Мы уже много чего производим

Тема недели
Москва, 25.04.2011
«Эксперт Юг» №16 (155)

Среди расхожих фраз, призванных продемонстрировать, как в России всё плохо с экономикой (и вообще всё плохо), одна уже давно превратилась в самозаклинание. Фраза эта звучит так: мы ничего не производим. Читай: сидим на нефтяной игле. Поэтому — всё плохо.

Говорить так — значит не представлять истинного положения дел в нашей экономике. Прошлой осенью в «Эксперте» была опубликована программная статья «Нация-предприниматель», где убедительно показано: начиная с 1998 года индексы сырьевых комплексов снижались, а индекс обрабатывающих отраслей рос (см. «Эксперт» № 36 за 2010 год). Это означает, по мнению автора статьи, что в нашей исходно сырьевой экономике происходит структурный сдвиг в направлении более диверсифицированной обрабатывающей сферы, в основе которого — механизм неудовлетворённого внутреннего спроса. Просто за сырьевыми гигантами тех, кто этот спрос удовлетворяет, зачастую не слишком хорошо видно — отсюда и пресловутое «мы ничего не производим». Между тем именно динамично растущие средние компании дают картину экономического будущего — отсюда и интерес «Эксперта» к «газелям».

В экономике юга России доля сырьевых отраслей традиционно невелика — доминирующее место в здешнем хозяйстве занимает торговля. Однако в результате нашего исследования южных «газелей» оказалось, что в отраслевой структуре рейтинга торговле пришлось подвинуться под натиском растущих промышленности и строительства. Иными словами, наш рейтинг «газелей» с поправкой на макроэкономическую специфику региона подтверждает общероссийский тренд: обрабатывающие отрасли наступают.

Это значит, что уже через несколько лет в нашем рейтинге крупнейших компаний юга России мы, не исключено, сможем наблюдать, что торговля постепенно сдаёт промышленности командные высоты. Тенденция южных «газелей» быстро превращаться в крупные компании придаёт этой гипотезе ещё большую вероятность. В прошлогоднем рейтинге крупнейших компаний Юга торговля увеличила свою долю, но если в этот список будут регулярно проникать динамично растущие компании из производственной сферы, ещё неизвестно, как долго торговля сможет удерживать пальму первенства. Особенно если даст хорошие результаты кластерный подход к организации промышленности. Ведь именно индустриальные парки и промышленные зоны нового типа являются полигоном для выращивания быстрорастущих компаний — соседство с себе подобными обеспечивает необходимую для роста по экспоненте синергию.

И ещё две отрадных детали.

Во-первых, среди южных «газелей» появились компании из республик Северного Кавказа, отсутствовавшие в списке во время прошлого, докризисного исследования. Это, с одной стороны, вселяет уверенность в том, что их станет больше, когда заработает в полную силу анонсированная в регионе система госгарантий. С другой — показывает, где на Кавказе находятся реальные точки роста, помимо туризма, в котором пока, увы, преобладают «бумажные» мегапроекты. Пищевая промышленность, АПК, транспорт, промышленность и торговля — вот отрасли, породившие в этом регионе первых «газелей». Как росли некоторые из них, можно было во время кризиса наблюдать на своём столе — скажем, перейдя с подорожавших иностранных марок пива на продукцию Ставропольского пивзавода. Или же отдав предпочтение дагестанской газировке «Денеб» и дербентскому шампанскому.

А во-вторых, приятно видеть в рейтинге быстрорастущих компаний Юга ряд высокотехнологичных предприятий — в фармацевтике, химпроме, машиностроении. Их динамичное развитие свидетельствует о том, что южная экономика всё больше диверсифицируется, добавляя новые отрасли к торговле и сельскому хозяйству. Если вернуться к мысли о том, что именно «газели» предвосхищают будущую экономическую картину, то прогноз для Юга — вполне оптимистичный. Быть житницей и здравницей мы явно не перестанем, а вот положение дел в нашей кузнице после недавнего кризиса имеет шанс значительно улучшиться.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№16 (155) 25 апреля 2011
Южные «Газели»
Содержание:
«Газели» нагуляли вес

Во время кризиса количество сверхдинамичных компаний, именуемых в экономической теории «газелями», на Юге даже увеличилось — хотя в то же время за два года их состав изменился на 90%. При этом большую часть нынешнего рейтинга представляют компании с выручкой свыше миллиарда рублей, которые принято относить к крупному бизнесу

Реклама