«Клиенту всё равно, какая технология»

Спецвыпуск
Москва, 27.09.2010
«Эксперт Юг» №37-38 (126)
Южный филиал компании «КОМСТАР-Регионы» — единственный телеком-игрок ЮФО, который имеет возможность через одну сеть предлагать услуги ШПД, телефонии и платного ТВ. По словам его директора Михаила Монастырского, сейчас компания постепенно переключается на более плотный охват услугами уже накопленной абонентской базы

Основным акционером ЗАО «КОМСТАР-Регионы» является МТС. Не так давно этот оператор закончил сделку по приобретению холдинга «Мультирегион», к южным активам которого относятся предприятия в Волгограде, Новороссийске и Кисловодске. До конца года будут определены принципы интеграции новых участников в «КОМСТАР-Регионы», и Михаил Монастырский уже объехал региональные компании, которые в скором времени войдут в его филиал. У «Эксперта ЮГ» с г-ном Монастырским состоялся разговор о новых приобретениях, основных точках роста компании и рынка, а также о рисках, сопровождающих динамичное развитие.

— Я специально подробно составил вопросы, поскольку, как и любой нормальный человек, считаю себя «чайником» в вашей сфере.

— Совершенно напрасно. Как любой человек разбирается в медицине, так сегодня любой разбирается в IT-технологиях — и произошло это совершенно незаметно.

— Это вашу жизнь усложняет?

— Нет, разве что вопросы техподдержки. Потому что все же эксперты.

— Вы недавно пошутили, что теперь новые услуги появляются сначала в Сочи, а потом в Москве. Это, на ваш взгляд, нормально? Ведь ясно, что реального потребления новейших услуг Сочи сегодня не обеспечивает.

— В этом, конечно, есть доля шутки. На деле Сочи не всегда является опытной площадкой для внедрения самых последних технологий. Но наиболее громкие пиар-акции в ближайшие годы действительно могут быть там. Если одно решение запускается в двух городах, один из которых Сочи, то пиарить будут, конечно, именно его.

Вокруг приобретений

— Оцените новые активы, приобретённые МТС, которые, видимо, будут переходить под ваше управление.

— Сегодня активами «Мультирегиона» действительно владеет МТС. Мы ждём разрешения ФАС, чтобы приступать к интеграционным мероприятиям — пока его не было, поэтому не могу говорить об этом подробно. Но те компании, которые я видел — это благополучные предприятия с хорошими перспективами и заметными долями на рынке (см. справку. — «Эксперт ЮГ»). Важно, что зоны присутствия южного филиала «КОМСТАР-Регионы» и приобретённых предприятий не пересеклись. Если бы не появился актив в Новороссийске, мы бы непременно пришли туда сами. При этом у нас возникли два новых региона присутствия — Волгоградская область и Ставропольский край. Мы бы обязательно туда пришли.

— Если отвлечься от конкретных предприятий, какой объём работ предполагается в случае присоединения к вашему филиалу новых компаний?

— Необходимо, чтобы структура управления присоединяемого предприятия стала более прозрачной для нас и наших акционеров, чтобы предприятия работали по единым корпоративным стандартам и предоставляли унифицированный объём услуг. Оргструктура во всех филиалах должна быть единой. Обычно при присоединении начинаются процессы её унификации. Если у нас обязателен отдел маркетинга с определённым функционалом, значит, и там он должен появиться. От меня только что вышел сотрудник, которому я сказал: «Если у тебя всю жизнь подчинённые, которые числились электромонтёрами, занимались ремонтом мебели и всё работало нормально, это вовсе не значит, что так и должно быть». Поэтому оргструктура должна быть прозрачной и эффективно работать. Далее происходит унификация отчётности, вводятся единые процессы бюджетирования. Отдельный пункт — у «КОМСТАРа» хорошо разработаны стандарты организации продаж. Эти стандарты внедряются везде. Конечно, для любого предприятия присоединение — непростая пора. Но мы и сами, когда были «Цифровыми телефонными сетями», всё это прошли — и не растеряли ни своих позиций, ни коллектива.

— Какие функции забирает себе главный офис южного филиала в Ростове-на-Дону?

— Это, например, функции техподдержки, которая способна круглосуточно реагировать на проблемы клиентов. Для маленького предприятия содержание такой службы слишком дорого. В центр переводится биллинг. Опять же, небольшому предприятию сложно держать штат программистов. От таких шагов эффект масштаба ощущается сразу после присоединения.

— Кто отвечает за развитие вашей компании в регионе? Вы можете самостоятельно принимать решение о приобретении компаний в городах масштаба Анапы или Кропоткина?

— Мы можем предлагать, но решение о покупке принимается, конечно, на уровне совета директоров. Крупные покупки компаний совершает и наш основной акционер — МТС. При этом если нам понадобится выйти в Ставрополь, мы можем сделать это: начать там строительство без покупки локального игрока, предварительно согласовав с центральным офисом в Москве программу развития. После этого мы на себя берём уже весь процесс освоения нового региона. К примеру, мы только что вошли в Новочеркасск. Нас интересуют благополучные города с хорошей многоэтажной застройкой и населением от 100 тысяч человек. С частным сектором работать слишком дорого. Сейчас у нас утверждается бюджет на следующий год, определяются города, в которые мы будем входить, решается, сколько денег на это мы готовы потратить. Планы на следующий год сопоставимы по масштабу с планами на год нынешний. А 2010-й — это время выхода из кризиса и агрессивного развития.

