Красивый проект уходит за долги

6 декабря 2010, 09:31
  Юг
Для президента КЧР Бориса Эбзеева (в центре) автозавод Вячеслава Дерева (слева) является неизменным поводом говорить о том, что промышленность в республике не умерла

В конце ноября Сбербанк взял в управление контрольный пакет акций (51%) автомобильной компании «Дервейс» из Карачаево-Черкесии, которая входит в группу компаний «Меркурий», контролируемую Вячеславом Деревым. Предполагается, что вместе с уже принадлежащим банку «ИжАвто» и его крупным должником «ТагАЗом» они могут войти в дочернюю компанию СБ «Объединённая автомобильная группа» (ОАГ).

За последний месяц это второй крупный актив на территории юга России, который крупнейший госбанк через дочернюю компанию «Сбербанк Капитал» забирает за долги (задолженность «Дервейса» превышает 1 млрд рублей). «Эксперт ЮГ» также писал (см. «Морской терминал уплывает в банк», № 47) о том, что ФАС РФ удовлетворила ходатайство «Сбербанк Капитал» о приобретении 100% долей ООО «ТМТ» (Таганрогский мазутный терминал) у кипрской Forseti Ventures Ltd (офшорная структура Valars Group, принадлежащей Кириллу Подольскому), которая выступала поручителем по долгам бывшего собственника на сумму в 1,5 млрд рублей. А спустя несколько недель ФАС разрешила банковской «дочке» приобрести контрольный пакет черкесского автозавода, паспортные мощности которого позволяли выпускать до 100 тысяч машин в год.

Группа «Меркурий» ещё с 2004 года пыталась наладить в Карачаево-Черкесии производство внедорожников «Ковбой» оригинальной модификации, но, продав около 500 машин, в итоге отказалась от этой идеи. В нынешнем январе было объявлено, что автозавод совместно с китайскими разработчиками намерен ежегодно собирать до 100 тысяч седанов Lifan. В руководстве предприятия утверждали, что по программе развития до конца 2010 года «Дервейс» сможет увеличить производственные мощности до 50 тысяч автомобилей. Однако реально на заводе собирают в месяц не более 420 машин класса «С» четырёх китайских моделей: седан Lifan BREEZ, хэтчбек Lifan BREEZ и их модификации. Даже в самом удачном для предприятия 2008 году удалось собрать всего лишь 7,2 тысячи автомобилей, а после кризиса долговая нагрузка заставила руководство холдинга во избежание роста процентов пойти на передачу своему кредитору контрольного пакета акций с правом в течение нескольких лет выкупить его обратно.

Однако пойдёт ли на это Сбербанк, ещё неизвестно. С одной стороны, банк уже владеет Ижевским автозаводом (забран за долги в 8 млрд рублей) и специально под развитие автомобилестроительных проектов создал Объединённую автомобильную группу. В этот холдинг теоретически мог быть включён и Таганрогский автозавод, но его собственники неоднократно заявляли, что нашли с банком общий язык и готовы к подписанию мирового соглашения по своим долгам (всего 6,3 млрд рублей). С другой стороны, представляется маловероятным, чтобы «Сбербанк Капитал» всерьёз занялся столь сложным и специфичным делом, как автобизнес. Вероятнее всего, в Сбербанке после предсказуемой «операции оздоровления» просто будут искать для «Дервейса» заинтересованного инвестора, который смог бы как минимум вернуть СБ долги его нового актива.