Астраханский фокус

Спецвыпуск
Москва, 13.09.2010
«Эксперт Юг» №34-36 (123)
Инвестиционный потенциал Астраханской области определяется динамикой двух стратегических в масштабе региона отраслей — транспортно-логистической и нефтегазовой. Их развитие даёт возможность наращивать портфель инвестпроектов в других сферах экономики

Оценку инвестиционной привлекательности любой территории нужно начинать с географической карты. А география говорит, что Астраханская область, расположенная на входе в крупнейшую водную артерию России у границы между Европой и Азией, просто обречена быть центром деловой активности. История подтверждает эту догадку. Ещё в средние века на территории Астраханской области находилась столица Хазарского каганата, контролировавшего торговлю по Великому шёлковому пути, в XIII веке здесь была основана столица Золотой Орды Сарай-Бату, где проживало в несколько раз больше людей, чем в тогдашнем Париже. Позже, при российских императорах, Астраханская губерния — каспийские ворота страны — простиралась от Саратова на севере до Кизляра на юге, отсюда начиналось продвижение России на Кавказ и в Среднюю Азию. Сегодня Астраханская область стремится стать центром Прикаспийского экономического региона, и этот статус окажется одним из важнейших магнитов для инвесторов. Наряду с выгодами географического положения и природными богатствами, фактором успеха в этом уже запущенном процессе является профессионализм управленческой команды Астраханской области, которой удалось добиться притока инвестиций в самые разные отрасли экономики региона.

Имидж заработал

Осевым проектом, на который уже начали нанизываться инвестиции, для Астраханской области является международный транспортный коридор «Север — Юг», соединяющий юг и юго-запад Азии с севером и востоком Европы через страны Каспийского бассейна. Астрахань расположена в центральной части коридора, здесь сходятся уже существующие и проектируемые железнодорожные линии, огибающие Каспий, а ключевым пунктом морской перевалки грузов должен стать порт Оля в устье Волги. По словам министра экономического развития Астраханской области Аскара Кабикеева, порт Оля — это инструмент российской экономической политики на Каспии, который обеспечит мультипликативный эффект в плане увеличения в регионе числа новых предприятий. О динамике развития порта свидетельствует формирование прилегающей инфраструктуры. «В Лиманский район, где расположен порт, уже пришло много инвесторов: строится крупнейший на юге России  тепличный комплекс, выращивающий овощи в закрытом грунте, строится новый мясокомбинат полного цикла, проектируются логистические центры, — рассказывает г-н Кабикеев. — Сейчас Оля — это посёлок, но мы уже говорим, что в будущем это должен быть город. Если пять-семь лет назад сама идея развития этого порта выглядела полуфантастически, то сегодня количество инвесторов и потенциальных партнёров из Индии, Китая, Ирана, Арабских Эмиратов, стран Африки, которые приезжают в Астраханскую область и ведут переговоры по возможной перевалке грузов, говорит о том, что проект будет иметь большую окупаемость и позволит перераспределить грузопотоки в пользу нашего региона».

Развитие порта Оля и прилегающей инфраструктуры способствует ещё и повышению конкурентоспособности России в Прикаспийском регионе, где за последние годы произошёл мощный всплеск инвестиций в портовую инфраструктуру, что, понятное дело, усилило конкуренцию между странами. В ближайшие десятилетия мощности всех ключевых портов региона будут существенно увеличены (см. график), и Астраханская область рассчитывает, что порт Оля станет одним из самых крупных на Каспии. Выход порта на проектную мощность перевалки 28–30 миллионов тонн, утверждает министр промышленности, транспорта и природных ресурсов области Юрий Махошвили, ожидается в 2017–2018 годах, в том числе благодаря постепенному переносу портовых мощностей из Астрахани.

Сегодня порт Оля уже способен перевалить до 4 млн тонн грузов, идёт строительство первого грузового района (объём инвестиций — порядка 14 млрд рублей), который по проекту должен переваливать 8 млн тонн грузов (этот показатель ожидается в течение двух лет). Вместе с тем развитие коридора «Север — Юг» пока рождает ряд нерешённых вопросов; пожалуй, главный среди них — отсутствие единого оператора и сквозной тарифной ставки, которую пока не получается согласовать с участниками проекта. Это мешает желаемому наполнению коридора грузами (по экспертной оценке, объём переваливаемых через коридор грузов к 2015 году может достичь 25–26 млн тонн), притом, что динамика внешнеэкономической деятельности Астраханской области и сейчас достаточно высока. Если в прошлом кризисном году наблюдалось некоторое сокращение импорта и экспорта, то за 7 месяцев 2010 года внешнеторговый оборот региона уже вырос более чем на 25%.

