “ТагАЗ”. А на каких условиях принимает на работу новая структура, пока не ясно. Например, при увольнении “по соглашению сторон” могут брать подписку об отсутствии претензий к ООО “ТагАЗ” по прежним расчётам, что будет препятствием для взыскания недоплаченной заработной платы. А недоплатили там (вернее, недоначислили) огромные суммы. Пока они в судах ещё умудряются сдерживать единичные иски, но уже должны понимать, что надзор в Верховном суде РФ не одобрит “заботы” ростовских судей о карманах работодателя в ущерб работникам».