Танкеры повернули на Венесуэлу

Повестка дня
Москва, 22.11.2010
«Эксперт Юг» №45-47 (136)

В ходе встречи в Кремле президентов России Дмитрия Медведева и Венесуэлы Уго Чавеса между отечественной компанией ОАО «Новошип» (входит в группу «Совкомфлот») и южноамериканской PDV Marina S.A. (входит в Petroleos de Venezuela S.A.) подписано соглашение об организации совместного предприятия, в котором будут состоять танкеры типоразмера Aframax. Ожидается, что своеобразный судовой пул займётся совместным обслуживанием транспортных проектов, связанных с разработкой шельфовых месторождений Боливарианской Республики.

Весной этого года в столице Венесуэлы стороны заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее реализацию широкого круга интересов в разработке венесуэльского шельфа в среднесрочной перспективе с помощью одной из крупнейших в мире танкерных компаний «Новошип» (53 танкера суммарным дедвейтом 4,14 млн тонн). На сегодняшний день группа «Совкомфлот» вместе с «Новошипом» занимает первое место в мире в сегменте танкеров-продуктовозов, второе — по танкерам Aframax, четвёртое — в сегменте танкеров Suezmax. В апреле в Каракасе речь шла о том, что мощный российский перевозчик не только будет заниматься транспортировкой венесуэльской нефти танкерами, но и расширит сотрудничество в других сегментах рынка (нефтеналивных судов, судов-газовозов и химовозов).

В сентябре было объявлено, что «Сов­комфлот» намерен нарастить свои мощности на 10–12 крупнотоннажных танкеров типоразмера Aframax дедвейтом 117,5 тысяч тонн. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в «Новошипе», только в рамках инвестпрограммы до 2015 года компания планирует инвестировать порядка 1,5 млрд долларов в наращивание своего суммарного дедвейта. В качестве судостроителей были выбраны корейская верфь Hyundai Heavy Industries Offshore, на которой строят танкеры Aframax (для перевозки сырой нефти) водоизмещением 105 тысяч тонн, и хорватская верфь Trоgir, где собирают танкеры-продуктовозы и продуктовозы-химовозы для перевозки светлых нефтепродуктов водоизмещением 40–47 тысяч тонн.

Входящий в госхолдинг «Новошип» сегодня обладает крупнейшим в мире флотом для работы в ледовых условиях, являясь оператором номер один в сегменте арктических челночных танкеров и судов-газовозов ледового класса. По утверждению президента компании Игоря Тонковидова, в ближайшие пять лет «Новошип» станет основной конвенционной платформой для танкерного флота России, расширив своё присутствие практически во всех сегментах (кроме супертанкеров ULCC).

Однако как раз проблема занятости будущих судов «Новошипа» стоит сегодня крайне остро из-за пока ещё неизвестной даты начала разработки Штокмановского месторождения углеводородов, подо что, собственно, в «Сов­комфлоте» и были намерены строить танкеры. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в «Газпроме», окончательное инвестиционное решение о производстве трубопроводного газа лишь планируется принять в марте 2011 года, решение же о производстве сжиженного природного газа (для чего и нужны газовозы «Совкомфлота») ожидается только на втором этапе — до конца 2011 года. Это позволит начать добычу газа для поставки по трубопроводу в 2016 году и обеспечить производство сжиженного газа в 2017 году. А до того крупные танкеры «Новошипа» просто стояли бы без дела.

Но дело им, надо полагать, нашлось в Венесуэле. «Мы планируем участвовать в крупных индустриальных проектах, которые позволят нам закрепиться на надёжной грузовой базе, используя преимущества комплексной логистики, — утверждает г-н Тонковидов. — Это перевозка нефти в черноморском бассейне, обеспечение вывоза угля из балтийских портов, развитие отношений с китайскими и венесуэльскими партнёрами. Также мы считаем перспективным присутствие нашего флота у берегов Бразилии, Вьетнама и Западной Африки».

«Российские и венесуэльские компании имеют положительный опыт сотрудничества в области морской транспортировки энергоносителей, — отмечает глава “Совкомфлота” Сергей Франк. — Традиционно венесуэльское направление обслуживали суда Новороссийского морского пароходства. С учётом наметившегося расширения Венесуэлой объёмов и географии экспортных поставок углеводородов мы видим перспективы для развития взаимовыгодного сотрудничества. Мы будем рады использовать при этом потенциал российского судостроения и отечественного морского образования». Немаловажным политическим фактором является и то, что некоторые танкеры российско-венесуэльского СП по соглашению будут строиться на мощностях Объединённой судостроительной корпорации. Пожалуй, это самое слабое место пула, ибо отечественное судостроение уже потеряло конкурентные преимущества, поэтому российские судоходные компании по соотношению параметров «цена — качество — скорость исполнения заказа» давно уже предпочитают верфи Хорватии, Кореи, Китая. Однако в любом случае выгоды от этой сделки имеют прежде всего российские судовладельцы, обеспечивающие себе не просто гарантированные заказы на перевозки, но и допуск к такому важному рынку, как Южная Америка, на который ещё недавно им было не попасть из-за конкуренции со стороны американских и панамских операторов.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№45-47 (136) 22 ноября 2010
Модернизация на Юге
Содержание:
Реклама