Территория живых инвестиций

Алена Седлак
13 сентября 2010, 00:00
  Юг

Власти Кубани сегодня активно продвигают бренд региона как «территории, где есть всё». Результат не заставляет себя ждать

Краснодарский край, ежегодно на правах хозяина принимающий экономический форум в Сочи, традиционно становится лидером по количеству подписанных в ходе мероприятия соглашений и привлечённых инвестиций. Во многом это объясняется выгодным географическим положением и уникальными природными возможностями региона. Дополнительным мощным стимулом стала подготовка к зимней Олимпиаде-2014. Однако для столь устойчивого интереса инвесторов даже этих объективных факторов может оказаться недостаточно — нужна ещё политическая воля регионального руководства. И в этом смысле Кубань в последние годы тоже оказывается впереди многих, позиционируя себя как максимально комфортный для ведения бизнеса регион. О том, как меняется инвестиционный имидж территории, о планах по развитию экономики и новых масштабных проектах Краснодарского края рассказывает кубанский губернатор Александр Ткачёв.

Законодатели инвестиционной моды

— IX Международный инвестиционный форум «Сочи-2010» открывается под знаком посткризисного «потепления» экономики. Как, на ваш взгляд, это скажется на деловой активности участников форума?

— Сочинский форум и в трудном 2009-м году оставался магнитом для инвесторов. К нам приехало столько же участников, что и в успешном 2008-м. Конечно, я допускаю, что велика была доля своеобразной инерции, плюс сработали имидж, привлекательность форума и края в целом. В этом году, когда экономика на подъёме, интерес инвесторов тем более очевиден. Ещё за полтора месяца до начала форума в Сочи практически все выставочные площади были заняты. Не хочу спешить с прогнозами относительно количества соглашений и контрактов, которые будут заключены на форуме, тем более что для нашего края сегодня на первом месте стоит не количество, а качество реализуемых проектов. Каждый из них должен обернуться выгодой для жителей Кубани — новыми рабочими местами, достойными зарплатами, благоустройством городов и районов.

Уверен, что Краснодарский край и Сочи в очередной раз укрепят свой имидж наиболее привлекательной инвестиционной площадки страны. Эта высокая планка задана в том числе журналом «Форбс», который поместил сразу три наших города — Краснодар, Сочи и Новороссийск — в список самых комфортных для ведения бизнеса. Причём Краснодар вот уже третий год подряд удерживает в этом списке первую позицию. И для нас это не просто независимая оценка авторитетного бизнес-журнала. Это показатель стратегически верного вектора развития, который в последние годы выбран регионом. Наш козырь в борьбе за инвестора — это прежде всего диверсификация экономики плюс развитая транспортная система и, безусловно, благоприятный инвестиционный климат, который во многом формирует именно Сочинский экономический форум — эта настоящая ярмарка инвестпроектов, ради которой на Кубань съезжаются бизнесмены со всего мира.

— Каждый инвестиционный форум в Сочи традиционно имеет свой собственный сюжет. По какому сценарию он будет развиваться в этом году?

Мы стараемся следовать мировым стандартам организации экономических форумов. И поэтому проводим «Сочи-2010» в кластерном формате. Это значит, что весь пакет инвестиционных предложений края (в общей сложности более полутора тысяч проектов) мы разбили на четыре зоны: АПК и потребительская сфера, курортная и жилая недвижимость, промышленность, транспорт и инфраструктура. Мне представляется, что именно такой подход наиболее продуктивен и при управлении экономикой: он позволяет максимально использовать потенциал территорий. Не случайно развитие кластеров является частью стратегии Краснодарского края. При её разработке мы учли и ключевые точки роста региональной экономики, и инвестиционные механизмы их дальнейшего развития.

— Какие из проектов Краснодарского края, соглашения по которым были достигнуты на сочинском форуме в предыдущие годы, сегодня уже реализуются на территории региона?

— Целый ряд инвестиционных соглашений, подписанных в Сочи в последние годы, сегодня стали реальными предприятиями, жилыми микрорайонами и гостиничными комплексами. Например, в Абинске запущены электрометаллургический завод и хладокомбинат для хранения фруктов мощностью 2,5 тысячи тонн, новый завод стройматериалов и элементов декора появился в Лабинском районе, предприятие по фасовке чая — в Белореченске. В Апшеронске начато строительство крупнейшего предприятия по выпуску плит МДФ — это центр будущего деревообрабатывающего кластера. Ещё в одной территории вскоре заработает производство по выпуску современных электрогенераторов. Не остановились и проекты по строительству жилых комплексов в Краснодаре и других городах, которые также «родились» на «Сочи-2009».

Субтропический бизнес-климат

— Какие наиболее крупные проекты представит регион на нынешнем форуме?

