Авторынок выбрался на хорошую дорогу

Александр Бессонов
25 октября 2010, 00:00
  Юг

В августе и сентябре автомобильный рынок страны ожил в полной мере, и Юг не был исключением. Обобщённый прогноз — около 20% роста до конца года и как минимум столько же в следующем году. Однако дополнительных, не используемых пока резервов для увеличения темпов роста довольно много

По итогам первого полугодия, согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, российский рынок легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России вырос на символические 3%. Росли прежде всего те сегменты рынка, которые подпадали под государственные программы поддержки — программу льготного кредитования и программу утилизации. Дилеры признаются, что от первого полугодия они ожидали большего. Однако в августе и сентябре рынок рванул. Произошедший рывок особенно нагляден на фоне картины годичной давности — тогда в конце лета целый ряд находящихся в России автозаводов попросту остановили конвейеры. Эти выводы прозвучали на конференции «Стратегии южных дилеров: как стимулировать спрос на автомобили?», которую «Эксперт ЮГ» провёл в Краснодаре в рамках выставки MOBI. Генеральным партнёром мероприятия выступил «Русфинанс Банк», партнёром — «АлтайЭнергоБанк».

Государственные драйверы

«От первого полугодия все ожидали большего», — резюмирует начальник отдела продаж компании «Мастер-Сервис» (официальный дилер Opel и Chevrolet в Краснодаре) Сергей Зелинский. «Если бы госпрограмм не было, рынок бы в этом году просел, — заявляет председатель правления «Алтай­ЭнергоБанка» Андрей Спиваков. — Мы видим, что модель поведения потребителя сменилась на накопительную». Однако, по данным департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, за 9 месяцев этого года авторынок Кубани вырос на 7,7%. Основной вклад в этот рост принадлежит программам утилизации и льготного автокредитования.

«По нашему прогнозу, в Краснодарском крае программой утилизации должны были воспользоваться около 7 тысяч человек, — рассказывает Алексей Титов, начальник управления торговли и услуг кубанского департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя. — Но за 7 месяцев этого года свидетельства об утилизации получили уже 12 тысяч граждан, а новые автомобили — 6 тысяч. При этом более 10 тысяч заявок на автомобили «ВАЗ» — это вдвое больше, чем прогнозировалось. В связи с недостачей машин средние сроки ожидания сегодня составляют 3–4 месяца».

В силу этих обстоятельств кубанская администрация обращалась в АвтоВАЗ с просьбой увеличить поставки автомобилей в регион. В результате с начала работы программы количество официальных дилеров тольяттинского предприятия в крае выросло с трёх до одиннадцати. Не удивительно, что по результатам первого полугодия в рейтинге самых продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России первые четыре места занимают модели семейства LADA. Продажи по трём их них (Priora, 2105/2107, Kalina) выросли за этот период на 22–40%.

 pic_text1 Фото: Михаил Малышев
Фото: Михаил Малышев

Потенциал развития программы утилизации довольно легко оценить. В Краснодарском крае зарегистрировано около 1,2 млн легковых и коммерческих автомобилей. Из них, по словам г-на Титова, две трети — старше 10 лет. Несложно подсчитать, что на текущий момент программа утилизации удовлетворила лишь около одного процента от объёма потенциального спроса. В августе и сентябре рынок пошёл вверх — и тут же сказалось ограничение: у дилеров в наличии оказалось слишком мало машин. На четвёртый квартал сделан повышенный заказ, но теперь продавцы волнуются: не слишком ли много они запросили?

«Нынешний год всё-таки не переломный для авторынка, даже с учётом успешных августа и сентября, — говорит Сергей Зелинский. — Второе полугодие покажет рывок. Наибольшая проблема сегодня — отсутствие поставок, адекватных спросу. Мы планируем увеличить продажи на 20 процентов, а в 2011 году — на 20–30 процентов».

