Порт Кавказ ждёт генеральных и навалочных грузов

Повестка дня
Москва, 08.11.2010
«Эксперт Юг» №43-44 (132)

В 2012 году в морском порту Кавказ (Темрюкский район Краснодарского края) появится новый грузовой район с так называемым ро-ро терминалом, предполагающим наличие причалов для загрузки судов накатным (горизонтальным) способом. Проектная мощность нового района — 2 млн тонн грузов, или 100 тысяч единиц колёсной техники в год. Сумма инвестиций в проект составит 3,3 млрд рублей (78 млн евро). Предполагается, что уже в 2012 году на терминал в порту Кавказ будет переориентировано около 60% объёма перевалки ро-ро грузов (автомобили, автопоезда, прицепы, колёсная и гусеничная техника и пр.) из других российских портов Чёрного моря.

Проект строительства северо-восточ­ного грузового района в порту Кавказ был разработан несколько лет назад в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Основание проекта в том, что активно развивающийся во всём мире рынок грузовых ролкерных (накатных) перевозок до недавнего времени в портах России был развит слабо. По мнению аналитиков, в начале нынешнего десятилетия от общего объёма перевезённых в мире ро-ро грузов 34% составляли перевозки в Балтийском море, а 12% приходилось на сервис Северного моря.

Географически сложилось так, что основные грузопотоки этого сегмента приходились на Север, поэтому в России до 2015 года были заявлены проекты строительства ро-ро терминалов в Петербурге, Усть-Луге и Выборге. Однако положительная динамика оборота ро-ро грузов через российские порты, отмечаемая в последние годы, заставила портовиков всех регионов пересмотреть политику спецификации своих мощностей.

Ещё в 2007 году предполагалось, что финансировать проект на юге России будет Внешэкономбанк, который совместно с нефтяной компанией «Северное сияние» и ООО «Азовская транспортная компания» вложит более 70 млн евро в строительство грузового района. Его предполагалось разместить в Керченском проливе на территории, прилегающей к северному молу порта Кавказ и побережью косы Чушка. По утверждению разработчиков проекта, его грузовой район предназначался для приёма и обработки универсальных сухогрузных судов и автопаромов, перевалки генеральных и навалочных грузов, открытого и промежуточного их хранения на складских площадках, а также для бункеровки судов, проходящих через Керченский пролив. Разместить грузовой район именно в порту Кавказ было достаточно разумно: тем самым крупные морские суда не подвергаются опасностям непредсказуемых течений пролива и азовского мелководья. К тому же новый терминал должен быть предназначен для обслуживания не только морских, но и речных судов.

Из-за начала экономического кризиса проект был отложен, а в сентябре этого года вновь представлен на Сочинском инвестиционном форуме с несколько скорректированными показателями — уже от 2 до 5 млн тонн грузооборота при 78 млн евро инвестиций. По утверждению пресс-секретаря ФГУП «Росморпорт» Ирины Лобковой, у терминала будут два причала общей длиной 420 метров, рассчитанные на приём судов с осадкой до 6,8 метра. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на IV квартал 2011 года. Кроме того, теперь планируется создать искусственную намывную территорию (24,7 гектара), два паромных причала и транспортно-логистический центр. По словам г-жи Лобковой, проектирование и строительство объектов, не относящихся к федеральной собственности, будет осуществлять проектная компания, специально созданная «Росморпортом» и Азовской транспортной компанией.

Общий объём инвестиций в проектирование и строительство объектов грузового района составит 3,3 млрд рублей, 2,6 млрд рублей из которых на принципах государственно-частного партнёрства будет выделено из федерального бюджета в рамках ФЦП. Ещё 284,1 млн рублей выделит на обустройство пункта пропуска Росграница. Согласно плану строительства, завершение проектирования ожидается в III квартале 2010 года, завершение строительства — в I квартале 2011 года, ввод объекта в эксплуатацию — в IV квартале 2011 года. Разработчики проекта надеются, что в первый год эксплуатации грузового района (2012 год) на терминал в порту Кавказ будет переориентировано около 60% объёма перевалки ро-ро грузов из других российских портов Чёрного моря.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№43-44 (132) 8 ноября 2010
Банковская система
Содержание:
Кризис, отлитый в деньгах крупнейших

Рейтинг 250 крупнейших компаний юга России в этом году позволяет увидеть, какой оказалась цена кризиса для ведущих региональных корпораций. Если коротко, эта цена вдвое выше, чем в среднем по стране. Основной вклад в негативную динамику внесла промышленность, пострадавшая на Юге сильнее, чем в других регионах

Реклама