Удвоение лизинга

Экономика и финансы
Москва, 22.11.2010
«Эксперт Юг» №45-47 (136)
Рынок лизинга юга России выходит из кризиса за счёт активного наращивания объёмов нового бизнеса — за первое полугодие у частных игроков он удвоился. Правда, общие результаты демонстрируют падение, вызванное резким сокращением показателей государственного лидера рейтинга

Подводя итоги очередного рейтинга лизинговых компаний, в целях адекватности сравнения результатов мы сохранили прежние методологию и терри­ториально-географические границы юга страны, подразумевая под ним уже два округа — Южный и Северо-Кавказский. Тем не менее, несмотря на то, что рынок субъектов нового округа начинает привлекать всё больше лизинговых компаний, говорить о нём как о сформировавшемся пока рано.

Объём нового бизнеса в первом полугодии на Юге составил, по нашим оценкам, порядка 7,5–8 млрд рублей — мы опирались на данные компаний-участников рейтинга и учитывали деятельность тех, кто в него не вошёл. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объём нового бизнеса за этот же период составил 255,5 млрд рублей, то есть доля Юга на российском рынке составляет около 3%.

Влияние лидера

При сопоставлении объёмов нового бизнеса на южном рынке лизинга (в  ЮФО и СКФО) с параметрами прошлого года налицо падение как минимум на миллиард рублей. При этом практически все игроки рынка хором говорят о хорошем росте и больших достижениях. Противоречие снимается, если проанализировать слагаемые нового бизнеса. Оказывается, что определяющим для общего сокращения было влияние показателей одной компании — ОАО «Рос­агролизинг» (см. таблицу и график): в первом полугодии 2009 года объём нового бизнеса этой государственной компании на Юге, по данным, опубликованным на сайте Российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг», оценивался в 5,3 млрд рублей. Тогда новый бизнес этого игрока составил почти 63% от всего нового бизнеса региона, что не позволило рынку упасть до абсолютно неприличных показателей. За первые шесть месяцев 2010 года рассматриваемый показатель у «Росагролизинга» на Юге составил около 1,1 млрд рублей. Если же исключить показатели «Росагролизинга» из общего объёма нового бизнеса, то получим прирост рынка на уровне 101% — то есть за год объём нового бизнеса на Юге удвоился. Однако при оценке достижений роста рынка без участия ключевого игрока необходимо учитывать относительно низкую базу первых шести месяцев 2009 года. То есть по рынку в целом мы имеем хорошие показатели роста спроса восстановительного характера.

Падение нового бизнеса у лидера при одновременном наращивании параметров ближайшего преследователя сократило разрыв между занимающей второе место компанией Europlan и «Росагролизингом» до вполне преодолимой суммы в 108 млн рублей, так что при сохранении существующих тенденций мы имеем все шансы в одном из будущих рейтингов увидеть смену лидера. При этом разрыв по текущему портфелю между первым и вторым местом сократить так быстро вряд ли удастся: на 1 июля 2010 года он составляет 11,8 млрд рублей.

Однако не все компании, работающие на Юге, пережили кризис. Неодинаковыми выглядят и достижения компаний внутри рейтинга. Ряд его участников, как и лидер, показали падение, другие — рост, измеряемый десятками раз.

Прилив рынка

Оптимистические оценки лизинговыми компаниями итогов собственной деятельности выглядят вполне обоснованными. Выход из кризиса оказал поддержку лизингодателям через восстановление кредитной активности в банковском секторе, прекращение роста объёма просроченной задолженности у самих лизинговых компаний, рост деловой активности в строительстве, пищевой отрасли, торговле, транспорте. «В целом итоги деятельности компании на Юге можно оценить как удовлетворительные, — скромно комментирует результаты работы в первом полугодии 2010 года генеральный директор краснодарского ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» Андрей Гайбадулин. — Наблюдается тенденция стабильного роста: его темпы в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составили по количеству заключённых договоров 550 процентов, по стоимости — 497 процентов. Высокие относительные величины объясняются провальным 2009-м годом, когда в первом полугодии у нас было заключено четыре договора на сумму 17,5 миллиона рублей».

«Если говорить о результатах деятельности компании на Юге, то здесь можно сказать однозначно, что в первом полугодии 2010 года наблюдается значительное увеличение объёмов нового бизнеса — более чем в три раза, — говорит генеральный директор ООО “Элемент Лизинг” Джеймс Хью Горхэм. — На рынке в целом существенно возросла активность лизинговых компаний, банков, поставщиков и потенциальных покупателей. Прослеживается выраженная тенденция увеличения спроса на лизинговые услуги».

Начавшийся подъём позволил осваивать южные рынки компаниям, ранее здесь не работавшим. Например, ООО «Опцион-ТМ» в конце первого квартала 2010 года открыло представительство в Волгограде, и к концу года это подразделение планирует выйти на объём нового бизнеса в ЮФО в размере 15 млн рублей в месяц.

Свою лепту в поддержку лизингового рынка вносит и такой институт, как ОАО «Российский банк развития» (РосБР), реализующее государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. «В первом полугодии 2010 года компания заключила договор с ООО «Адмирал-Лизинг» (Ростов-на-Дону) на общую сумму 50 миллионов рублей, — рассказывает заместитель председателя правления РосБР Олеся Теплоухова. — В рамках работы по повышению доступности ресурсов и снижению процентных ставок для партнёров банка мы предполагаем, что в ближайшее время к программе финансовой поддержки малых и средних предприятий, реализуемой Российским банком развития, присоединятся новые лизинговые компании Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Для сравнения, в первом полугодии 2009 года в ЮФО не было заключённых договоров с лизинговыми компаниями».

