Пока ещё спящие красавицы

Экономика и финансы
Москва, 25.04.2011
«Эксперт Юг» №16 (155)
В первом рейтинге региональных порталов госуслуг юга России, составленном аналитическим центром «Эксперт ЮГ», лидируют Ростовская область, Кабардино-Балкария и Калмыкия. Однако на сегодняшний день рейтинг отражает скорее качество разработки порталов, а не их реальную пользу для граждан — электронные госуслуги в стране пока пребывают скорее в виртуальном состоянии

В России практически завершено создание системы региональных порталов гос­услуг. Её развитие, по идее, является необходимым шагом на пути к современному цивилизованному госуправлению (а в перспективе — и к электронному правительству), предполагающим снижение уровня бюрократизма и коррупционности, улучшение качества и оперативности предоставления госуслуг. Однако посещаемость этих порталов и опознаваемость их поисковыми машинами пока находятся на крайне низком уровне. На юге России порталами гос­услуг обзавелись даже не все субъекты, однако некоторые регионы — среди лучших на федеральном уровне.

Критерии отбора

На 1 апреля 2011 года свои порталы государственных и муниципальных услуг имели 10 из 13 регионов ЮФО и СКФО. Среди отстающих — 3 республики Северного Кавказа: Чечня, Карачаево-Черкесия и Ингушетия (характерно, что в целом по России осталось лишь 4 таких региона). Большая часть южных субъектов пользуется разработками Министерства экономического развития РФ (7 порталов), остальные — Волгоградская область, Дагестан и Северная Осетия-Алания — разработали свои порталы собственными силами.

Проводя исследование, мы привлекли не только 6 порталов ЮФО и 4 СКФО, но и соответствующий ресурс Москвы для сравнения регионов со столицей. Исследование производилось по четырём основным параметрам: структура, содержание, сервисы и дополнительные возможности порталов госуслуг. Методика исследования была составлена при помощи Центра прикладной экономики (Москва) и компании «Сумма технологий» (Екатеринбург).

Лидерами по структуре сайтов стали Краснодарский край, Астраханская область, Адыгея и Калмыкия. Правда, порталы госуслуг в основном имеют схожую структуру, поэтому говорить о бесспорных лидерах не приходится — баллы в основном снижались за некорректную работу поисковой системы. В целом все исследованные сайты довольно легки и просты в применении, имеют большое количество удобных классификаторов, возможность быстрого поиска информации и услуги.

Если структура южных порталов гос­услуг примерно одинакова, то содержание во многом отличается. Поэтому при ранжировании здесь в основном учитывались количество представленных услуг и качество их описания. Лидерами по этому критерию стали Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края (42, 41 и 40 баллов соответственно). Их порталы содержат большое количество услуг и подробную информацию о них. Лидерами по объёму описанных услуг являются Кубань (1493 услуги), Ростов (961 услуга), Астрахань (527 услуг), Кабардино-Балкария (454 услуги) и Ставрополье (435 услуг). В целом над содержанием порталов госуслуг ЮФО и СКФО разработчики потрудились добросовестно: практически все порталы, кроме Северной Осетии и Дагестана, имеют все те разделы, за которые производилось начисление баллов.

Кроме того, в блоке «Содержание» учитывались дополнительные разделы порталов, и здесь вперёд вырвались Волгоград и Ставрополь. Волгоградский ресурс, к примеру, содержит большое количество дополнительной информации за счёт того, что он является частью портала администрации области, а не сайтом госуслуг в чистом виде.

Наиболее важным и интересным, с нашей точки зрения, является блок «Сервисы». Здесь «призовые» места заняли Кабардино-Балкария, Дагестан и Ростовская область. Эти порталы предлагают большое количество электронных услуг, имеют интернет-приёмную, удобный личный кабинет, обратную связь. Правда, в данном случае все электронные услуги — это ссылки на другие сайты или федеральные ресурсы. Очень популярной услугой порталов госуслуг сегодня становятся электронные дневники и журналы. Некоторые порталы субъектов ЮФО и СКФО уже имеют этот сервис — например, на волгоградском сайте электронный дневник даже выведен в отдельную рубрику на главной странице. А самой слабой в блоке «Сервисы» оказалась Астраханская область, портал которой вообще не имеет дополнительных услуг.