— В транспортно-инфраструктурном кластере можно выделить масштабные проекты развития портовых зон Черноморского и Азовского побережий. Прежде всего, это новый грузовой район морского порта Туапсе. Он предполагает строительство трёх специализированных терминалов с объёмом грузооборота семь миллионов тонн в год. Также предлагаем вниманию участников форума проект строительства второго грузового района морского порта в Ейске стоимостью около 21 миллиарда рублей и морского перегрузочного комплекса в Приморско-Ахтарском районе.

Если говорить о промышленном кластере, то здесь достойны внимания в первую очередь проекты создания индустриального комплекса вокруг нового металлургического завода в Абинске и мебельно-деревообрабатывающего — вокруг завода МДФ в Апшеронске. А в Крымске планируем построить стеклотарный кластер вокруг работающего предприятия «Русджам-Кубань» — кстати, тоже «детища» сочинского форума. Большие перспективы имеет и проект развития Северной промышленной зоны в Армавире общей стоимостью более 2,5 миллиардов рублей. Он позволит создать обеспеченную всей инфраструктурой площадку для развития высокотехнологичного производства.

В аграрном кластере форума представлена треть всех инвестиционных проектов Краснодарского края. Преобладают среди них разработки современных предприятий по переработке и упаковке аграрной продукции. Особо отмечу проект крупнейшего в регионе завода по переработке сахарной свёклы в Кущёвском районе и целого мегакомплекса в Армавире по выращиванию овощей гидропонным способом, их переработке и хранению.

Знаковый проект в курортном кластере форума — крупнейший в России парк развлечений в Имеретинской долине Сочи. Это наш вариант «Диснейленда» с героями и сюжетами из русских сказок. Также очень интересны задумки по строительству всесезонного горнолыжного комплекса «Собер-Баш» в Северском районе и горного курорта Лагонаки.

— Планы по «Лагонаки» выглядят весьма амбициозными: проект рассчитан на единовременный приём 10 тысяч человек. Чем этот курорт будет привлекателен для туристов и выдержит ли он конкуренцию с той же Красной Поляной?

— Апшеронский район, где будет реализовываться наш проект «Лагонаки», уникален по своей природе. Места красивейшие, летом на вершинах гор прекрасно уживаются снег и цветы. Снежный покров держится до шести месяцев в году, а при регулярной укатке и того больше. Но ни дорог, ни инфраструктуры здесь нет. Поэтому уже на следующий год мы начинаем делать капитальную дорогу Краснодар-Апшеронск и одновременно проектировать сам горно-туристический кластер. Презентация проекта состоится в Сочи в этом году. Курорт Лагонаки станет частью мегапроекта «Курорты Северного Кавказа». Сейчас к участию в нём привлекаются лучшие специалисты, новейшие технологии и огромные средства. Всего частных и государственных инвестиций планируется вложить порядка 450 миллиардов рублей. Думаю, максимум через три года мы должны увидеть здесь тысячи, десятки тысяч туристов, как и на Красной Поляне.

— Кубань в этом году начала разработку собственного туристического бренда «Русская Одиссея». Почему именно под этим названием решено позиционировать туристические возможности региона?

— Краснодарский край имеет такие природные богатства, которым позавидовали бы любая страна и любой курорт мира. Но для того, чтобы весь этот потенциал заработал на полную мощность, предстоит глобальная модернизация отрасли по всем направлениям. Это повышение качества курортных услуг и уровня сервиса, увеличение доли отдыха по рыночным ценам, что позволит снизить зависимость от социальных и корпоративных путёвок. И, наконец, это развитие новых направлений туризма и индустрии развлечений.

Главный механизм решения всех этих задач — привлечение в отрасль максимального объёма инвестиций. В прошлом году их сумма составила почти девять миллиардов руб­лей — на 22 процента больше даже уровня благополучного 2008 года. Благодаря этому сегодня реконструируется более 100 здравниц, целый ряд современных объектов размещения и отдыха строится «с нуля». Но не менее важно то, что усиливается здоровая конкуренция, приходят новые люди, которые понимают: курорты созданы для туристов, а не наоборот. Современному туристу надо предлагать не просто койко-место возле моря — нужно «продавать» край как единый турпродукт. И сегодня мы делаем ставку на развитие новых направлений: это все виды отдыха и спорта в горах, охота и рыбалка, событийный туризм, агротуризм и многое другое. Именно поэтому мы намерены продвигать курорты Краснодарского края под единым брендом «Русская Одиссея» — как уникальную территорию, где есть всё.

Всё краснодарское

— Краснодарский край известен активной поддержкой именно местного, регионального производителя. Чем руководствуются кубанские власти при выборе инструментов регионального лоббизма?