Не менее значимым в ускорении роста инвестиций является для Астраханской области коридор «Восток — Запад», особенно в связи с активизацией коридора TRACECA в южной части Каспия, который не пересекает территорию России и обслуживает магистральный нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан. На данный момент основным достижением Астраханской области в рамках коридора «Восток — Запад» является существенная активизация сотрудничества с Казахстаном после введения в эксплуатацию нового пограничного моста через реку Кигач. Кроме того, строительство северного обхода Астрахани позволит ещё больше повысить пропускную способность коридора. Министр международных и внешнеэкономических связей Астраханской области Денис Афанасьев подчёркивает стратегическую заинтересованность Казахстана в поставках из близлежащего региона России. «Взаимодействие с приграничными казахстанскими регионами направлено на насыщение их рынка различной продукцией, например, овощами, которые сплошь и рядом ввозятся из Узбекистана и Киргизии. Соседняя с Астраханью Атырауская область — основная нефтяная провинция  Казахстана — пока не вкладывает большие средства в сельскохозяйственное производство и в основном импортирует эти виды продукции из Астраханской области, — поясняет г-н Афанасьев. — В Астраханской области это ниша, где может найти себя малый и средний бизнес; у нас есть ряд оптовых рынков, взаимодействующих с Казахстаном, границу ежедневно пересекают десятки грузовых машин. Например, в Астрахани цена на помидоры в разгар сезона выше 15 рублей не поднимается, а в Казахстане такие же помидоры стоят 50 рублей. Один из вопросов, которые обсуждались недавно послом Казахстана в России с нашим губернатором — это именно реализация продовольственной программы в рамках кооперации регионов. Таможенный союз здесь играет нам на руку».

Астраханский бизнес уже создал с соседями по Прикаспийскому региону достаточное количество совместных предприятий, которые занимаются торговой деятельностью, поэтому следующий шаг по пути развития — формирование партнёрских проектов в производственной сфере, особенно в области переработки продукции сельского хозяйства. В 2009 году рост сельхозпроизводства в Астраханской области по сравнению с 2008 годом составил 20% — один из первых показателей по России в целом. В этом году из-за засухи темпы снизились, но всё равно останутся положительными: по сравнению с прошлым годом планируется рост порядка 8,5%, что предъявляет особые требования к объёмам сбыта и переработки. Отдельные проекты в этой сфере с участием иранского и азербайджанского бизнеса уже запланированы; для облегчения расчётов с Ираном в Астрахани планируется открытие филиала иранского банка «Милли». Кроме того, подписаны соглашения о взаимодействии в сфере транспорта с индийским штатом Гуджарат — одним из отправных пунктов коридора «Север — Юг». Серьёзный интерес к инвестициям в Астраханскую область проявляет один из наиболее густонаселённых и промышленно развитых регионов Китая — провинция Хэнань. Китайцы рассматривают возможность реализации на территории области программы государственных инвестиций, правда, не скрывая при этом, что в первую очередь их интересуют нефтегазовый комплекс и строительство. «Мы бы приветствовали любое производство с участием иностранных инвесторов, и я готов подключиться к решению всех вопросов, возникающих на этом пути», — заверяет Денис Афанасьев.

Положительная динамика Астраханской области в развитии внешнеэкономической деятельности во многом объясняется активной работой команды Александра Жилкина по продвижению имиджа региона. Сам губернатор Жилкин — один из немногих российских региональных руководителей, регулярно лично общающихся с президентами соседних государств, что само по себе является для Астраханской области серьёзной имиджевой составляющей. Сегодня в Астрахани работают генеральное консульство Ирана, консульство Казахстана, имеется почётный консул Словакии, представительство МИДа России. Планируется открытие  консульств Азербайджана и  Туркменистана, а также торговых домов Ирана и Туркменистана. В прошлом году в Астраханской области было создано некоммерческое партнёрство «Каспийское инвестиционное агентство», областным парламентом вскоре будет принят закон о частно-государственном партнёрстве, готовится пакет новых законодательных инициатив по совершенствованию механизмов стимулирования инвестиционных процессов. Наконец, долговременный положительный для имиджа региона эффект имело празднование в 2008 году 450-летия Астрахани.

