Ущерб добрососедству

Тема недели
Москва, 30.08.2010
«Эксперт Юг» №32-33 (121)

Перенос игорной зоны «Азов-Сити» на территорию Краснодарского края ещё не утверждён. Возможно, он и не будет утверждён. Но сама эта история уже нанесла югу России ущерб. Речь даже не о Ростовской области, чьи интересы наверняка пострадают, если игорная зона таки переедет. Наибольший вред причинён так необходимой Югу для развития идее межрегионального партнёрства.

Подавляющая часть разговоров о якобы существующем взаимном непонимании и заочном соревновании между Кубанью и Доном — спекуляции, причём спекуляции вредные. По нашим наблюдениям, они вызревают не столько в деловых, сколько в чиновничьих кругах. Можно представить, сколько пищи этим разговорам даст история с «Азов-Сити». 

Регионы, рассчитывающие на партнёрские отношения, не должны так вести себя друг с другом. Нам не удалось отыскать следы каких бы то ни было попыток предварительно обсудить инициативу по переносу зоны. Власти Ростовской области узнали о возможном переезде проекта из СМИ — то есть тогда, когда процесс уже был официально запущен. Всем сразу стало очевидно, что желания согласовывать какие-то действия по «Азов-Сити» не было изначально. Кубань сделала ставку не на выработку совместных решений — в конце концов, неизвестно ещё, возможно ли было их выработать, — а на силу лоббистских возможностей. Учитывая, что проект Олимпиады 2014 года сегодня курируется из самого центра, все козыри в этой партии были на стороне властей Краснодарского края. Если проект переноса реализуется, вряд ли кто-либо этому удивится: это будет логично.

С самого начала проект игорной зоны осуществлялся практически без взаимодействия между сторонами. Не было ни одного межрегионального мероприятия, в рамках которого оказалось бы возможным содержательное совместное обсуждение реальных проблем развития зоны. Более того, каждая сторона как будто старалась подчеркнуть свою обособленность в этом проекте. Краснодарский край был чрезвычайно активен, отчитываясь даже о микроскопических достижениях, а Ростовская область как будто в пику соседям и по серьёзным поводам высказывалась крайне скупо. Логика такая: чем более активен в публичном пространстве один, тем более пассивен другой — с целью подчеркнуть своё нежелание участвовать в соревновании. Одни вкладываются в то, что иной раз походит на мыльные пузыри, другие — в то, что напоминает фигу в кармане. Само по себе ни то ни другое не наказуемо, но когда возникают такие ситуации, как вокруг «Азов-Сити», становится несколько понятнее, зачем именно нужны добрососедские отношения, зачем их нужно строить, зачем их нужно делать объектом особой заботы.

Игорная зона до сих пор принадлежала к условному ряду южных проектов межрегионального масштаба. К таковым относятся две особых экономических зоны (в Пятигорске и Анапе), туристско-рекреационые проекты типа Приэльбрусья и Архыза. Особенность подобных проектов, похоже, не всем понятна. Она в том, что без межрегионального сотрудничества такие проекты не поднять. Они требуют объединения ресурсов, что в конечном счёте выгодно для всех сторон, деловые связи между которыми значительно разрастаются. По этой причине в реализации межрегиональных проектов заинтересован прежде всего бизнес, интересы которого не ограничиваются одной территорией, который хотел бы в соседнем субъекте федерации чувствовать себя так же комфортно, как в своём.

Но межрегиональное сотрудничество можно заменить взаимовыгодным партнёрством с федеральным центром. Так Кубань и поступила. Если проект игорной зоны будет изменён, в ЮФО больше не останется межрегиональных проектов. Олимпиада и игорная зона окажутся проектами, которые Краснодарский край как бы помогает реализовать правительству. По отношению к соседям, получается, Кубань действует с позиции силы — и часто оказывается сильнее. В этой ситуации у соседей, похоже, три пути: меряться силами, запираться дома, и осваивать позиции младшеньких, довольствуясь крохами. По сравнению с добрососедством, все пути плохи.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№32-33 (121) 30 августа 2010
Судьба игорной зоны
Содержание:
Реклама