«Газели» нагуляли вес

Во время кризиса количество сверхдинамичных компаний, именуемых в экономической теории «газелями», на Юге даже увеличилось — хотя в то же время за два года их состав изменился на 90%. При этом большую часть нынешнего рейтинга представляют компании с выручкой свыше миллиарда рублей, которые принято относить к крупному бизнесу

Иллюстрация: Дмитрий Горунов

Раньше «газели» были представлены в основном средним бизнесом. Однако даже в экономически сложное время целый пласт южных компаний развивался очень динамично, стабильно наращивая доходы — среди нынешних «газелей» Юга насчитывается 32 компании-миллиардера. Укрупнение отчасти объясняется и увеличением в рейтинге доли предприятий реального сектора — АПК, промышленности, строительства.

Рост рейтинга

Предыдущее исследование динамично развивающихся компаний проводилось в позапрошлом году. Тогда, после жес­точайшего отбора, таковых мы насчитали 59 единиц; сегодня их больше — 64. Это очень много. Для сравнения, в докризисный период, когда исследование проводилось по итогам 2007 и 2006 годов, мы насчитали 59 и 47 «газелей» соответственно. И ещё одна важная цифра — за исследуемый период (с 2004 по 2009 год) совокупная выручка компаний-«газелей» возросла в 7,5 раза и составила 282 млрд рублей.

Когда мы только думали о проведении очередного исследования динамично развивающихся компаний юга России, у нас были опасения, что кризис убил «газелей» — этот статус, согласно нашей методике, присваивается компаниям, которые растут средними темпами 30% в год не менее пяти лет. Поэтому мы были готовы делать скидку на кризис — не обращать внимания на убытки, снижать пороговые значения отбора. Однако наши опасения оправдались лишь отчасти. Мы были приятно удивлены тем, что, несмотря на кризис, падение ликвидности, цен на нефть, госрасходов и прочие неприятности, «газелей» у нас меньше
не стало.

Изначально мы располагали базой из 1232 компаний ЮФО и СКФО с целым рядом показателей экономической деятельности с 1999 до 2009 года включительно (статистики за 2010 год ещё нет), выручка которых в 2009 году была не ниже 400 млн рублей. Совокупная выручка раскрывших свои данные статистическим органам подобных предприятий Юга по итогам 2009 года составила почти 2,5 трлн рублей. Единственное допущение, принятое изначально, которого не было в предыдущем проекте, — отсутствие данных по наличию чистой прибыли. Однако и этот показатель нас не разочаровал. Из отобранного списка компаний всего три имели по итогам 2009 года убытки, причём в двух случаях из трёх отрицательная чистая прибыль была символической. Но даже если бы этот критерий был оставлен, мы бы получили базу из 61 компании. Так подтверждается важная теоретическая идея о том, что масса динамично развивающихся компаний в экономике всегда примерно одинакова. На южной территории этот тезис явно работает.

Другое дело, что список «газелей» практически полностью обновился — только шесть предприятий из предыдущего списка попали в нынешний. Это ЗАО «Тандер» (бренд «Магнит»), ОАО «Южный инженерный центр энергетики», ОАО «Кагальницкий молокозавод», ООО «Алмаз», ООО «АСТИ фармацевтика», ООО «Фармацевтическая компания “Фарммедсервис”». Остальные — новички, часть из которых мы прежде относили к категории претендентов.

Реальный сектор теснит торговлю

По «газелям» можно определить перспективные зоны высокого потенциала роста экономической эффективности региональной экономики. Отраслевая структура «газелей» за прошедшие два года существенно изменилась. Для объективности сравнения мы исключили из представленных диаграмм показатели «Тандера», ибо они настолько велики по абсолютным параметрам и вкладу в общий итог, что картину в целом увидеть будет затруднительно.

Традиционные лидеры южной экономики — оптовая и розничная торговля. Два года назад на долю торговых компаний приходилась бóльшая часть выручки регионального бизнеса — 54,6%. Сегодня их доля по-прежнему велика (35%), однако отрыв от других отраслей уже не столь значителен. Это говорит прежде всего о том, что за последние два года появились и мощные точки роста в других отраслях. Значимо изменилось и соотношение розницы и опта внутри большого торгового сектора. За два года доля розничной торговли незначительно увеличилась — с 7,1% до 9%, тогда как оптовая торговля упала с 47,5 до 26%. Иначе говоря, уменьшение доли торговли произошло только за счёт опта. Оптовые компании гибко реагировали на кризис и оперативно сокращали свою маржу, снижали объёмы поставок в случае необходимости, поставив целью сохранение бизнеса как такового, а не его развитие и динамику, что вполне объяснимо в условиях сжатия покупательской активности.