Динамика модернизации

Экономический кризис показал, что основным риском для Астраханской области является доминирование в структуре ВРП топливно-энергетического комплекса. Поэтому сегодняшняя инвестиционная политика региона ориентирована, с одной стороны, на максимальное насыщение новыми производствами несырьевых отраслей, а с другой — на модернизацию существующих предприятий. При этом, разумеется, развитие предприятий ТЭКа не уходит на второй план — только ЛУКОЙЛ до 2039 года планирует вложить порядка 730 млрд рублей в разработку месторождений на шельфе Каспия (первая нефть из них была получена весной). Однако сегодня нефтегазовый сектор, наряду с транспортной инфраструктурой, всё больше рассматривается как отрасль, обеспечивающая мультипликативный эффект развития других направлений хозяйства.

В качестве примера синергии отраслей можно привести проект газификации северных районов Астраханской области (Ахтубинского, Черноярского, Харабалинского), который вскоре начнёт реализовывать «Газпром». Если в южных районах региона газификация составляет 90%, то есть даже выше, чем в среднем по стране, то для завершения газификации севера области требуется проложить 400 км газопроводов, и это сразу же увеличит возможности развития промышленности. «Когда газ будет, на севере области сразу появится много интересных проектов, — говорит Юрий Махошвили. — Например, сегодня в северных районах из-за отсутствия газа сдерживается дальнейшее развитие месторождений гипса и соли, а в Харабалинском районе — одном из главных центров производства сельхозпродукции — газ нужен для развития перерабатывающей промышленности».

Кроме того, ЛУКОЙЛ и «Газпром» для Астраханской области — это потенциальные драйверы инновационного процесса. «Заказ на разработки должен исходить не только от государства, но и от крупных корпораций, — считают в астраханском правительстве. — Сейчас многие комплектующие в топливно-энергетическом комплексе поставляют иностранцы, к тому же технику нужно содержать и обновлять. Зачем за этим ездить за рубеж, если мы можем делать это здесь? Отношение руководства ЛУКОЙЛа к этому вопросу очень прагматичное, они уже организовали выезды на наши предприятия для ознакомления с тем, что можно делать в плане усовершенствования технологического оборудования. А представителям вузов такие встречи должны помочь поменять мышление. Задача заключается в том, чтобы тысячи диссертаций и разработок не уходили в стол, а были реализованы и дали финансовый результат».

В сравнении с крупными вузовскими центрами России научный потенциал Астраханской области, как правило, считается невысоким, однако в рейтинге инновационной активности регионов, составленном по заказу Федерального агентства по делам молодёжи, Астраханская область заняла 13-е место, а в «Зворыкинский проект» Росмолодёжи подано 164 заявки от молодых астраханских инноваторов. Кроме того, в регионе создана программа поддержки инновационных малых и средних предприятий, составлен рейтинг инновационности вузов на основании уровня коммерциализации научных разработок. «В ближайшие пять-семь лет должна произойти ротация вузовских кадров, на которых держался фундамент учебного процесса, и в инновационном процессе мы постепенно сможем выйти на высокие результаты за счёт потенциала молодых ученых», — уверен г-н Кабикеев.

Что касается модернизации традиционных для Астраханской области отраслей промышленности, то здесь в первую очередь следует выделить судостроение, также работающее в связке с нефтегазовым сектором. По утверждению руководителей ЛУКОЙЛа, 90% заказов, связанных с разработкой нефти на каспийских месторождениях, будут размещаться на судостроительных предприятиях Астраханской области. Рассматриваются также возможности производства на базе астраханского судостроительного комплекса металлоконструкций для северных месторождений «Роснефти»; руководство компании уже посетило область и провело ряд соответствующих переговоров.

Принципиально важным фактором выживания для астраханского судостроения стала высокая конкурентная среда в Прикаспийском регионе. Приход на Каспий транснациональных нефтедобывающих компаний, которые стали разрабатывать морские месторождения в Казахстане и Туркменистане, стимулировал модернизацию астраханского судостроения задолго до недавнего кризиса. При этом происходило не только обновление производственных мощностей, но и создание современных логистических и управленческих схем. «Работа с мировыми компаниями — это определённые требования к менеджменту, умение вести переговоры, выставить наиболее благоприятные условия партнёрам; и это у наших предприятий получается, — говорит Аскар Кабикеев. — Концепция, которую выработали наши судостроительные предприятия с прицелом на частные заказы, позволила сохранить отрасль и окрепнуть в конкурентной борьбе». Дальнейшая модернизация отрасли сегодня связывается с государственными заказами в рамках формирующегося Южного центра Объединенной судостроительной компании, однако это не исключает дальнейшей работы судостроительного комплекса с частными заказчиками.

