Модернизация требует изучать наши рейтинги

Тема недели
Москва, 08.11.2010
«Эксперт Юг» №43-44 (132)

В номере, посвящённом крупнейшим компаниям региона, без разговора о модернизации не обойтись — ибо чьими же ещё руками её проводить? При подготовке номера мы попытались провести опрос среди топ-менеджеров крупного регионального бизнеса, чтобы попробовать понять, как они воспринимают тему модернизации. Результаты оказались для нас весьма впечатляющими: такого количества отказов от общения мы ещё не получали. Для одних в слове «модернизация» мало нового: лидеры рейтинга крупнейших и без того работают над эффективностью бизнеса, для других модернизация имеет весьма косвенное отношение к их бизнесу.

Модернизация сегодня — это скорее политическое явление, чем экономическое. Политики бизнес старается сторониться. Но за прошедший год федеральный центр чётко дал понять: за инновациями и модернизацией стоит вполне измеримая задача повышения качества жизни в стране. Именно по показателям качества жизни отчитываются сегодня руководители регионов — они, по идее, и являются главными действующими лицами этого проекта.

«Реальные инструменты» модернизации в ряде случаев действительно в их руках. Для производителей строительных материалов или сетей металлосервисных центров модернизация стала бы зримой, если бы их клиенты — строители — начали бы применять новые технологии. А работа строителей привязана к старым СНиПам. Кто будет заниматься их модернизацией? Для энергетиков модернизация обретёт реальность, если громадный сектор ЖКХ вдруг станет потреблять энергоэффективные технологии. Но кто будет заботиться об исполнении закона об энергоэффективности? Дискуссии об инновациях сегодня также всё чаще заканчиваются разговором о том, как стимулировать внутренний спрос на то, чего нет. А ведь очевидно, например ,что развитие и южной, и отечественной фармацевтики в целом сдерживается чудовищной бюрократией, сопровождающей выход на рынок новых отечественных препаратов, — ведь всем, кроме граждан и инноваторов, выгоднее дорогие импортные лекарства вместо отечественных дешёвых аналогов. Бизнес не сможет решить этих проблем никогда — и будет заниматься тем, что легче.

Разговор о модернизации был подготовлен несколькими годами работы по привлечению инвестиций. Привлечение инвестиций — это фактически работа с внешней средой, необходимая любому региону. А модернизация — это работа со средой внутренней. Сколько ни привлекай инвесторов для строительства новых эффективных производств, а старые неэффективные никуда не деваются. Вот и во время кризиса государство выбрало позицию помощи слабым — и так будет всегда. Старые крупные предприятия никто просто так не закроет. Но при этом, сколько ни приглашай гостей строить в чистом поле, а в городах порядок наводить придётся самим. Для того чтобы это сделать, крупному региональному бизнесу надо предложить «реальные инструменты».

Цель в идеале выглядит так: дать региональному бизнесу такие инструменты, пользуясь которыми, он мог бы заодно решить проблемы региона. Вряд ли кто-нибудь всерьёз сегодня отнесётся к тезису, что бизнес устроит этот мир сам, если ему не мешать. Нет, задач государства никто, кроме него самого, не выполнит — это один из уроков глобального кризиса, который вполне применим к каждому отдельно взятому региону.

Задача модернизации требует, чтобы власть на местах развернулась лицом к региональному бизнесу, увидела инвестора в нём, а не только в заморском госте. Всё это звучит вдвойне небанально для тех регионов юга России, которым и сегодня выгоднее быть дотационными, чем сначала возиться с инвесторами, а потом в награду ещё и лишаться дотаций.

Выработка реальных рычагов начинается с создания долгосрочных стратегий. В СКФО такая стратегия принята в сентябре, в ЮФО — разрабатывается. На 80% реальность стратегии зависит от активности бизнеса — как правило, того, который составляет основу нашего рейтинга крупнейших.                 

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№43-44 (132) 8 ноября 2010
Банковская система
Содержание:
Кризис, отлитый в деньгах крупнейших

Рейтинг 250 крупнейших компаний юга России в этом году позволяет увидеть, какой оказалась цена кризиса для ведущих региональных корпораций. Если коротко, эта цена вдвое выше, чем в среднем по стране. Основной вклад в негативную динамику внесла промышленность, пострадавшая на Юге сильнее, чем в других регионах

Реклама