Еврорегион таки создан

Повестка дня
Москва, 08.11.2010
«Эксперт Юг» №43-44 (132)

В конце октября Ростовская область и Луганская область Украины после нескольких лет переговоров подписали соглашение о создании пограничного еврорегиона «Донбасс». Рабочие группы по этому проекту были сформированы ещё в конце 2006 года, но с тех пор он пребывал скорее в виртуальном состоянии, в том числе из-за экономического кризиса и препятствий со стороны предшествующего украинского кабинета. Cоздание еврорегиона блокировалось прежним руководством МИДа Украины с формулировкой: «данный формат сотрудничества не отвечает евроинтеграционному внешнеполитическому курсу Украины». Как выразился председатель Луганской облгосадминистрации Валерий Голенко, это означало, что Луганщине «советовали, по сути, поискать других соседей — перекроить глобус».

Катализатором подписания соглашения между Ростовской и Луганской областями, судя по всему, оказался недавний российско-украинский форум в Геленджике с участием президентов двух стран. По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, именно в этот момент «наши два президента дали нам импульс, сказав, что надо не ждать никаких новых команд, а активно начинать взаимодействовать и решать очень конкретные проблемы». Сам г-н Голубев выступил в Геленджике с докладом «Экологическое оздоровление бассейна реки Северский Донец» — восстановление экосистемы этого притока Дона станет отдельной темой сотрудничества в рамках еврорегиона. В процессе намерена участвовать и Донецкая область Украины, которая рассчитывает в дальнейшем тоже присоединиться к новому еврорегиону.

В Европе сегодня действует порядка 120 регионов трансграничного сотрудничества, 7 из них находится на территории Украины. Первые российско-украинские пограничные проекты стартовали в 2003 году, когда были созданы еврорегионы «Слобожанщина» (на границе Харьковской и Белгородской областей) и «Днепр» (Брянская и Черниговская области, а также Гомельская область Белоруссии). В 2007 году к ним прибавился регион «Ярославна» (границы Курской и Сумской областей), а «Донбасс» стал первым еврорегионом на юге России. Центральной задачей сотрудничества в его рамках было изначально определено формирование транспортно-логистического кластера, который позволил бы реализовать транзитный потенциал Ростовской и Луганской областей. По словам Валерия Голенко, создание еврорегиона позволит уже в ближайшее время на уровне центральных органов власти Украины решить вопрос об увеличении количества пунктов пропуска на территории Луганской области (сегодня имеется всего 5 автомобильных погранпереходов). «Мы должны сделать всё, чтобы граница стала прозрачной», — заявил г-н Голенко.

Во время брифинга в Луганске при подписании соглашения Василий Голубев подтвердил, что модернизация транспортного сообщения является ключевой задачей создания еврорегиона, отметив также возможности совместных проектов в промышленности и АПК. Основанием для развития этих проектов могут стать существующие ещё с 2002 года представительство предприятий Ростовской области в Луганской области и представительство луганских предприятий в Ростове-на-Дону. На их базе действует единый информационный центр, в поисковой базе которого, по сообщению украинских источников, насчитывается более 600 потенциальных партнёров из разных регионов России и Украины.

Перед Ростовской областью в рамках еврорегионального сотрудничества будет стоять задача сокращения резко отрицательного торгового баланса с Луганщиной. За первые 8 месяцев 2010 года, по информации донской администрации, экспорт Ростовской области в Луганскую составил всего 7 млн долларов, в то время как импорт — 190 млн. При этом, если общий рост объёмов торговли по сравнению с первым полугодием кризисного 2009 года был равен 75%, то объём донского экспорта в Луганскую область уменьшился на 12% в связи с отсутствием поставок на Украину локомотивов. Ростовская область экспортирует в Луганскую макулатуру и продукцию машиностроения (в том числе котлы и ядерные реакторы), а ввозит в основном нефть и чёрные металлы — по этим двум статьям импорт в первом полугодии вырос, соответственно, в 3,8 и 3,1 раза. «Ростовской области сегодня интересно всё, что связано с переработкой. У нас есть продукция, но не хватает её переработки. Убеждён, что это может стать совместным проектом», — обозначил приоритеты сотрудничества Василий Голубев.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№43-44 (132) 8 ноября 2010
Банковская система
Содержание:
Кризис, отлитый в деньгах крупнейших

Рейтинг 250 крупнейших компаний юга России в этом году позволяет увидеть, какой оказалась цена кризиса для ведущих региональных корпораций. Если коротко, эта цена вдвое выше, чем в среднем по стране. Основной вклад в негативную динамику внесла промышленность, пострадавшая на Юге сильнее, чем в других регионах

Реклама