Среди предприятий, осуществивших успешную модернизацию, следует назвать и астраханский аэропорт, в мае этого года признанный лучшим из 23 аэропортов СНГ в рамках конкурса, который проводился ассоциацией гражданской авиации «Аэропорт». Пассажирооборот аэропорта сегодня составляет всего 300 тысяч человек, но с 2007 года, когда началась реконструкция аэровокзала и взлётно-посадочной полосы, количество регулярных и чартерных рейсов существенно возросло, хотя основным направлением полётов остаётся Москва. «По качеству полосы, организации пропускного контроля, возможностям и используемым технологиям наш аэропорт — один из самых передовых в России, — рассказывает генеральный директор астраханского аэропорта Зияутдин Абдурахманов. — Трудно говорить о расширении географии пассажирских перевозок, пока нет своей авиакомпании, тем не менее, мы ведём переговоры с рядом авиалиний об открытии региональных полётов в Петербург, Сочи, Ростов, Минводы, Иран, Турцию». После недавнего визита в Астраханскую область президента Турменистана Гурбангулы Бердымухаммедова планируется открыть рейс до Туркменбаши (бывший Красноводск), где на каспийском побережье строится современный курорт.

Сейчас аэропорт совместно с «Азербайджанскими авиалиниями» готовит к реализации крупный инвестиционный проект грузового хаба стоимостью порядка 200 млн рублей. Хаб будет занимать площадь примерно в 4 га включая загрузочную площадку и терминалы разгрузки. Для расширения грузового направления взлётно-посадочная полоса была удлинена с 2 500 до 3 200 м. По словам Зияутдина Абдурахманова, наибольшая потребность на рынке грузовых авиаперевозок сегодня существует в сфере нефтяного и торгового оборудования, серьёзные надежды возлагаются на Иран, Китай и Юго-Восточную Азию — их продукция будет доставляться через астраханский грузовой хаб в близлежащие области России и Казахстана.

Следует сказать и о новых инвестпроектах на территории Астраханской области, которые не имеют аналогов в соседних регионах. Прежде всего, это мусороперерабатывающий завод, который будет построен в пригороде Астрахани. Инвестор проекта — ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический  Комплекс» (входит в столичную группу компаний «Эко-система») — планирует вложить в него 700 млн рублей. Объём переработки твёрдых бытовых отходов составит 163,5 тысячи кубометров в год, что полностью покроет все потребности регионального центра.

Ещё один необычный проект — строительство завода по производству йода. Предприятие будет иметь импортозамещающую функцию, поскольку йод в России, за исключением небольшого завода в Краснодарском крае, практически не выпускается. Месторождение йода нашли в Наримановском районе, в 30 км от Астрахани. Уже получена лицензия на его разработку, найден частный инвестор, в данный момент ведущий проектно-изыскательские работы. Первая очередь завода будет рассчитана на выпуск 100 тонн йода с последующим увеличением до 400 тонн в год, что закроет существенную долю потребности страны (общий объём потребления йода в России оценивается в 1 500 тонн в год).

Наконец, в сфере туристической инфраструктуры Астраханская область начинает создание масштабного туристического комплекса «Сарай-Бату» в Харабалинском районе (150 км от Астрахани). Комплекс на месте раскопок столицы Золотой Орды будет сочетать возможности историко-познавательного, пляжного и экологического туризма, и это повысит привлекательность Астраханской области для более широкой туристической аудитории, чем традиционно приезжающие в регион рыболовы и охотники. 

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№34-36 (123) 13 сентября 2010
Инвестпроекты Юга-2010
Содержание:
Стадия инвестиционного созревания

В этом году главное достижение юга России в инвестиционной сфере — стабильность состава участников. Год назад складывалось впечатление, что кризис очень значительно подкосил инвестпроекты, но на деле ситуация оказалась куда менее драматической. При этом проектная база продолжает пополняться новыми заявками

Без рубрики
Реклама