Кавказ пугает меньше

Отчасти в результате улучшения экономической ситуации, но большей частью благодаря образованию нового федерального округа и появлению масштабных государственных программ его развития, лизинговые компании, ранее предпочитавшие не выходить на данный рынок, начинают менять оценку кавказских республик и Ставрополья. Так, ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» и «Национальная Лизинговая Компания» планируют в ближайшее время выходить на рынок Ставропольского края. ООО «Элемент Лизинг» возобновило в июле работу представительства в Пятигорске, компания уже работает в Дагестане, Кабардино-Балкарии. ОЛК «РЕСО-Лизинг» присутствует в пяти субъектах СКФО. Однако не все лизингодатели спешат занять место на рынке нового округа — ещё велико пространство для укрепления позиций в более благополучных территориях.

Наследство кризиса

Несмотря на явные признаки активного роста, рынок лизинга на Юге продолжает ощущать влияние кризиса, выраженное в необходимости урегулирования проблемных задолженностей. «Лизинговый рынок Юга сейчас находится на промежуточной стадии между решением старых проблем и возникновением нового качественного спроса,— характеризует ситуацию руководитель южного дивизиона ГК «Интерлизинг» Игорь Тисленко. — Оба вопроса являются для лизинговых компаний одинаково приоритетными, и это в некоторой степени притормаживает более активное развитие рынка новых сделок. Но, опять же, учитывая положительную динамику оздоровления большого количества предприятий, можно уже на ближайшее будущее прогнозировать начало стабильного и уверенного роста объёмов новых лизинговых проектов».

При наличии ряда факторов, сдерживающих более активное развитие рынка, в ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» отмечают снижение затрат на урегулирование проблемных задолженностей. «Рынок лизинга на юге России в настоящее время находится на стадии начала подъёма, — комментирует Андрей Гайбадулин. — Однако темпы роста рынка невысоки. Основной причиной этого можно считать нехватку заёмных средств для лизингодателей. Но нельзя забывать и о том, что в деятельности лизинговых компаний постоянно снижается доля, связанная с урегулированием проблемных задолженностей». Переходный этап отразился и на таком показателе, немаловажном при выборе лизингодателя, как средний уровень удорожания по сделкам. В первом полугодии разрыв здесь остаётся на очень высоком уровне: от 9% в ЗАО «ДельтаЛизинг» до 25,8% в ГК «Интерлизинг».

Продать ранее проданное

В кризисную пору количество невозвратов по лизинговым договорам резко возросло, количество договоров лизинга с просроченными платежами в портфелях увеличилось в несколько раз по сравнению с благополучным докризисным периодом. Несмотря на то, что лизинговые компании пробовали предусмотреть в договорах возможность внесудебного изъятия имущества, судебных процессов избежать не удавалось, что требовало от лизингодателя как временны́х, так и финансовых затрат. Но и с выигрышем судебных разбирательств проблемы лизинговых компаний не оканчивались, ведь дальше логично возникал вопрос: что делать с изъятым оборудованием? Здесь компании традиционно выбирали между продажей техники на вторичном рынке и передачей новым клиентам. Но на выбор пути влияли не только пожелания лизингодателей: способ реализации зачастую определяли характеристики предметов лизинга. В связи с тем, что часть машин и оборудования специализированного назначения не имеют массового спроса на рынке, процесс продажи или поиска нового клиента мог занимать несколько месяцев. В случае же, когда изымались относительно стандартные машины и оборудование, такие как легковые и грузовые автомобили, времени для поиска нового контрагента требовалось значительно меньше.

Так, ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» 72% изъятого оборудования продавало на вторичном рынке, а 28% было передано в аренду с последующим выкупом. «Бóльшая часть изъятого оборудования, порядка 90 процентов, была продана на вторичном рынке собственными силами, — характеризует ситуацию в ООО “Элемент Лизинг” Джеймс Хью Горхэм. — Остальная часть была повторно передана в лизинг». В ООО «Универсальный промышленный лизинг» распределение долей оказалось на уровне 50/50. В ООО «Опцион-ТМ» изъятые оборудование и техника были проданы на вторичном рынке.

Восстановление продолжается

Несмотря на начавшийся рост рынка, кризис пережили не все лизинговые компании, работающие на юге России. К примеру, идёт процедура банкротства в компании «Поволожский лизинговый центр». Свернула свою региональную филиальную сеть солидная компания «Главлизинг». Ряд игроков продолжают испытывать трудности с платёжной дисциплиной клиентов, что негативно отражается на их привлекательности с точки зрения банковского кредитования. Те же, кто выжил, в первой половине года всё ещё занимались вопросами невозвратов.

В III квартале этого года позитивные тенденции на рынке не просто сохранились, но продолжили развиваться, что позволило лизингодателям уверенно смотреть в будущее и делать оптимистические прогнозы. «Многие лизинговые компании, не осуществлявшие активного финансирования в различные периоды кризиса, возобновили свою активную деятельность и вновь готовы предлагать клиентам разные продукты на более приемлемых по сравнению с прошлым годом условиях, — рассуждает Игорь Тисленко. — При условии дальнейшего сохранения этого тренда, вероятно, уже к лету 2011 года общий объём лизингового рынка будет сопоставим с объёмами 2006–2007 годов».

Во время кризиса южному рынку лизинга не дало исчезнуть ОАО «Росагролизинг»
Рейтинг лизинговых компаний, работающих на юге России, по итогам I полугодия 2010 года

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№45-47 (136) 22 ноября 2010
Модернизация на Юге
Содержание:
Реклама