Вокруг клиента

— Одним из факторов роста выручки компании в презентации «КОМСТАР-ОТС» названы продажи услуг ШПД абонентам платного ТВ в регионах. Нужно ли видеть за этим стремление продавать потребителям одной услуги компании и другие её продукты?

— Конечно. Мы хотим быть оператором связи, который предоставляет полный пакет услуг. В этом уникальность компании. Одни предлагают интернет, другие — кабельное ТВ, третьи — телефонию. Но в Ростове нет ни одной компании, которая предлагала бы все три услуги. Это наше конкурентное преимущество, которое мы развиваем, выводя на рынок услуги double play и triple play (одновременное предоставление двух и трёх услуг соответственно. — «Эксперт ЮГ»). Поскольку мы входим в группу МТС, в этот пакет постепенно, видимо, войдёт и мобильная связь. Мы сегодня строим сети, которые позволяют предоставлять сразу три услуги. К примеру, в Астрахани сейчас происходит масштабная модернизация сети. К концу этого года мы рассчитываем запустить услуги телефонной связи, которая до сих пор там не была представлена. Несмотря на то, что ещё есть что строить, что потенциал регионального охвата ещё довольно велик, сейчас уже и сама накопленная абонентская база становится источником дополнительного роста, поскольку она позволяет более плотно работать с каждым клиентом. Это закономерный этап в жизни любого оператора связи. Например, накопленная нами база в 300 тысяч абонентов платного ТВ позволит затем продвигать по той же сети и телевидение высокой четкости, и 3D-телевидение.

— А каким образом вы работаете с технологиями, судьба которых ещё неясна?

— Всегда есть пилотные проекты, которые реализуются в том или ином регионе. Например, Ростов стал пилотной территорией для IPTV. Первой тысяче абонентов услуга была предоставлена бесплатно. Сейчас она востребована.

— Как вы понимаете рекламную модель бизнеса, о которой говорит сейчас президент «КОМСТАРа» Сергей Приданцев? В регионе это будет работать?

— Эта модель предполагает расширение круга компаний-партнёров по обслуживанию одного клиента. Если это будет внедряться в Москве, то через год появится и у нас. Пока для нас это мысли на перспективу.

— Последние два года говорится о взрывном росте абонентской базы по ШПД. Какие риски для компаний вы видите в таком бурном росте?

— Некоторые компании уже сворачивают региональную программу по ШПД. Сейчас, к примеру, можно иметь любые деньги, но, если начать строить сеть ШПД в Москве, толку не будет никакого. Там никто не сможет получить такую абонентскую базу, чтобы окупить даже небольшие вложения. Вход на локальный рынок для каждой следующей за первой компании — это безумный риск. Рынок Ростова, на мой взгляд, уже закрыт: он полностью охвачен, здесь больше нечего делать. Надо искать другие рынки. Максимальное проникновение ТВ — 90 процентов, для ШПД это 50 процентов. Если 70 процентов, то это просто сногсшибательное проникновение, но больше уже не будет. В городах, где проникновение достаточно высокое, риски входа на рынок также очень высоки.

— Почему перспективы развития кабельного ТВ сегодня считаются наилучшими?

— Потому что люди готовы за это платить. Можно провести чистый эксперимент: прийти в город, где нет кабельного ТВ, и провести опрос на тему «Сколько должен стоить пакет из шестидесяти цифровых каналов отличного качества?» Я вам даю голову на отсечение, что люди будут называть цифру вдвое больше, чем это реально стоит. А стоит это около 200 рублей. И можно развиваться дальше: предлагать телевидение высокой чёткости, премиальные каналы, нишевые каналы, видео по запросу. Всё это будет расти.

— Сегодня очень много новинок, в отношении которых непонятно, как доносить их до потребителя. Существует ли для вас дилемма: ориентироваться на потребности наиболее требовательного и прогрессивного клиента или предлагать доступную, понятную услугу клиенту массовому?

— Конечно, сейчас уследить за всеми новинками довольно сложно, поэтому продукты, которые выводятся на массовый рынок, должны быть простыми и понятными. Сейчас важнее даже не продать клиенту продукт, а затащить его в магазин — велика вероятность, что он всё равно что-то купит. У нас есть отдельные нишевые продукты, например наш игровой сервер, где одновременно играют тысячи людей. Геймеры — это достаточно узкая ниша.

— Ваша компания сейчас говорит о внедрении целого ряда новых технологий. Важно ли знать потребителю, какие именно технологии вы применяете?

