Путёвка в цех

Виктория Сапунова
24 января 2011, 10:31
  Юг

Министерство экономики Ростовской области решило продвигать новый турпродукт — промышленный туризм. Донские туристические компании, несмотря на ряд трудностей, находят это направление довольно перспективным

Фото: promtur.ru
На Смоленскую АЭС сегодня организуются экскурсии. А Волгодонская АЭС пока простаивает

Наряду с осмотром дежурных достопримечательностей многие туры во Францию предлагают посещение парфюмерной фабрики Фрагонар, туры в Шотландию — музея шотландского виски, туры в Израиль — фабрики косметических изделий из минералов Мёртвого моря. Список можно продолжить. Удовлетворить любопытство туристов и принести ощутимую прибыль экономике региона можно, организовав производственные экскурсии. За рубежом преимущества промышленного туризма оценили уже давно. Сейчас минэкономики Ростовской области пытается создать нечто подобное на юге России. Идею надо признать хорошей, но исполнение пока хромает.

Туристические окказионализмы

Идея показывать процесс производства продукта появилась в конце XX века: к этому времени удивить культурными ценностями активных путешественников было уже сложно, да и экономические контакты между странами, долгое время разбитыми на два политических лагеря, только начали налаживаться. Тем не менее, первоначально лишь некоторые предприятия стали водить по своим цехам группы любопытствующих. Компания Peugeot, например, пустила на свой завод первых туристов ещё в 1930 году, а Kronenbourg открыл для них свои страсбургские пивоварни в конце 1940-х. Сейчас двери многих зарубежных компаний охотно открываются для посетителей. Немецкие заводы Volkswagen и BMW, французское винное производство Pommery Champagne, американские игрушечные фабрики, Ford и компания по производству строительной техники Case — в числе признанных лидеров промышленного туризма. Даже давно известные и хорошо раскрученные зарубежные марки видят в промтуризме ещё одну возможность заявить о себе, привлечь новых клиентов, а значит, заработать ещё больше.

Как обстоит дело в России? Первым пустил к себе экскурсантов московский пивной завод «Очаково». Вскоре новый тренд освоили петербургская «Балтика», подмосковная компания «ОСТ-Алко» («Черноголовка»), московский винно-водочный завод «Кристалл», московские же «Союзмультфильм», «Мосфильм», Останкинская башня, Ногинский хладокомбинат. Но на деле предприятий, которые уделяют серьёзное внимание организации подобных экскурсий, на российском рынке не так много. И сосредоточены они в основном в Москве, Подмосковье, Петербурге.

На Юге более или менее часто экскурсии у себя на производстве позволяют проводить семикаракорский фаянсовый завод «Аксинья» и пивоваренная компания «Балтика». Пару раз в месяц проводятся они на комбайновом заводе «Ростсельмаш» и в фирме по производству минеральной и питьевой воды «Аква-Дон». От случая к случаю — на вертолётном производственном комплексе «Роствертол». Вот, пожалуй, и всё. При этом экскурсии для самих предприятий имеют не столько туристический, сколько профориентирующий смысл. То есть на производство водят не любопытствующих путешественников, а школьников и студентов различных колледжей и вузов «с целью знакомства будущих потенциальных работников с технологическим процессом».

«Мы делаем ставку на профориентацию, — объясняет заместитель директора по персоналу завода “Ростсельмаш” Игорь Пряхин, — потому что привлечение молодежи к инженерным специальностям сейчас — большая проблема. По сути, мы не занимаемся туризмом; у нас есть экскурсии для школьников, но туристы ли они? Мы привыкли называть эти экскурсии профориентационными. Такие же мы проводим и для тех, кто приходит к нам на практику». Ещё одна категория «туристов» — потенциальные и настоящие клиенты и партнёры. «Перед заключением сделки стараемся познакомить их с нашим производством», — отмечают в «Аква-Доне».

Всего этого было достаточно, чтобы на официальном сайте, посвящённом донскому туризму, минэкономики завёл специальный раздел с громким названием «Промышленный туризм». Впрочем, сама идея с промтурами не лишена здравого смысла. Эксперты полагают, что промышленный туризм можно и нужно развивать.

Взаимовыгодная ниша

«Не так давно на Юг приезжала группа фермеров-австралийцев, они хотели посмотреть российские фермерские хозяйства, — рассказывают в ростовской туристической компании «Рейна-Тур». — Ещё один пример — китайцы. Мы их целенаправленно возили в Зерноград смотреть элеватор. Японцы вот интересовались музеями железнодорожного транспорта». Есть интерес и со стороны целой категории «просто туристов» — тех, кто интересуется столь крупными российскими производствами, как «Ростсельмаш» или «Роствертол».

Итак, спрос есть. Основная трудность — получить от предприятий «добро» на проведение экскурсий. Приезжие туристы, желающие познакомиться с выпуском, скажем, питьевой воды, обращаются не напрямую в компанию, а в турфирму. Турфирма, пытаясь организовать запрашиваемую экскурсию, сталкивается с необходимостью оформления официального запроса и его двух-трёхнедельного рассмотрения. «Туризм — это такая штука: в полдесятого позвонили, а в десять уже должна быть экскурсия, — объясняют в «Рейна-Туре». — И у нас нет возможности ждать столько времени, предприятия же пускают к себе только по дополнительному согласованию. На некоторые предприятия попасть ещё тяжелее. Например, на наш вертолётный завод. Это режимный объект, поэтому иностранцу попасть туда почти невозможно. Как-то раз у нас шли переговоры по одной из делегаций. У нас было очень мало времени, и мы не успели. Но интерес со стороны приезжих существует, поэтому нам бы очень хотелось, чтобы компании шли навстречу и как-то решали вопрос с допуском туристов».

Среди иностранных и российских туристов на Юге наиболее востребованы «Роствертол», «Аксинья», «Балтика», сеть частных пивоварен. И несколько донских туроператоров готовы выступить посредником, видя в этом выгоду и для себя. Для предприятий же промышленный туризм — это возможность выйти на зарубежный рынок, дополнительная реклама, возможность показать свою открытость и доступность, убедить в высоком качестве продукции, привлекая новых потребителей. Если схема заработает, Ростовская область сможет закрепиться в той сфере туризма, которую способен развивать далеко не каждый регион. Перспективы развития промышленного туризма на юге России есть, занять новую нишу уже не прочь несколько туроператоров. Вполне вероятно, что если предприятия пойдут им навстречу, промтуризм сможет превратиться в уникальный взаимовыгодный продукт.