Прикаспийская инвестиционная заправка

Николай Проценко
21 марта 2011, 12:23
  Юг

На MIPIM-2011 Астрахань впервые выступила отдельным стендом, войдя в компанию средних европейских городов, привлекающих сегодня всё большее внимание мировых инвесторов

Фото: администрация Астрахани
На встрече с послом Франции в России Жаном де Глиниасти (слева) мэр Астрахани Сергей Боженов рассказал о перспективах вхождения французских компаний в ключевые отрасли экономики города — коммунальную инфраструктуру, сельхозпереработку, торговлю

Рост интереса инвесторов к нестоличным городам — одна из главных послекризисных тенденций на мировом рынке коммерческой недвижимости. Подводя итоги MIPIM-2011, генеральный директор выставки Филиппо Реан отметил, что многие инвесторы стремятся диверсифицировать свои вложения, поэтому MIPIM предоставляет небольшим городам хорошие возможности продвижения своих инвестпроектов. Пока таких городов на MIPIM не так много — тем важнее, что Астрахань вошла в возникающий тренд одной из первых. Сегодня город активно формирует имидж каспийской столицы России, что предполагает укрепление международных связей, развитие привлекательной жизненной среды и создание прозрачных условий для внешних инвестиций. Таким образом, участие Астрахани в таких форумах, как MIPIM, является совершенно закономерным шагом в формировании бренда территории, считает мэр города Сергей Боженов. Крупнейшим инвестиционным проектом, представленным Астраханью на MIPIM, стало комплексное развитие Заболдинского района города, где планируется создание торговых и промышленных мощностей, коммерческих объектов и жилья.

Транснациональные интересы

— Чем было продиктовано решение городской администрации представить на MIPIM собственную экспозицию?

— Сегодня нам нужно нарабатывать много новых контактов для привлечения инвестиций в две основные сферы городского хозяйства — инфраструктуру и производство. Астрахань является участником федерального проекта по моногородам, и нам необходимо не только надеяться на помощь центра, но и самим привлекать инвестиции и развивать альтернативное промышленное производство. Мы представили свой стенд в виде бензозаправки — это не только символ углеводородного богатства нашего региона, это ещё и заправка идеями, проектами. Кроме того, мы постоянно учимся у коллег, как правильно себя позиционировать.

— Какие встречи в рамках выставки оказались наиболее продук­тивными?

— На MIPIM мы встретились с двумя лондонскими компаниями, предложившими усовершенствовать наши проекты, чтобы их могли предлагать европейским инвестиционным фондам английские банки. Думаю, что мы уже в этом году воспользуемся сделанными нам предложениями, чтобы быть ещё более доступными для инвесторов. В оболочке, созданной лондонскими проектными бюро, наши проекты будут вызывать больше доверия инвесторов, а мы сможем лучше позиционировать Астрахань. Вообще, к нашему стенду проявило интерес большое количество компаний из разных отраслей. Например, с делегацией из Сингапура мы обсуждали проекты в сфере ветроэнергетики, причём сами сингапурцы инициировали встречу, и в результате мы договорились, что они приедут к нам в регион для изучения возможностей реализации этих проектов. Мы провели переговоры с американскими компаниями, которые привлекают инвестиции в строительство гольф-полей — у нас в черте города есть остров, привлекательный для реализации таких проектов. Американцы тоже планируют посетить Астрахань и посмотреть эту площадку. Кроме того, мы встречались с операторами крупных гипермаркетов, а также с компаниями, работающими в сфере углеводородов.

— Ваша делегация провела в Каннах переговоры с послом Франции Жаном де Глиниасти. Чем вызван интерес посольства к городу и о чём удалось договориться?

— Прежде всего мы договорились, что в апреле в посольстве Франции в Москве пройдут дни Астрахани, в рамках которых наши бизнесмены смогут встретиться с французскими. Интерес посольства связан с тем, что сегодня в Астрахани уже работают французские компании, например, нефтесервисная корпорация «Шлюмберже». Французы рассчитывают расширять своё присутствие на территории города и региона, и мы предложили им реализацию нескольких проектов, в том числе по развитию инфраструктуры. К примеру, для обновления городского водоканала нам нужен надёжный партнёр, имеющий опыт реконструкции исторического водозабора и санации труб, а французские компании давно и успешно работают в сфере водоснабжения и водоотведения. Основной партнёр ещё не выбран, но реконструкцию водоканала планируем начать в этом году. Сегодня мы также рассматриваем возможность строительства нового водозабора — здесь нашим основным партнёром является Петербург, но и французы проявляют интерес. Посла Франции заинтересовало то, что мы ставим перед собой задачу развития глубокой переработки углеводородного сырья, обсуждались возможности вхождения в регион компаний, перерабатывающих сельхозпродукцию, есть интерес и к фармации.

— Ключевым мероприятием второго дня работы MIPIM была встреча мэров городов, в которой принимали участие и вы. Какие идеи, которые там обсуждались, вам кажутся интересными для развития Астрахани?