— К счастью, уже нет. Потребителю на самом деле всё равно, какая используется технология — главное, чтобы было быстро, дёшево и удобно. Технологии — это часть пиара. Но для нас смысл в выборе технологии, конечно, есть. Например, в Ростове много клиентов, которые получают интернет через ADSL-модемы. Они довольны. Но новых сетей для этой технологии мы строить не будем. Потому что есть уже продвинутая технология FTTB, которая имеет больший запас по перспективам развития.

— Сейчас каждый провайдер прокладывает к потребителю свой кабель, хотя клиенту было бы удобнее по одному кабелю получать услуги всех компаний-поставщиков. Эта проблема вообще имеет решение?

— Нет. Нужно просто ждать, когда этих компаний останется три или четыре, как на рынке сотовой связи. Я не верю в сказки про магистрального провайдера, который протянул оптику до каждого дома и всем желающим отдаёт сеть в аренду. Все эти модели разваливаются. В Америке всем желающим в какой-то момент был открыт доступ к инфраструктуре монополистов. Сначала доходы гигантов резко упали. А потом восстановились: абоненты вернулись к крупным надёжным компаниям, поскольку с ними гораздо проще иметь дело.

— Но даже крупные частные компании вряд ли скоро пойдут в сёла.

— Сёлам не повезло. Но, живя на свежем воздухе, чем-то надо жертвовать. Наивно полагать, что к каждому дому будет протянута оптика — даже за государственные деньги. Впрочем, жителям села сегодня зачастую за счёт беспроводных технологий доступны те же сервисы. Вместо кабельного ТВ может быть спутниковое. Но для этого надо обеспечить необходимый социально-экономический уровень жизни.

— Ваш филиал объявил курс на унификацию тарифов в регионах присутствия. Но сегодня в Ростовской области лишь четыре города, в которых действуют единые тарифы. Почему этот процесс движется так медленно?

— Как только дотягивается инфраструктура, цена сразу уравнивается. В Шахтах ШПД стоит столько же, сколько в Ростове. Но пока инфраструктура старая, связь должна стоить столько, сколько она реально стоит на месте. Я принципиальный противник того, чтобы отдельные подразделения работали в убыток.

— Вы заявляете о запуске осенью конвергентных решений. Кто станет их основной аудиторией?

— Такие решения проще внедрять на корпоративном рынке, но и массовому клиенту они будут предложены. Например, скоро мы начнём предлагать во всех салонах МТС в Ростове беспроводной Wi-Fi-роутер. Дома вы сможете работать через ADSL¸ на улице — через GPRS-сеть, пришли в офис — поймали Wi-Fi.

— Каких последствий вы ожидаете от перехода под бренд «МТС»? Какого объёма работ он потребует от вашей структуры?

— Ребрендинг начинается осенью — процесс это довольно масштабный. Преимущества понятны: МТС — самый сильный российский бренд. Он входит в число ста самых дорогих брендов мира — это единственная российская марка, которая там находится. Выступая под этим брендом, мы получаем массу преимуществ, поскольку известен он везде.        

Какие активы войдут в «КОМСТАР-Регионы»

В Волгограде приобретённый МТС оператор «Мультирегион» был представлен ЗАО «Мультисервисные кабельные сети» — это лидер местного рынка широкополосного доступа в интернет (ШПД) и кабельного телевидения. По данным ЗАО «КОМСТАР-Регионы», этой компании принадлежит более 50% волгоградского рынка данных услуг. В Новороссийске к «КОМСТАРу» присоединится ООО «Новая Россия — КТВ», местный монополист на рынке кабельного телевидения. ЗАО «Мультикабельные сети Кисловодска», помимо кабельного ТВ, специализируется и на предоставлении высокоскоростного доступа в интернет. Приобретения сделаны в наиболее быстро растущих сегментах. Так, по результатам первого полугодия 2010 года на юге России у компании «КОМСТАР-Регионы» быстрее всего (на 22%) росло число абонентов ШПД, на втором месте — абонентская база кабельного ТВ с 15% роста. Руководство «КОМСТАР-ОТС» сегодня признаёт приоритетным направление, связанное с развитием телевидения: при высоких темпах роста на Юге оно даёт почти такую же абонентскую базу, как интернет и телефония вместе взятые. Видимо, с интеграцией в филиал новых компаний доля ТВ ещё более возрастёт.

Южный филиал ЗАО «КОМСТАР-Регионы» развивает бизнес на территории Ростовской и Астраханской областей, Краснодарского края. Новые активы, видимо, будут интегрированы в эту структуру. В данный момент согласовывается вопрос о передаче активов холдинга «Мультирегион» в управление «КОМСТАРа». Передача эта тем более логична, что с  начала осени «КОМСТАР» намерен переводить все свои услуги под бренд «МТС». В регионах этот перевод начнётся в сентябре, а к концу II квартала 2011 года процесс должен завершиться.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№37-38 (126) 27 сентября 2010
Сочинский форум
Содержание:
Инфраструктура снизу

Сочинский инвестиционный форум показал, что субъекты юга России постепенно вырабатывают общие посткризисные решения, позволяющие максимально эффективно продавать потенциал региона. В массовом порядке они теперь предлагают инвесторам разного рода индустриальные парки, кластеры и промзоны

Реклама