Посеяли гаджеты — пожали трафик

Спецвыпуск
Москва, 19.11.2010
«Эксперт Юг» №45-47 (136)
Объём мобильного интернет-трафика в южном регионе за год вырос в несколько раз: это один из самых быстрорастущих сегментов рынка связи вообще. Операторы убеждены, что абонентскую базу ещё можно и нужно растить на услугах связи нынешнего поколения, хотя новые технологии на Юге уже протестированы

Провайдеры связи отмечают, что на юге России в первом полугодии объём мобильного интернет-трафика, генерируемого как с телефонов, так и пользователями USB-модемов, вырос в несколько раз по сравнению с тем же периодом 2009 года. Генерируют запросы в сеть в основном частные пользователи, поскольку в этом сегменте всё большее распространение получают соответствующие устройства — коммуникаторы и компактные ноутбуки. Немаловажным стимулом стало также ощутимое снижение стоимости мобильного трафика и появление безлимитных тарифов, которые позволяют использовать подключение к сети без проводов в дополнение к «домашнему», проводному интернету, а в некоторых случаях — и как единственный способ выхода в интернет.

Эффект «гаджета»

Несколько лет назад, когда операторы «большой тройки» запускали в тестовую эксплуатацию сети 3G, их польза для конечных потребителей не была очевидна: с ретрансляцией голоса и СМС-сообщений связь предыдущего поколения на тот момент справлялась более чем удовлетворительно. При этом в 2008 году USB-модем, с помощью которого можно было почувствовать хорошую беспроводную скорость, в московских офисах мобильных операторов стоил от 3000 рублей, а стоимость 1 Мб в среднем была около 4 руб­лей. На сегодняшний день в южном регионе, по словам директора филиала ОАО «МТС» в макрорегионе «Юг» Сергея Ласкавого, объём 3G-трафика уже сопоставим с объёмом 2G. Усилия операторов по развитию сетей третьего поколения и продвижению дата-модемов не пропадают даром: пользователи научились извлекать из мобильных устройств максимум — читать новости, поддерживать аккаунт на Facebook, общаться в мессенджерах, совершать покупки.

Коммерческий директор «Скай Линк - Юг» Алексей Владимиров отмечает, что объём интернет-трафика абонентов компании (этот оператор одним из первых стал продвигать услугу беспроводного доступа в сеть как самостоятельную) на юге России в первом полугодии 2010 года вырос почти в пять раз по отношению к аналогичному периоду 2009 года. «При этом безлимитные тарифы своим абонентам на Юге, — подчёркивает г-н Владимиров, — “Скай Линк” стал предоставлять только начиная с 1 сентября 2010 года. По нашим данным, в конце 2009 года доля абонентов, потребляющих интернет в мобильном режиме, была около 12 процентов, сегодня — более 20 процентов».

Ольга Игошкина, руководитель отдела по связям с общественностью Кавказского филиала ОАО «МегаФон», сообщает, что объём потребления интернет-трафика в расчёте на одного абонента в сети филиала по итогам I квартала 2010 года составляет в среднем 100 Мб, а у пользователей безлимитных предложений — 2 Гб. На развитие связи влияет, помимо конкурентной стоимости мобильного интернета в сравнении с проводной ШПД-технологией FTTx, проникновение техники нового поколения: по данным ОАО «Вымпелком», в южном регионе доля 3G-телефонов составляет 11,7%. «В абсолютных цифрах в сети “Билайн” регистрируется около 600 тысяч аппаратов с поддержкой 3G, — говорит Алексей Маныч, директор Южного региона ОАО “Вымпелком”. — За два последних года проникновение выросло практически в два раза и через год может составить порядка 20 процентов. Если же говорить и про другие устройства, которые позволяют выходить в сети 3G в интернет, то проникновение будет выше — 13,7 процента».

Общероссийские показатели значительно серьёзнее: по данным агентства MForum Analytics, объём продаж сотовых телефонов с поддержкой технологий 3G на российском рынке по итогам I–III кварталов 2010 года в штучном выражении составил 7,86 млн штук, в денежном — 2,06 млрд долларов. Прирост объёмов рынка относительно аналогичного периода прошлого года в денежном выражении составил 40%, в штучном — 59%. Это говорит о том, что южный макрорегион в ближайшие год-полтора продолжит показывать уверенный рост числа потребителей мобильного интернета, куда зачастую попадают не целенаправленно, а просто в силу особенностей современной информационной среды. Алексей Бойко, эксперт MForum.ru, говорит о том, что данные могут скачиваться неосознанно, когда пользователь устанавливает на свой смартфон виджеты, которые постоянно подкачивают данные из сети, обновляет прошивку и т. п. «Разумеется, велика роль социальных сетей, общения через системы IM (internet messaging. — «Эксперт Юг») и прочих видов деятельности, доступных для пользователя смартфона, — рассуждает г-н Бойко. — Вместе с тем, даже пользователи, которые не скачали на свой смартфон ни одного дополнительного приложения, всё равно генерируют трафик, например, используя мобильный браузинг или просматривая свою почту».