— Тем, что производства должны работать и развиваться, а люди — получать достойную зарплату и уровень жизни. А как иначе? Скажу больше: грош цена региональной власти, если она не поддерживает своих производителей, своё село, местный малый бизнес. Ведь именно они создают добавленную стоимость, рабочие места и платят налоги. Это всё равно, что рубить сук, на котором сидишь.

Действительно, у нас разработан целый комплекс мер по поддержке кубанского производителя. К примеру, я убеждён, что привлекательность наших курортов только повышается от того, что мы всеми способами вытесняем с рынка импортные овощи и фрукты. По всей стране слова «Сделано на Кубани» — это уже бренд, знак качества. Так почему туристов надо кормить заграничной «пластмассой»? С другой стороны, хочу подчеркнуть, что мы ни для кого не ставим преград и капканов на пути развития бизнеса в крае. Лучшее тому свидетельство: у нас работают едва ли не все торговые сети, которые есть в России, многие с мировым именем. По торговым площадям на душу населения Краснодар лидирует в стране, что подтверждает тот же журнал «Форбс». Он же подчёркивает, что поставил кубанскую столицу на первое место в своем рейтинге именно потому, что здесь меньше всего мешают и больше всех помогают бизнесу.

— Насколько сегодня оправдывается прогноз о том, что олимпийский проект станет точкой притяжения инвестиций не только для Сочи, но и для всей Кубани? Можно ли назвать конкретные проекты, которые пришли в край именно на волне подготовки к Олимпиаде-2014?

— Прогноз оправдывается на все сто процентов! Олимпиада в Сочи — наш самый главный инвестиционный проект на много лет вперёд, который даст нам сотни миллиардов руб­лей инвестиций в развитие инфраструктуры всего региона. Уже сегодня будущая Олимпиада работает на нас, даёт импульс к развитию — ради этого, собственно, мы за неё и боролись. Практически в каждой отрасли уже в прошлом году начал ощущаться мультипликативный эффект от реализации в крае олимпийского проекта. И тут нет ничего удивительного, ведь в общей сложности федеральный бюджет и частные инвесторы за несколько лет вложат в Сочи и регион в целом около триллиона рублей.

Кубань последовательно отстаивает свои интересы в плане максимально возможного привлечения на новые рабочие места местных специалистов из всех городов и районов края. С другой стороны, в наследство от Олимпиады региону останется самая современная инфраструктура, на создание которой в обычном режиме мы потратили бы несколько десятков лет. Это объекты энергетики и газификации, новые дороги и портовые комплексы, не говоря уже об уникальной спортивной базе, которая будет «золотым фондом» для всего Краснодарского края. Главным же наследием Олимпиады, безусловно, станет сам имидж современного, привлекательного, спортивного и динамично развивающегося региона.

— Довольно неоднозначную реакцию вызвала ваша недавняя инициатива по переносу игорной зоны «Азов-Сити» в район Анапы. В связи с чем появились такие планы и намерены ли вы настаивать на них?

Прежде всего, хочу отметить, что темпы развития игорной зоны «Азов-Сити» нас устраивают. Всё идёт по плану. Однако, просчитав все позиции, мы пришли к выводу, что перенос игорной зоны в район между Темрюком и Анапой даст гораздо более существенный и быстрый экономический эффект. Здесь лучше развита транспортная инфраструктура, нет проблем с газом и электричеством. В конце концов, здесь стабильно есть четыре миллиона отдыхающих в год. По нашим подсчётам, в этом случае отдача от проекта возрастёт в три-четыре раза в самые ближайшие годы, тогда как в Щербиновском районе «Азов-Сити» сможет работать на полную мощность только через 25–30 лет.

Как показывает практика, игорная зона привлекает потенциальных клиентов не только игровыми заведениями, но и развитой туристической инфраструктурой. Отдыхающие сегодня хотят тратить деньги не на одну рулетку и едут туда, где больше возможностей для современного, разнообразного и качественного отдыха. К примеру, самая раскрученная в мире игорная зона «Лас-Вегас» 60 процентов доходов получает от индустрии развлечений. Это шоу, фестивали, парки, музеи, океанариумы. По сути, «Лас-Вегас» превратился в семейный курорт, где средний проигрыш — не  более 100 долларов на человека. В «Азов-Сити» всё это можно создать, но на это потребуются огромные инвестиции и много времени.

Сегодня мы в качестве альтернативного предложения подыскиваем площадку, удалённую от крупных городов, но максимально приближенную к Черному морю. Убеждён, что такой мощный кластер, как игорно-развлекательная зона с возможностью пляжного отдыха, только увеличит конкурентные преимущества нашего побережья, станет настоящим магнитом для туристов и серьёзной точкой роста экономики края. Но решение по смене прописки «Азов-Сити», разумеется, может быть принято только на уровне правительства России.