Наконец, параметр «дополнительные возможности». Здесь был произведён чисто математический анализ: вычислены оценка посещаемости, ссылки на информационные ресурсы органов власти, представленность портала в поисковых системах. Явных лидеров тут нет — практически все сайты получили высокие оценки. Калмыкия, Ростовская область и Ставрополье (23, 22, 20 баллов соответственно) имеют наиболее высокие показатели посещаемости и неплохую представленность в интернете. Но в целом порталы госуслуг не являются популярными в сети: поисковики отвечали на один-два, в редких случаях три запроса из пяти. 

В лидерах — аутсайдеры

Низкая популярность порталов госуслуг среди населения вообще является их едва ли не самым слабым местом. Представленность этих порталов в поисковых системах невелика, посещаемость тоже низкая: средний показатель составляет 2–3 человека на 100 тысяч жителей в сутки; на федеральном портале Gosuslugi.ru зарегистрировано всего 40 с небольшим тысяч человек. Явным аутсайдером в этом блоке стал Краснодарский край: мала посещаемость (1–0,5 посещений на 100 тысяч жителей в сутки), к тому же портал не был найден ни в одном из трёх ключевых поисковиков по пяти запросам.

Отсюда и низкий уровень популярности порталов. Повыситься он может в том случае, если вырастет качество оказываемых услуг и портал сможет оправдывать сумму, потраченную на его создание. Под качеством услуг здесь мы понимаем размещение большого объёма необходимых электронных сервисов. Однако сейчас наибольшее их количество — 58 — предоставляет только федеральный портал, региональным же до этой отметки ещё далеко. В связи с появлением этой проблемы Сергей Ермак, автор рейтинга порталов гос­услуг Уральского региона из журнала «Эксперт Урал», предлагает сделать для регионов единую точку входа, например, на сайте gosuslugi.ru.

Тем не менее, в итоге исследования выявилась первая тройка: Ростовская область (92 балла), Кабардино-Балкария (81 балл), Калмыкия (80 баллов) — рейтинг региональных порталов госуслуг даёт двум южным республикам редкий шанс продемонстрировать лидерство в рамках макрорегиона. К тому же, если судить объективно, общая оценка порталов трёх лидеров рейтинга примерно одинакова, поскольку их содержание и структура аналогичны. Ростов совершил существенный отрыв в 11 баллов лишь за счёт небольших преимуществ в 1–2 балла по некоторым показателям. Заметим, что в электронном журнале «Госменеджмент», который в январском выпуске этого года также проводил рейтинг порталов госуслуг, в тройке лидеров оказались эти же регионы.

Наименьшее количество баллов получили Северная Осетия и Дагестан: информации на их порталах госуслуг предоставлено гораздо меньше, чем у других субъектов. Журнал «Госменеджмент» даёт этим республикам аналогичные оценки. В целом результаты нашего рейтинга совпадают и с опубликованным в «Госменеджменте» рейтинге регионов по уровню внедрения электронного правительства. Кабардино-Балкария в этом списке находится на 2–3 месте по России, Ростовская область и Калмыкия входят в число регионов, делящих 15–18 места. От них немного отстают Краснодарский край, Ставрополье и Волгоградская область, Астрахань оказалась в пятом десятке, а все северокавказские республики, за исключением КБР — в диапазоне от 57 до 83 места.

Отдельно следует сказать о сравнении южных порталов с Москвой. Как ни странно, на фоне многих региональных порталов столичный по многим показателям им уступает. К такому же мнению пришёл и «Эксперт Урал» (№ 6, 14–20 февраля 2011): в рейтинге порталов госуслуг субъектов Уральского федерального округа Москва заняла бы 9 место из 11. Но разработчики столичного портала честно признаются, что их продукт работает в тестовом режиме, поэтому особо пенять на его качество не приходится. Сравнение порталов госуслуг большинства регионов ЮФО и СКФО с другими федеральными округами показывает, что на Юге электронные ресурсы госуслуг отвечают всем основным параметрам и не уступают по многим показателям другим регионам России. Сравнивать же порталы ЮФО и СКФО мы не считаем целесообразным, поскольку лидеры и аутсайдеры существуют в обоих округах, к тому же часть регионов СКФО пока не имеет порталов, а структуры и содержания большинства сайтов идентичны.

Рейтинг региональных порталов госуслуг субъектов ЮФО и СКФО

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№16 (155) 25 апреля 2011
Южные «Газели»
Содержание:
«Газели» нагуляли вес

Во время кризиса количество сверхдинамичных компаний, именуемых в экономической теории «газелями», на Юге даже увеличилось — хотя в то же время за два года их состав изменился на 90%. При этом большую часть нынешнего рейтинга представляют компании с выручкой свыше миллиарда рублей, которые принято относить к крупному бизнесу

Реклама