USB-модем — дело частное

Эффективным драйвером для стимулирования роста мобильного интернет-трафика стали USB-модемы, которые можно купить у любого из четырёх основных операторов связи Юга. Пионером в продвижении идеи «передвижного» интернета была компания «Скай Линк». Изначально она предлагала это устройство как решение для бизнеса, но со временем для операторов стало очевидным, что основными потребителями становятся частные лица, которые приобретают USB-модем как способ подключения к сети ноутбука (или, зачастую, нетбука) — в дополнение к проводному подключению, установленному дома. По подсчётам «Билайна», 98% пользователей USB-модемов — это частные лица.

В районах с неразвитой инфраструктурой связи это решение для многих может являться единственным каналом доступа в сеть. Алексей Маныч отмечает, что даже в крупных городах в районах с застройкой менее чем четыре этажа проводной интернет пока ещё встречается редко. Алексей Владимиров вообще убеждён, что в городах с населением в 20–150 тысяч человек мобильный модем — это основной способ доступа в сеть.

Конечно, нельзя не отметить, что проникновение проводного ШПД в России увеличивается с каждым годом, и один из крупнейших провайдеров — «Комстар», за пределами Москвы переходящий под бренд МТС, в конце прошлого года уже официально объявил, что теперь порогом уровня населения, который является достаточным для входа в город этого оператора связи, является 50 тысяч человек. Но ни одного из провайдеров уже не огорчит переход пользователей малых городов на «провод»: все операторы, упоминаемые в данном обзоре, предоставляют оба вида связи: кто-то — под одним брендом (как «Билайн» и МТС), кто-то — под разными (в собственности у «МегаФона» оператор «Синтерра», а ЮТК недавно приобрела «Скай Линк»). Поскольку тарифная политика, как и в случае с обыкновенной мобильной связью, более или менее сбалансировалась, региональный потребитель не будет особенно метаться, выбирая проводного оператора: он, скорее всего, предпочтёт того, чьим мобильным интернетом пользовался до этого.

У корпоративных пользователей другие запросы: рынок связи стремится к тому, чтобы делать пакетные предложения, учитывающие потребность бизнеса одновременно в провод­ной междугородной связи, мобильной и локальной телефонной сети, в подключении к интернету различными способами. Конечно, компетентное использование пакетных предложений и конвергентной связи пока характерно только для крупных и межрегиональных компаний: представители среднего и малого бизнеса ограничиваются корпоративными тарифами на мобильную связь. Алексей Владимиров говорит, что сейчас доля корпоративных пользователей USB-модемов составляет порядка 5%: «Среди этой группы абонентов более распространены Ethernet-решения, которые позволяют решать задачи организации доступа в интернет для небольших локальных сетей за 5–10 минут».

Ниже есть куда, но не надо

По-настоящему конкурентными цены на проводной и мобильный интернет в регионе назвать нельзя. Даже в развитом в этом отношении Ростове-на-Дону, где безлимитные «проводные» предложения начинаются от 350 руб­лей (с довольно устойчивой скоростью подключения не менее 1 Мбит/сек), действительно безлимитные «мобильные» можно встретить только от 900 рублей (например, у «МегаФона») — но обещанной скорости в 3 Мбит/сек пока практически не бывает. При этом настоящий мобильный «анлим» появился только недавно: до сих пор на всех имеющихся тарифах провайдеры по достижении абонентом определённого уровня входящего трафика имели обыкновение снижать скорость доступа. Для конечного пользователя стоимость трафика проводного интернета равна только абонентской плате в месяц, в случае же беспроводного она складывается из стоимости модема (Алексей Бойко говорит, что в среднем в России срок его эксплуатации составляет 12 месяцев), абонентской платы и/или помегабайтной оплаты трафика. Г-н Бойко добавляет также, что «здесь уместно обратить внимание на такой параметр, как «порог округления». Значение этого параметра должно быть как можно меньше; если порог округления превышает 10 КБ, расходы абонента могут существенно расти, особенно при использовании мобильных мессенджеров и других программ, которые отличаются частой посылкой небольших пакетов информации».

Для оператора стоимость трафика складывается из ряда других позиций, среди которых Ольга Игошкина выделяет четыре основных: себестоимость трафика для самого оператора, себестоимость трафика, закупаемого у интернет-провайдера (посредника), расходы на строительство и обслуживание сети и конкурентная ситуация на рынке. Алексей Владимиров добавляет к ним расходы на продвижение и говорит о том, что рыночная борьба значительно снизила параметры окупаемости инвестиций в сети мобильной передачи данных: «Скорее всего, не стоит ждать значительного обвала цен на трафик в 2011 году, уж очень близко все игроки подобрались к уровню себестоимости». Средняя стоимость 1 Мб трафика на Юге, по подсчётам «Билайна», снизилась за последний год более чем на 22%. Все операторы сейчас активно развивают сети третьего поколения, «разгоняя» в них скорости, а некоторые заботятся уже и о 4G, то есть активно инвестируют — учитывая всё это, мобильный интернет вряд ли подешевеет и вступит в прямую конкуренцию с FTTx, однако увеличения скоростей можно ожидать.

