Развитие. Должно. Иметь бюджет

24 января 2011, 09:52
  Юг

Редакционная статья

Мы обратили внимание на то, что, согласно исследованию «Эксперт РА», лидерами инвестиционного развития не обязательно являются именно те регионы, которые обладают наибольшим рейтингом. Рейтинг — это оценка инвестиционного климата. Если климат хороший, значит, богатый урожай вырастить можно, но вот будет ли он в действительности выращен — вопрос открытый. И наоборот — можно добиваться результата, имея вполне средний климат. Вот несколько примеров.

Татарстан привлекает 14% общероссийского объёма инвестиций, имея «средний потенциал» и «умеренный риск», — отрыв от других регионов велик. Да, у региона своя специфика. Но возьмём пример, который сейчас в России на устах у всех. Калужская область— четвёртая в стране по объёму привлекаемых инвестиций, но имеет «пониженный потенциал» и «умеренный риск». Вообще перечни регионов-лидеров по объёму привлекаемых инвестиций и по месту в рейтинге существенно различаются. И самое главное — если среди лидеров по инвестиционному климату юг России представлен Ростовской областью и Краснодарским краем, то в списке территорий, показывающих самый высокий результат в деле привлечения инвестиций, представителей Юга нет.

Возникает два связанных между собой вопроса. Каким образом регионы со сравнительно низким потенциалом смогли добиться высокого результата? В чём недорабатывают лидеры по уровню оценки инвестиционного климата?

Ответить на эти вопросы можно, заметив, что список регионов, лидирующих по уровню привлечения инвестиций, больше коррелирует не со списком лидеров по инвестклимату, а со списком регионов, имеющих наибольший объём региональных институтов развития. И зависимость здесь — прямая. Татарстан — первый по этому показателю, Калужская область — четвёртая. А юг России в десятке лидеров не представлен. Почему?

Неизбежен вывод, что институты развития на Юге очень слабы. А ведь ещё вчера так не казалось. Существовало общее мнение, что оптимальный региональный механизм привлечения инвестиций предполагает наличие специализированного агентства, которое ведёт переговоры с потенциальными инвесторами и сопровождает их проекты, облегчая взаимодействие с ведомствами всех уровней. Одно из наиболее эффективных таких агентств работает в Ростовской области. Открытие заводов транснациональных компаний во время кризиса сделало своё дело — и область поднялась выше в рейтинге инвестиционной привлекательности. Однако впечатляющего инвестиционного результата регион не показывает — и это касается не только Ростовской области, но и каждого субъекта ЮФО и СКФО вместе и по отдельности.

Региональная система институтов развития складывается из местных отделений федеральных структур (ВЭБ, Фонд РЖС, АИЖК, Фонд ЖКХ и др.) и собственных институтов. Например, в ряде территорий Юга работают гарантийные фонды поддержки малого бизнеса, местные венчурные фонды. Бюджеты их везде пока символические. Но уже появился новый прецедент — в Ставропольском крае ВЭБом учреждена корпорация развития с бюджетом в 6 млрд рублей. Эта структура будет работать на весь округ, но есть вероятность, что через год край может вдруг выйти лидером по уровню привлечения инвестиций.

На деле сама идея того, что развитие должно иметь бюджет, в регионах нова. Регионы до недавнего времени не считали нужным вкладывать деньги в сам инвестиционный процесс, хотя на федеральном уровне эта идея уже достаточно чётко оформилась. Оформилась она, кстати, и в головах тех, кто занимается привлечением инвестиций в регионах — они лучше всех понимают, что если не иметь бюджета на инфраструктуру под предприятия и новое жильё, на поддержку проектов в депрессивных территориях и т.д., то превращать благоприятный климат в богатый урожай будет всё труднее. Поскольку в лидерах сегодня — регионы, имеющие такие бюджеты. Теперь черёд региональной власти усвоить эту идею.