Догоняющее автокредитование

Помимо инициатив государства, важным фактором, стимулирующим спрос, является активизация банков, предлагающих автокредиты. Их продажи во время кризиса упали на 70% — даже больше, чем продажи автомобилей. Поэтому сегодня темпы роста этого сегмента выше, чем на авторынке. «В сфере автокредитования мы сегодня имеем прирост в 35 процентов и ожидаем, что до конца года вырастем на 40 процентов, — говорит Александр Балахов, руководитель направления автокредитования в Южном округе ООО “Русфинанс Банк”. — Но это, конечно, ещё не 2008 год. Наиболее динамично развивается экспресс-кредитование, при котором решение о выдаче кредита принимается от 30 минут. В общем объёме продаж у нас 70–80 процентов приходится на специальные кредитные программы с производителями. Мы, к примеру, работаем с 9 автопроизводителями по 15 брендам. По таким продуктам ставки ниже на 3–4 процента».

«На рынке автокредитования произошло принципиальное изменение, — считает Андрей Спиваков. — Когда рынок обмелел, на него незаметно вышли банки иностранных производителей, чья доля до кризиса составляла 5–7 процентов. По нашему прогнозу, уже в этом году их доля составит 20 процентов. Если российский коммерческий банк хочет расти на этом рынке, он должен быть быстрее и гибче всех, а также брать на себя повышенные риски. Мы, например, отказались от скоринговых программ (т. е. основанных на применении безличных статистических методик. — “Эксперт ЮГ”) — все решения о выдаче кредита принимает человек. Вернули ноль процентов по первому взносу, исходя из того, что залог автомобиля — это всё равно эфемерный залог. Предложили кредитование на 10 лет, но имеем статистику, что до кризиса средний срок погашения автокредита составлял 18 месяцев, а сейчас он увеличился до 24–26 месяцев».

За время кризиса на региональный рынок вышли 7 кэптивных банков. Согласно прогнозу «АлтайЭнергоБанка», в ближайшие два года рыночные доли госбанков и кэптивов вырастут примерно вдвое, а доля российских коммерческих банков к 2012 году сократится с 55 до 25% рынка.

Хотя в целом условия по автокредитам ещё не вернулись на докризисный уровень, в этой сфере наблюдаются структурные перемены. Например, Александр Балахов подчёркивает, что ноу-хау «Русфинанс Банка» — одновременное оформление дополнительных сервисов. «Мы предлагаем комплексную программу страхования “Защита”, — поясняет г-н Балахов. — При включении в сумму кредита этого дополнительного сервиса банк использует поощрительное ценообразование и понижает процентную ставку по кредиту. На Западе основные доходы банков приходятся как раз на дополнительные услуги при реализации автокредитов. На юге России у нас около 20 процентов продаж совершается вместе с комплексной программой». Дополнительные сервисы предложены даже в связи с задержкой при поставке автомобилей. «Сегодня мы предлагаем своему клиенту пролонгацию кредита на четыре месяца, чтобы он мог спокойно ждать автомобиля», — говорит Дмитрий Вощенко, директор по розничному бизнесу южной дирекции банка BSGV.

Новый тренд — интерес банкиров к вторичному авторынку. «Мы готовы развивать рынок подержанных автомобилей, — заявляет Дмитрий Вощенко. — Я согласен с теми, кто думает, что мы ещё увидим банк на авторынках, где торгуют б/у техникой».

Есть резервы

Можно сказать, что сегодня налицо некие промежуточные итоги развития автомобильного рынка. Целый ряд факторов ещё не заработал, поэтому конфигурация посткризисного развития не до конца ясна. Прогнозы, которые мы сейчас имеем, оптимистичны, но сдержанны. Не исключено, что скоро их придётся признать пессимистичными — поскольку есть резервы роста, которые пока рынком не используются. Например, ясно, что в ближайшие месяцы в борьбу за автомобилиста включатся дополнительные банковские силы — и условия кредитования (прежде всего стоимость кредита) будут вынуждены возвращаться к докризисным рубежам. Совершенствование финансовых инструментов, стимулирующих продажи, должно подстегнуть собственно потребительский спрос, масштаб и устойчивость которого пока вызывают сомнения. Четвёртый квартал с этой точки зрения будет чрезвычайно важен. Между тем, с 2011 года автосалоны получат право организовывать на своей территории пункты прохождения техосмотра, что, как ожидается, подстегнёт и продажи. Обобщая, можно сказать, что резерв роста, очевидно, есть, но переоценивать его сейчас рынок совсем не склонен — слишком уж свежо воспоминание о затоваренных складах.