— Общение с коллегами из других городов — это вообще новая форма нашей работы. В феврале мы посещали наш город-побратим Любляну, договорились о взаимных бизнес-миссиях на уровне торгово-промышленных палат. Причём доверительные отношения с мэром Любляны у нас сложились именно через словенский бизнес, который работает в Астрахани. Что касается встречи в рамках «дня мэров» на MIPIM, то я в очередной раз убедился, что проблемы европейских городов совпадают с нашими. Пути решения, возможности, конечно, разные, но одна из главных задач развития города — это формирование профессиональной команды. Деньги, естественно, являются значимым фактором, но имея финансовый ресурс и не имея команды, задачи развития города невозможно решать, а вот имея команду, привлечь деньги уже проще. Встреча с мэрами других городов ещё раз показала, что мы на правильном пути: кадры — это главное.

— Участие в MIPIM для городской администрации — это дорогое удовольствие?

— Нет, потому что мы привлекали не только средства городского бюджета. Благодаря помощи местных компаний, которые получили возможность представлять информацию о себе на стенде города, бюджетных средств было потрачено менее миллиона рублей.

Заболдинский транзит

— В каких сферах коммерческой недвижимости инвестиции в Астрахань вам представляются наиболее привлекательными?

— Это развитие торговли и строительство жилья. Нам несколько не хватает торговых площадей с учётом того, что исторически Астрахань — это торговый город. Сегодня торговле нужно придавать новую форму — мы уже привлекли в город компании «Метро», «О’кей», «Лента», но и этого мало. Думаю, что открытие нескольких новых гипермаркетов избавит нас от очередей. Есть также интересные проекты в жилой недвижимости — на первой линии Волги, в трёх минутах езды от центра города. Только в Заболдинском районе в течение пяти лет мы планируем построить свыше 500 тысяч квадратных метров жилья — к 2015 году генпланом города здесь предполагается рост числа жителей с 80 до 100–110 тысяч человек.

— Какие предприятия город намерен размещать в Заболдинском районе?

— Важнейшим направлением развития городского хозяйства я считаю промышленную политику. Раньше в Астрахани было достаточно большое количество промышленных предприятий различных отраслей. Сейчас хорошие портфели заказов от иностранных и российских компаний имеют судоремонт и судостроение, но многие старые производства стали неконкурентоспособными и закрылись. Поэтому ключевыми отраслями, в которых мы хотели бы создавать новые предприятия, представляются переработка сельхозпродукции, сборка бытовой и оргтехники, производство пластиковой тары. Но, пожалуй, главная задача — это строительство на территории Заболдинского района современного транспортно-логистического комплекса. У Астрахани есть огромный потенциал в этой сфере, и мы уже ведём переговоры с Ираном о строительстве порта для перевалки контейнеров и с Азербайджаном по созданию грузового хаба в нашем аэропорту. Но главное, Астрахань является чрезвычайно удобным пунктом с точки зрения доставки грузов из стран Азии и Прикаспийского бассейна в соседние регионы России. Поэтому мы заинтересованы в партнёрах, которые могли бы поучаствовать в организации в Астрахани крупной оптовой торговли. Зачем людям из Махачкалы, Ставрополя, Нальчика или Волгограда за китайскими, иранскими или индийскими товарами ехать в Москву, когда можно купить их в Астрахани? Мы хотели бы, чтобы у нас была организована оптовая торговля такими товарами из Азии, как отделочные и строительные материалы, сантехника, текстиль — это будет удобно всем, и покупателям, и продавцам. И кроме того, сегодня у нас нет оптового рынка сельхозпродукции, фуражного зерна, комбикормов, скота. Именно такую биржу сельхозтоваров я вижу на территории Заболдинского района, и в течение ближайших пяти лет мы будем этот проект развивать.

— Какие условия, в том числе инфраструктурные, предлагаются инвесторам в Заболдинском районе?

— В начале года району присвоен статус «Территория комплексного развития Астраханской области», общая площадь предлагаемых инвесторам земельных участков составляет 160 гектаров. Для резидентов мы снизили арендную ставку и налог на землю в 12 раз. В районе Заболдинской промышленной зоны есть автодорога, железнодорожная ветка, вода и канализация рядом, имеется схема подключения к инженерным сетям, в нескольких минутах езды — заводы железобетонных изделий. Массив предлагаемой инвесторам земли свободен от обременений и имеет всю необходимую землеустроительную и разрешительную документацию. Одним словом, это очень удобная площадка. Кроме того, в этом году мы откроем мост, который свяжет центральную часть города с Заболдинским районом — добраться оттуда до центра Астрахани можно будет всего за десять минут.

— Какое содействие инвесторам в освоении Заболдинского района будет оказывать мэрия Астрахани?

— Мы готовы предоставлять любые доступные нам преференции для бизнеса, единственное наше пожелание предпринимателям — это прозрачные взаимоотношения в части уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Предоставляя преференции, мы рассчитываем, что бизнес будет работать так, чтобы это было выгодно для местного бюджета. В свою очередь, мы готовы любой проект сопровождать от подписания договора до открытия — для примера, компания «Лента» открыла свой гипермаркет в Астрахани за 11 месяцев, а компания «Метро» — за 9 с половиной. Иностранные партнёры удивляются тому, насколько быстро проходят согласования, и мы эту процедуру постоянно ускоряем.