Стратегия развития ЮФО ожила

Повестка дня
Москва, 27.09.2010
«Эксперт Юг» №37-38 (126)

На заседании Координационного совета объединений РСПП по югу России, которое прошло в Сочинском университете туризма и курортного дела, состоялось первое обсуждение стратегии развития ЮФО до 2020 года — документа, о котором общественность уже долгое время не вспоминала. Совсем недавно конкурс по его подготовке выиграл Совет по изучению производительных сил при Минэкономразвития РФ и Российской академии наук.

Стратегия развития ЮФО некогда была первой в своем роде: в 2007 году именно на ней Минрегион стал оттачивать методику работы с такими образованиями, как федеральный округ. Правда, южная стратегия так и не была принята: грянул кризис, затем от ЮФО отделился СКФО, да и документ был рассчитан на развитие до 2025 года, а не до 2020-го, как представленная больше двух лет назад стратегия развития России в целом. С тех пор Минрегион освоил работу со стратегиями: уже приняты подобные документы по Сибири, Дальнему Востоку, Северному Кавказу, в декабре планируется утвердить стратегию Приволжского федерального округа. По словам директора департамента стратегического планирования и регионального развития Минрегиона Ольги Смирновой, сейчас ведомство делает акцент на унификации окружных стратегий. Для них определено чёткое место в иерархии документов — между стратегией развития страны до 2020 года и стратегиями субъектов. «Стратегия округа не предполагает дополнительных обязательств федерального бюджета, — отмечает Ольга Смирнова, — она направляет существующие ресурсы». Окружная стратегия фактически увязывает планы субъектов с общенациональными интересами. При этом она в обязательном порядке, по словам г-жи Смирновой, содержит план крупных комплексных межрегиональных проектов. С такими проектами в ЮФО сейчас проблемы.

«Субъекты федерации, входящие в состав нынешнего ЮФО, самодостаточны, — заявил «Эксперту ЮГ» президент РСПП Александр Шохин. — По этой причине они будут конкурировать за ресурсы. Я не думаю, что межсубъектные отношения будут отсутствовать, но не всегда они будут идти в рамках нового ЮФО — будут идти в рамках старого. Одна из проблем нового ЮФО в том, что ему сложно найти общие проекты для всех субъектов, хотя каждый из них с проектами определяется легко. Важно руководству ЮФО прийти к тому, что округу нужны проекты, которые позволят говорить о том, что округ является органичным целым. Такие проекты есть — например, углубление Волго-Донского канала или создание канала от Каспия до Черного моря. То есть если напрячься и придумать — придумать можно. Но важно не увлекаться: такие проекты, как канал, будет сложно реализовать в рамках десятилетнего периода, который захватывает стратегия. Думаю, инновационные кластеры разных субъектов, увязанные через Южный федеральный университет, через инновационные центры, которые могут быть распределены по субъектам, но работать на округ в целом — вот это перспективное направление самоидентификации».

Текст стратегии должен быть представлен в Минрегион уже в ноябре. Примечательно, что сегодня «Единая Россия» занимается организацией межрегиональных конференций по обсуждению окружных стратегий, при этом особо пристальное внимание оказывается плану мероприятий на два ближайших предвыборных года. Обсуждение стратегии развития ЮФО партия уже назначила на май 2011 года — к этому времени доработанный документ уже должен оказаться в правительстве. Ключевую фразу о будущей стратегии произнесла представитель разработчика Ирина Гришина: «Когда 80 процентов капиталовложений делают частные инвесторы, осуществление любых планов государства оказывается в руках бизнеса, поэтому реализуемость стратегии зависит от согласования документа с бизнесом». Последние такие согласования проходили в 2008 году, а следующие, видимо, уже будут в рамках партийной дискуссии.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№37-38 (126) 27 сентября 2010
Сочинский форум
Содержание:
Инфраструктура снизу

Сочинский инвестиционный форум показал, что субъекты юга России постепенно вырабатывают общие посткризисные решения, позволяющие максимально эффективно продавать потенциал региона. В массовом порядке они теперь предлагают инвесторам разного рода индустриальные парки, кластеры и промзоны

Реклама