Прогиб под иностранцев

Спецвыпуск
Москва, 22.11.2010
«Эксперт Юг» №45-47 (136)
«Роснефть» намерена привлечь к разработке черноморского шельфа крупных нефтедобывающих операторов

Руководство НК «Роснефть» завершает переговоры с потенциальным партнёром по разработке участков углеводородов на Туапсинском прогибе (шельф Чёрного моря в территориальных водах России) — одним из крупнейших международных операторов, американской компанией ExxonMobil. Пока в освоении черноморского шельфа у главного российского нефтехолдинга не получалось сотрудничества с нефтяными компаниями «большой десятки». До этого «Роснефть» приглашала для совместной разработки месторождений англо-голландский концерн Royal Dutch Shell, французскую TotalFinaElf, американский Chevron, норвежскую Statoil.

Глубокая глотка

Туапсинский прогиб географически располагается главным образом в территориальных водах России вдоль черноморского побережья, на шельфе от Новороссийска до Пицунды. Общая площадь его — 11,2 тысячи кв. км. Глубина моря на прогибе колеблется от 500 м до 2 км. В ходе сейсморазведки на участке выявлено около 70 перспективных структур с предполагаемыми запасами по категориям C3+D1+D2 от 568 до 730 млн баррелей нефтяного эквивалента (около 100 млн тонн нефти). Лицензию на проведение поисково-разведочных работ на туапсинском участке «Роснефть» приобрела в августе 2003 года, но пока из-за сложных геодезических условий смогла провести только сейсморазведку 3D в объёме 1030 кв. км.

По мнению специалистов объединения «РосНИПИтермнефть», Туапсинский прогиб, наряду с Валом Шатского, лицензия на который «Роснефти» досталась в наследство после раздела ЮКОСа в 2007 году, считаются самыми перспективными структурами на Чёрном море. Однако добыча здесь серьёзно затруднена значительными глубинами, так как нефтеносные пласты залегают на 3–4 км от поверхности моря, а уже на уровне 100–200 м начинаются перенасыщенные сероводородом слои воды, создающие крайне агрессивную для оборудования среду.

Именно на наиболее затратном этапе бурения скважин в 2008 году перед «Роснефтью» встал вопрос поиска крупного инвестора, имеющего опыт сверхглубокого бурения на шельфе и способного разделить риски даже с ведущим нефтехолдингом России. Собственного опыта бурения на высокосернистых южных шельфах у «Роснефти» практически нет: на Каспии сейчас работают в основном ЛУКОЙЛ и «Газпром», на Азовском море уже который год никак не может начать добычу НК «Приазовнефть» — совместное предприятие «Роснефти», ЛУКОЙЛа и администрации Краснодарского края, застрявшее на стадии общественных слушаний и экологических согласований.

Интербригада

Последние совпавшие с кризисом два года «Роснефть» потратила на многочисленные переговоры с потенциальными партнёрами, имеющими опыт бурения на высокосернистых глубинах, а главное, способными взять на себя риски и масштабные затраты по геологоразведке, средняя стоимость которой колеблется от 0,9 до 1,3 млрд долларов. По оценке экспертов, на глубинах до 2 км бурение только одной глубоководной разведочной скважины обойдётся примерно в 50 млн долларов, а на каждом участке их необходимо сделать как минимум четыре.

Сразу же после получения лицензии на Туапсинский прогиб «Роснефть» попыталась привлечь к партнёрству французскую TotalFinaElf, которая вроде бы согласилась на участие в проекте. Тогда предполагалось, что французская компания возьмёт на себя 50% финансирования геологоразведочных работ, затраты на которые оценивались в 20–30 млн долларов. Однако подписание соглашения о создании СП между сторонами затянулось, а затем и отношения между ними испортились из-за разногласий по поводу разработки Ванкорского месторождения углеводородов. Когда противоречия дошли до судебных разбирательств, на участии Total в проекте разработки Туапсинского прогиба можно было ставить крест.

К тому же французов сегодня больше интересует не черноморская, а каспийская нефть. В июне этого года они подписали меморандум о сотрудничестве при осуществлении разведывательных работ на Каспийском море с казахской национальной нефтегазовой компанией «КазМунайГаз». Документ предусматривает, что компании совместно проведут оценку потенциала разведки углеводородного сырья по участку «Женис» в южной части казахстанского сектора Каспия.

Кстати, третьей стороной, подписавшей этот меморандум, стала норвежская Statoil, руководство которой подтвердило, что «Роснефть» также предлагала ему поучаствовать в разработке Туапсинского прогиба. Норвежцы ушли от прямого ответа на вопрос, насколько интересен для них этот проект, но, учитывая, что Statoil серьёзно намерена поучаствовать в создании «бурового клуба» на Каспии и заняться разработкой казахского участка «Абай», работа на Чёрном море в обозримом будущем их вряд ли заинтересует.

Была ещё возможность привлечения к проекту англо-голландского концерна Royal Dutch Shell, однако этот транснационал предложил свой вариант: «Роснефть» получит долю в крупнейшем в Германии НПЗ Miro в обмен на право участия Shell в разработке Северо-Комсомольского месторождения на Ямале, двух — на Приямальском шельфе и Туапсинского прогиба на Чёрном море. Как раз у Shell имеется большой опыт работы не только на шельфе, но и на больших глубинах. Недаром эту компанию в последние годы так отчаянно пытается залучить к себе руководство Калмыкии, где углеводороды залегают на очень солидной глубине (свыше 3,5 км). Но иностранцев в шельфовые проекты в России допускают со страшным скрипом, и переговоры по этому варианту так ничем и не закончились.

По мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, иностранных операторов привлекает близость к прогибу основного перерабатывающего актива «Роснефти» в регионе — Туапсинского НПЗ — и рынков сбыта топлива. В то же время, по его выражению, для инвесторов достаточно дорогим является «входной билет» в проект — оплата геологоразведки, результаты которой всегда непредсказуемы. Хотя, замечает г-н Нестеров, «у транснациональных компаний всегда есть денежные фонды для таких в определённой степени рисковых, но стратегически важных проектов».

Chevron на шинели

Рассматривалась в качестве претендента и корпорация Chevron, но американцев пока больше интересует «наследство ЮКОСа». В частности, одна из частей Вала Шатского — Западно-Черноморский лицензионный участок с 10 перспективными структурами, примыкающий к Туапсинскому прогибу. Его общие запасы намного больше, чем на прогибе — 6,3 млрд баррелей. Глубины здесь тоже значительные, но запасы таковы, что американцы готовы рискнуть именно тут.

17 июня 2010 года руководители Chevron и «Роснефти» в присутствии председателя правительства Владимира Путина и «углеводородного куратора», вице-премьера Игоря Сечина подписали в Ново-Огарёве соглашение о создании совместной операционной компании, которая будет зарегистрирована в России. Согласно этому документу, Chevron намеревается взять на себя финансирование сейсмики, геологоразведочных работ и разведочного бурения. По мнению вице-премьера, только в геологоразведку инвестору придётся вложить не менее 1 млрд долларов. Если она даст положительные результаты, то «Роснефть» сможет привлечь, по выражению г-на Сечина, «по очень хорошим ставкам» при льготном налогообложении не менее 1 трлн рублей (порядка 33 млрд долларов). По некоторым данным, у инвестора будет треть долей проекта, у «Роснефти» — две трети.

Это и без того уже крупный успех «Роснефти». Если проект начнёт успешно реализовываться, вполне вероятно, что Chevron может рассмотреть и своё участие в разработке Туапсинского прогиба. Как раз во время подписания соглашения председатель совета директоров корпорации Джон Уотсон заметил, что его компания заинтересована в дальнейшем развитии совместного сотрудничества с «Роснефтью».

Можно добавить, что руководство Chevron неоднократно подчёркивало своё согласие с идеей российских властей о расширении мощностей Тенгиз-Новороссийского Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), в котором их доля составляет 15%. Решение об этом уже принял совет директоров КТК в конце сентября. Ожидается, что к 2014 году «труба» увеличит свою пропускную способность более чем в два раза — с нынешних «паспортных» 28 млн тонн (за счёт использования антифрикционной присадки реально прокачивается свыше 34 млн тонн) до 67 млн тонн в год. А это покроет все риски Chevron по участию в черноморских проектах «Роснефти», которой принадлежит 7,5% акций КТК.

Американский пирог

К началу осени 2010 года в переговорах по поиску партнёров всплыл новый «американец» — один из ведущих мировых игроков ExxonMobil. В «Роснефти» сообщили, что переговоры о его участии в проекте находятся на «финальной стадии». Источник, посвящённый в ход переговоров, утверждал, что «урегулированы все технологические и финансовые вопросы, основные трудности возникли в политической плоскости».

Под «политической плоскостью» в переговорах с участием российской госкомпании можно понимать всё, что угодно — от войны за Южную Осетию и размещения американских ПРО в Восточной Европе до поставок ракетных комплексов С-300 в Иран. К тому же северная часть прогиба находится на территории, не делимитированной с Украиной, что также может вызвать определённые проблемы в будущем.

Но в настоящее время потепление в отношениях России и США очевидно, война подзабыта, о ПРО предпочитают не говорить, ракетные комплексы останутся дома, президент Дмитрий Медведев согласился на участие в саммите НАТО в Лисабоне, а уж с союзной ныне Украиной Москва как-нибудь найдёт общий язык.

Ко всему прочему, один из главных конкурентов ExxonMobil, корпорация Chevron, активно включился в работу по освоению черноморского шельфа, что не могло пройти незамеченным для «мобильных» американцев. Похоже, что и российские власти пошли им навстречу. В начале нынешней осени было объявлено о том, что подразделения ExxonMobil в рамках проекта «Сахалин-1» приступили к добыче на месторождении Одопту, где не смогли закрепиться многие мировые операторы.

Поэтому весьма вероятно, что со своей стороны Москва в ближайшее время ждёт подписания соглашения о сотрудничестве с государственной «Роснефтью» по проекту освоения Туапсинского прогиба. Уже в середине октября пришло сообщение, что новый президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов вместе с Игорем Сечиным встречался с главным управляющим английской компании ВР Робертом Дадли, обсудив с ним в числе прочего шельфовые проекты. Значился ли среди них Туапсинский прогиб, не говорится, но сам факт встречи с ещё одним из главных конкурентов ExxonMobil уже может свидетельствовать либо о попытках надавить на сомневающихся американцев, либо о зондировании почвы в поисках нового партнёра.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№45-47 (136) 22 ноября 2010
Модернизация на Юге
Содержание:
Реклама