В нынешнем рейтинге нет ни одной компании из промышленности строительных материалов — раньше их было пять, и это была весомая пятёрка. Однако именно эта отрасль в наибольшей степени пострадала от кризиса. В то же время теперь многократно возрос вклад в рейтинг самих строительных компаний — их доля увеличилась с 1,6% до 17,2%. Достижения этих компаний особо ценны, так как строительная отрасль переносила кризис весьма болезненно. При более детальном рассмотрении становится понятно, что в последние годы спрос на услуги строительных компаний из рейтинга поддерживался в некоторых случаях подготовкой к проведению Олимпиады в Сочи (ООО «Сочитоннельдорстрой», ООО «Тоннельдорстрой»), структурами крупнейшей в стране компании (ООО «ДСМУ-Газстрой»).

Два представителя химпрома создали в 2009 году 13,2% совокупной выручки южных «газелей», тогда как в предыдущем рейтинге эта отрасль не была представлена. В 5,5 раза возрос вклад предприятий пищевой промышленности, в два раза — машиностроительной. Всего на один процент (с 3,6 до 4,6) увеличился вес АПК. При этом в три раза упала доля компаний из отрасли телекоммуникаций и связи. Таким образом, мы видим, что всё больше динамичных компаний появляется в сфере строительства, промышленности и АПК. Они отвоёвывают позиции у оптовиков и обеспечивают абсолютный прирост совокупной выручки участников рейтинга.

Северный Кавказ нагоняет

По количеству компаний-«газелей» Краснодарский край сегодня — абсолютный лидер. За два года до этого Кубань уже была впереди, но тогда от ближайшего преследователя — Ростовской области — её отделяло всего две компании. А сегодня — уже 24. Олимпийские стройки явно повлияли на позиции края: в них задействован целый ряд «газелей» , и об одной из них — ООО «Сочиморстрой» — мы уже подробно писали (см. «Олигополистическая газель из Сочи», «Эксперт ЮГ», № 49–50 за 2010 год). Успехам кубанских компаний надо отдать должное, хотя следует отметить, что на Дону «газели» покрупнее, поэтому разрыв в доле двух регионов в совокупной выручке не так велик, как по их количеству.

Обращает внимание и то обстоятельство, что Краснодарский край и Ростовская область заметно сократили свои доли в общей выручке: Кубань — с 54 до 43,5% (без учёта показателей ЗАО «Тандер»), Дон — с 29,7 до 21%. Это объясняется резким усилением Ставропольского края и СКФО в целом, а также укреплением позиций Волгоградской области. В частности, количество представляющих Ставрополье компаний за два года не изменилось, однако их доля в рейтинге выросла в 2,4 раза — до 18,3%. Кроме того, в рейтинге представлены семь компаний из республик Северного Кавказа, тогда как двумя годами раньше «газелей» здесь вообще не было. И мы предполагаем, что в ближайшие годы в связи с реализацией стратегии развития СКФО «газелей» на Кавказе станет больше.

Самые успешные

За два года «газели» существенно подросли по объёмам выручки. Крупный бизнес (выручка свыше 1 млрд рублей) в рейтинге представляют 32 компании, тогда как в предыдущем исследовании таковых было в два раза меньше — 15. Тем самым наиболее успешные динамичные компании на Юге — представители крупного бизнеса — своей деятельностью доказывают возможность длительного роста при высоких абсолютных уровнях выручки. Своими показателями такие компании демонстрируют: высокие доходы не сдерживают не менее высокую динамику их прироста.

Шесть из десяти наиболее прибыльных «газелей» прописаны, опять же, на Кубани. Лидером по чистой прибыли предсказуемо стало ЗАО «Тандер» с показателем свыше 6 млрд рублей. На втором месте также компания, заработавшая в 2009 году свыше миллиарда, — ЗАО «Ростовская Сотовая Связь». Показательно, что в десятке наиболее прибыльных — представители сферы телекоммуникаций и связи. На третьем месте оказался представитель химической промышленности — ООО «Ставролен», контролируемое ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нефтехим».

