Имидж со стратегическим прицелом

Тема недели
Москва, 22.11.2010
«Эксперт Юг» №45-47 (136)
Бренд территории — один из главных элементов её стратегии. Эта идея стала важным результатом дискуссии на IV Форуме крупнейших компаний Юга

Фото: Андрей Бойко

На прошлогоднем форуме крупнейших, где состоялась первая дискуссия о необходимости формирования брендов южных территорий, было много общих рассуждений о том, зачем и кому это нужно — или, наоборот, не нужно. Однако все участники тогдашнего круглого стола согласились с тем, что бренд территории не может быть сведён только к внешней форме, то есть красивой упаковке, с которой территория должна идентифицироваться, — с этим многие южные регионы и даже муниципалитеты (Краснодар тому показательный пример) уже справляются вполне неплохо. Это, безусловно, важный аспект брендирования, но если за фасадом не будет соответствующего содержания, то бренд окажется продуктом одноразового употребления. В нынешней дискуссии на ту же тему такое содержание обнаружилось — это стратегии развития территорий, которые в последние два-три года массово принимаются и федеральными округами, и регионами, и отдельными муниципальными образованиями. Таким образом, бренд территории является концентрированным выражением её стратегии. Стратегия же, в свою очередь, должна быть результатом диалога бизнеса и власти — таким стал лейтмотив панельной дискуссии форума о работе над брендами южных территорий.

Нынешний год вообще оказался для юга России стратегической точкой отсчёта. После создания СКФО была в довольно сжатые сроки принята комплексная стратегия его развития; для Южного федерального округа в его нынешних границах вопрос поиска новой идентичности также оказался сопряжён именно с разработкой стратегии, над которой работала группа столичных и региональных экспертов. Основные тезисы документа на форуме представлял исполнительный директор Координационного совета РСПП по ЮФО Александр Потеряхин. По его словам, южный регион оказался перед серией вызовов: новые границы, новые горизонты планирования (стратегия составляется до 2020, а не до 2025 года), новая реальность в условиях курса на модернизацию и преодоления последствий кризиса. Стратегическую миссию ЮФО разработчики документа видят в том, что округ должен являться лидером инновационного развития, оплотом российского влияния на Северном Кавказе, в Закавказье, Черноморском и Каспийском бассейнах, продовольственной базой страны, транспортным узлом и центром рекреации. При этом, подчеркнул г-н Потеряхин, Южному федеральному непременно требуется межокружная интеграция, а межрегиональные проекты в рамках стратегии составляют около трети от запланированных документом крупных инвестпроектов.

С точки зрения представителей крупных компаний — участников форума, стратегические документы, задающие основные векторы развития территории на годы вперёд, должны становиться одной из главных площадок в диалоге бизнеса и власти. «Стратегия — это товар, который власти хотят предложить частному инвестору, и у этого товара должен быть бренд», — сформулировал эту идею председатель Южного регионального комитета Ассоциации европейского бизнеса Олег Жарко. Иными словами, стратегия территории и её бренд являются в идеале продуктом государственно-частного партнёрства — это словосочетание на форуме регулярно звучало из уст выступающих. «В период кризиса доверие бизнеса к власти возросло, в результате власть и бизнес оказались по одну сторону баррикад», — констатировал мэр Краснодара Владимир Евланов. По его мнению, формирование стратегии развития территории должно идти в рамках прямого сотрудничества власти и бизнеса.

Однако кто должен выступать первым номером в этом сотрудничестве — вопрос дискуссионный. «Власти нужно слушать бизнес, не мешать ему и в критических случаях помогать, — считает Сергей Лихарев, генеральный директор компании “Базэл Аэро”, управляющей аэропортами Краснодарского края. — К сожалению, эти простые вещи до властей доходят с трудом. Цифры, отчётность у нас берут, а что мы думаем о стратегии — не спрашивают. А между тем аэропорт — это один из главных элементов развития территории». По мнению г-на Лихарева, аэропортовая сфера вообще является зеркалом проблем частно-государственного партнёрства в России, поскольку в любом аэропорте присутствуют государственная (аэродромная) и коммерческая (аэровокзальная) составляющая. И пока государство в своих решениях по аэродромной части будет доминировать над управляющими компаниями, никакого массового рывка в развитии аэропортовой инфраструктуры не предвидится, убеждён руководитель «Базэл Аэро». Поэтому, полагает Олег Жарко, бизнесу сегодня необходимо создавать механизмы и институты постоянной коммуникации — и такие структуры уже начинают появляться. Например, при участии Ассоциации европейского бизнеса в Краснодаре создана регулярная контактная площадка для общения иностранных инвесторов и краевой администрации.

Разработчиков стратегических документов часто упрекают в том, что они видят территорию с высоты птичьего полета, а в реальном масштабе их построения на длительную перспективу могут не сработать. К диалогу бизнеса и власти этот упрёк имеет прямое отношение, поскольку общим местом является формулировка, что примерно на 80% осуществление стратегий зависит от бизнеса. Однако, по мнению Александра Потеряхина, прикладная работа над реализацией стратегии развития территории начинается на уровне муниципальных образований, и любопытные примеры взаимодействия бизнеса и власти на микроуровне уже есть.

Так, в Кабардино-Балкарии портфель проектов местного Агентства инвестиций и развития (АИР) в значительной мере формируется из муниципальных предложений. Руководителям всех 13 муниципальных районов республики было поручено разработать инвестиционные проекты, которые можно будет реализовать на их территориях, и в начале этого года каждый район представил по два-три проекта стоимостью от 100 млн рублей. В результате в сформированном реестре уже значится ряд проектов на сумму 20 млрд рублей. По словам главы АИР Тимура Махова, примерно половина из этих проектов будет реализована в следующем году. «Каждый глава района должен знать всех бизнесменов в лицо, чтобы создавать им максимально комфортные условия, — убеждён г-н Махов. — Если бизнес начнёт доверять хотя бы муниципальному району, он будет всегда поддерживать район в сложных ситуациях, пусть даже в малом — провести детский утренник или покрасить забор. А часто так бывает, что приезжаешь в район, а его глава жалуется: денег нет. Тогда я спрашиваю: а вы знаете, кто у вас тут открыл новый магазин? Оказывается, что не знает».

Вторая панельная дискуссия форума, посвящённая новым промзонам, технопаркам и промышленным кластерам как точкам роста южной экономики, на самом деле также имела прямое отношение к теме формирования региональных брендов. Ведь лёгкость вхождения в регион для инвестора в посткризисный период становится едва ли не важнейшей составляющей бренда территории. По словам заместителя министра экономразвития Ставропольского края Максима Клетина, курировавшего проект создания Невинномысского индустриального парка, в процессе работы выяснилось, что для инвестора фактором номер один является не столько пресловутая инфраструктура, сколько скорость выделения земли. «У нас она составляет 50 дней, и каждый чиновник персонально отвечает за отдельно взятый проект», — заверил г-н Клетин и тут же пригласил сидевшего рядом с ним в президиуме главу краснодарского машиностроительного завода «Клаас» Ральфа Бендиша открыть производство на Ставрополье.   

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№45-47 (136) 22 ноября 2010
Модернизация на Юге
Содержание:
Реклама