Быстрее, больше, уверенней

В конце августа текущего года компания «Скартел», развивающая услугу беспроводного ШПД под брендом Yota, запустила в Казани пилотный проект — фрагмент сети четвёртого поколения (LTE). Правда, очень быстро фрагмент работать перестал, поскольку базовые станции, обеспечивающие передачу данных, не прошли регистрацию Роскомнадзора. Пресса и аналитики оживились, поскольку на четвёртое поколение связи возлагались большие надежды, но, как и когда-то перед переходом на третье поколение, возникли проблемы с официальными ведомствами. Алексей Бойко говорит, что сейчас трудно предсказать, когда операторы получат официальные разрешения на коммерческую эксплуатацию сетей LTE от всех соответствующих ведомств. «Безусловно, LTE — это весьма и весьма перспективная технология, но прогнозировать развитие беспрецедентной, безобразной ситуации со сложностями ЭМС-согласований (согласования электромагнитной совместимости. — «Эксперт ЮГ») с Минобороны я не возьмусь, — поясняет г-н Бойко. — Вопрос имеет к технологиям лишь самое косвенное отношение и лежит сейчас целиком в плоскости политических решений и экономической борьбы между заинтересованными участниками рынка».

Определённые инвестиции в четвёртое поколение связи уже делаются. В августе текущего года ОАО «МегаФон» и ОАО «Ростелеком» провели первое в России полнофункциональное тестирование LTE на территории одного из ключевых олимпийских объектов — горнолыжного комплекса «Роза Хутор» в Красной Поляне. «Во время тестирования были установлены базовые станции: две в Москве, в ситуационном центре «МегаФона», и две — на площадке Роза Хутор в Сочи, — рассказывает об этом опыте Ольга Игошкина. — В рамках первого тестирования LTE в России пользователи с помощью компьютеров и 4G модемов подключались к интернету, скачивали и загружали файлы, просматривали на сверхскоростях видео в режиме онлайн, в том числе качества High Definition и 3D. Ёмкость магистрального канала Роза Хутор — Москва составила 400 мегабит в секунду».

Разумеется, строительство инфраструктуры связи нового поколения не ведётся с нуля, может быть вновь использована существенная часть уже имеющейся — некоторые площадки, помещения для размещения оборудования, договора аренды, мачты, подведённое электропитание, розничные салоны оператора, звонковые центры обслуживания абонентов. Но значительная часть инфраструктуры должна быть выстроена практически заново в связи с рядом кардинальных изменений в построении ядра сети, необходимостью увеличения числа сот для обеспечения indoor-покрытия, пропускной способности сети, существенного (на два порядка) повышения пропускной способности транспортной сети, строительства или аренды центров обработки данных. Алексей Бойко оценивает затраты на построение российской сети LTE на базе существующей федеральной сети в размере от 2 до 4 млрд долларов. «Строительство с нуля может стоить на два-три миллиарда долларов больше. Конечно, эти деньги нужно будет потратить не в течение года, а за период активного развёртывания сети, но это ненамного облегчает задачу финансирования подобного проекта», — отмечает г-н Бойко.

Однако операторы от отсутствия разрешений не унывают. Алексей Маныч говорит, что и у связи текущего поколения есть ещё запас для увеличения скоростей: «Уже сегодня вы сможете увидеть на территории нашего региона скорость соединения до 7,2 мегабита в секунду, — отмечает г-н Маныч. — А вообще, возможно наращивание скорости до 14 и даже до 28 мегабит в секунду. Технология не остановилась и продолжает развиваться на той же технической базе, что и сейчас. Кроме того, мы считаем, что для технологий 4G пока ещё нет достаточно широких потребностей. Попробуйте привести пример, для чего нужны такие высокие скорости в мобильном интернете, если нет пока что широкого распространения соответствующего контента? Как только он появится, под него тотчас же будут “подтянуты” технологии».

К тому же, памятуя опыт запуска сетей третьего поколения, провайдеры связи убеждены, что рано или поздно ситуация с лицензированием разрешится в их пользу. Так, Алексей Владимиров уверен, что формат LTE стратегически важен для информационного развития России: «Все лицензионные этапы развития никогда не были простыми, но, учитывая высокую оценку потенциала LTE, я уверен, что в министерских кругах будут найдены эффективные компромиссы». А Сергей Ласкавый видит большой потенциал роста рынка мобильного интернета — от 40 до 60% ежегодно. МТС готова оперативно откликнуться на разрешение эксплуатировать четвёртое поколение связи: «Внедрение более передовой технологии в постоянно развивающихся сетях сотовой связи является неизбежным процессом, — говорит г-н Ласкавый. — Если будут частоты, то запустить 4G в опытную эксплуатацию МТС сможет в самое ближайшее время». 

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№45-47 (136) 22 ноября 2010
Модернизация на Юге
Содержание:
Реклама