В то же время высоким уровнем рентабельности могут похвастаться по итогам 2009 года далеко не все «газели». Впрочем, не стоит забывать, что это был далеко не самый благополучный год. К тому же в текущем списке компаний, показавших рентабельность (как отношение чистой прибыли к выручке) свыше 10%, оказалось 14, тогда как двумя годами ранее, в предыдущем исследовании, таковых было всего 8. Символическая рентабельность на уровне ниже 2% — у 23 «газелей». Возглавляет список наиболее успешных по этому показателю ООО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» с завидным уровнем рентабельности свыше 40%. Второе место занял представитель волгоградского АПК — ОАО «Дельта-Агро» (33%). На третьем и четвёртом местах — представители телекоммуникаций и связи.

Особенности финансового менеджмента

Помимо динамики выручки, прибыли и рентабельности, нам было интересно отследить изменение не менее значимых показателей финансово-экономической деятельности динамичных компаний на Юге. Как «газели» обновляли свои основные средства? Как изменялось соотношение их дебиторской и кредиторской задолженностей?

Из графика 2 видна динамика темпов прироста дебиторки и кредиторки типичной «газели». В целом темпы прироста дебиторской задолженности описывает зигзагообразная кривая, а кредиторской — плавная с выраженной тенденцией к снижению с 2007 года. Известно, что со второй половины 2008 года банки в целях минимизации рисков крайне консервативно пересматривали политику кредитования. С другой стороны, в тех же целях сохранения финансовой устойчивости поставщики «газелей» также ужесточили требования по отсрочке платежей. При этом и сами «газели» во время кризиса стали по-иному относиться к платёжной дисциплине клиентов, условиям оплаты отгруженной продукции, минимизируя финансовые риски. Так, темпы прироста кредиторской задолженности в 2009 году сократились до 30%, темпы роста дебиторки — до 36%, тогда как в 2006 году они были на уровне 54 и 107% соответственно.

В целом у «газелей» высокий уровень финансовой устойчивости: отношение кредиторской задолженности к выручке за весь период исследования отмечено стабильностью и колебалось вокруг уровня 15%, что далеко от критических показателей. Стабильность доли заёмных средств в доходах компании может свидетельствовать об особом внимании к финансовой устойчивости динамично развивающихся предприятий и высоком уровне финансового менеджмента.

При этом с суммой долгов, причитающихся самим «газелям», ситуация несколько иная, хотя и здесь можно увидеть определённую синхронность динамики с кредиторской задолженностью. Доля дебиторской задолженности в выручке колебалась в диапазоне 7–10%. Не секрет, что эта задолженность несёт определённые риски, являясь высоколиквидным активом компании. Если компания демонстрирует значительный объём просроченной дебиторской задолженности, то это сразу сказывается на её финансовой устойчивости. Стоит обратить внимание, что с начала кризиса разница долей кредиторской и дебиторской задолженностей в выручке была стабильной, разрыв между ними был на уровне 6%. Это может свидетельствовать о вполне предсказуемом повышении требований финансового менеджмента в ходе кризиса.

В абсолютном выражении стоимость основных средств «газелей» за 5 лет выросла с 6,9 до 51,5 млрд руб­лей. Представляет также интерес изменение долей основных средств в доходах компании. С 2007 года этот показатель начал сокращаться. «Газели» стали меньше инвестировать в себя, что может быть оправданно с точки зрения сокращения инвестпрограмм и проектов по перевооружению производств в кризисное время. В 2009 году этот показатель у «газелей» был на уровне 18%, сократившись с 26,7% в 2007 году. Доля основных средств в выручке у «газелей» ниже, чем в среднем по первоначальной базе, где в 2009 году она составила 27%. Вероятно, динамичные компании смогли оперативнее отреагировать на изменение внешней ситуации и скорректировать свои планы вложений. Не исключено также, что динамичные компании почувствовали опасность кризиса раньше, чем бизнес в целом.    

За два года предприятия реального сектора отвоевали значительную долю в общей сумме выручки южных «газелей»
«Газели» во время кризиса оперативно снизили темпы роста долгов
У «газелей» высокий уровень финансовой устойчивости
Во время кризиса расходы «газелей» на основные средства сократились
Региональная структура рейтинга (без учёта показателей ЗАО «Тандер»)
Лидеры южных «газелей» по чистой прибыли
Лидеры южных «газелей» по рентабельности
Рейтинг самых динамично растущих компаний Юга

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №16 (155) 25 апреля 2011
    Южные «Газели»
    Содержание:
    «Газели» нагуляли вес

    Во время кризиса количество сверхдинамичных компаний, именуемых в экономической теории «газелями», на Юге даже увеличилось — хотя в то же время за два года их состав изменился на 90%. При этом большую часть нынешнего рейтинга представляют компании с выручкой свыше миллиарда рублей, которые принято относить к крупному бизнесу

    Реклама