Возможно, наш последний шанс в туризме

6 декабря 2010, 13:28
  Юг

Редакционная статья

В новое десятилетие практически все субъекты юга России вступают с собственными крупными проектами в сфере туризма. Примечательно, что большинство из них было заявлено в уходящем году. Прежде всего, это горнолыжный кластер Северного Кавказа, в который войдут пять курортов (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Дагестан). Во-вторых, проект новой игорной зоны в районе Анапы — администрация Краснодарского края говорит об этой зоне как о будущем курорте с мировым потенциалом. В-третьих, несколько новых спа-курортов, которые в ближайшие годы планируется построить на Кавминводах. В-четвёртых, в процесс развития туризма включились Ростовская, Волгоградская и Астраханская области. В частности, на Дону рассчитывают на попадание своих проектов в федеральную программу развития туризма, Волгоград стремится позиционировать себя как центр патриотического туризма для всей России, а в Астраханской области начали строить крупный тематический парк «Сарай-Бату». Наконец, на днях чеченский бизнесмен Руслан Байсаров заявил, что готов вложить в строительство горнолыжного курорта в Аргунском ущелье 12 миллиардов рублей. Таким образом, без собственных больших проектов в туризме остаются только маленькая Ингушетия и Калмыкия — хотя, если верить её экс-главе Илюмжинову, туда и так регулярно приезжают отдыхать люди ранга Анатолия Чубайса.

С одной стороны, эта феерия туристических проектов не может не радовать. Из разговоров с людьми, живущими в Москве или в Петербурге и привыкшими ездить за границу, выясняется, что они чаще всего просто не знают о том, что туризм на юге России — это уже давно не отдых в палатках или в полулегальных апартаментах с горячей водой по расписанию. Но информационный вакуум заполняется воспоминаниями о том, как было на наших курортах десять, а то и двадцать лет назад — отсюда логично вытекает столичный снобизм по отношению к внутрироссийскому отдыху. Хотя интерес к собственной стране у среднего класса обеих столиц, безусловно, есть. Однако в информационном обеспечении своего туризма Россия существенно уступает популярным заграничным направлениям. «Я бы, наверное, и съездил в Краснодарский край, но совершенно не знаю, что там делать, на что посмотреть и где остановиться» — такова позиция обычного москвича или питерца, привыкшего летом отдыхать в Греции, Турции или Испании, а зимой — в Австрии или Египте. В этом смысле появление на Юге крупных туристических проектов и неизбежную федеральную кампанию по их продвижению можно только приветствовать.

Однако нельзя забывать и о том, что всё у тех же москвичей и питерцев за постсоветские годы выработались вполне европейские стандарты отдыха. Акцент на сформировавшихся в столицах вкусах не случаен: во-первых, это самые большие рынки в стране, а во-вторых, эти самые стандарты задаются именно столичными жителями и затем распространяются в регионы. Так вот, от российских курортов в столицах ждут, что они окажутся как минимум не дороже, чем европейские, а уровень сервиса если и не сопоставимым с заграницей (со скидкой на известные стереотипы о южанах), то уж точно не советским. В общем-то эта вполне банальная истина многократно звучала и раньше, но сегодня о ней вновь стоит вспомнить — в связи с новым контекстом. Раньше это было довольно абстрактное рассуждение — теперь же оно наполняется довольно угрожающей конкретикой. После того как заявленные сегодня на Юге туристические проекты будут запущены, права на ошибку у нас уже не останется. Любой крупный прокол на новых курортах окажется только на руку конкурентам. Если таких проколов наберётся некая критическая масса, лавочку, как говорится, можно будет закрывать — другим вариантом завлечения туристов на наши курорты будут разве что закрытые границы, чего, естественно, не произойдёт. Более того, после отмены шенгенских виз (судя по всему, это состоится примерно в одно время с запуском всех перечисленных выше проектов, то есть в перспективе ближайших 5–10 лет) конкуренция с зарубежными направлениями только усилится. И об этом надо думать уже сегодня.