Сделка на опережение

Русский бизнес
Москва, 25.04.2011
«Эксперт Юг» №16 (155)
Покупка компании «Атлантис-Пак» группой «АГРОКОМ» на деле похожа на слияние, при котором обе компании получают дополнительные конкурентные преимущества для дальнейшего развития. Группе нужно укрепить свои позиции на российском рынке мясопереработки, а «Атлантису» — усилить управление и получить большую экспериментальную площадку для отработки своих идей в сфере упаковки

Фото: Михаил Малышев

18 апреля была закрыта сделка по приобретению группой «АГРОКОМ» компании «Атлантис-Пак» — одного из глобальных лидеров в сфере производства пластиковых колбасных оболочек. По сути, сделка даст обоим предприятиям дополнительные ресурсы для роста. «Тавр» может стать полигоном для новых технологий «Атлантис-Пака» — и при этом будет первым получать лучшие разработки в области оболочки.

Финансовое измерение

Приобретением «Атлантис-Пака» «АГРОКОМ» занимается уже почти 10 лет, рассказал «Эксперту ЮГ» основатель группы Иван Саввиди: «Вопрос об интеграции двух предприятий обсуждался ещё с Олегом Давиденко. Если бы не трагедия, которая с ним произошла, компании давно бы работали вместе». Олег Давиденко — один из основателей, гендиректор и явный лидер «Атлантис-Пака» — погиб в автокатастрофе в 2005 году. Его место занял другой отец-основатель «Атлантиса» Сергей Рызенко. Теперь Рызенко покинул этот пост, причём, по информации «Эксперта ЮГ», произошло это ещё в марте. Однако всё это время сайт «Атлантис-Пака» называл главой компании именно его. Сейчас единственная должность бывшего гендиректора «Атлантиса» — президент Союза работодателей Ростовской области.

На время прохождения сделки гендиректором предприятия стал Сергей Бородаев, кандидат химических наук, один из собственников предприятия. Неофициально рассказывают, что у Бородаева и Рызенко были разные взгляды на развитие компании — и, как выразился собеседник «Эксперта ЮГ», «в “Атлантисе” подумали, что смогут обойтись без Бородаева». Не исключено, что именно с продажи Сергеем Бородаевым своей доли в «Атлантис-Паке» и началось вхождение группы «АГРОКОМ» в этот бизнес. А особенность корпоративной культуры этого производителя оболочек — режим тотальной секретности, которая, по замыслу основателей, должна помочь в борьбе с промышленным шпионажем. Если вхождение «АГРОКОМа» действительно началось против воли руководства компании, значит, сделка могла оказаться в некотором смысле вынужденной: внутри компании появилась мощная самостоятельная сила. А это, в свою очередь, — фактор, влияющий на цену.

Как сейчас поясняют в «АГРОКОМе», «Атлантис-Пак» войдёт в структуру группы на тех же правах, что и другие предприятия. Всеми предприятиями группы руководит управляющая компания холдинга, отдельные предприятия возглавляют исполнительные директора. Не факт, что таким директором на «Атлантисе» останется Сергей Бородаев.

Смена гендиректора косвенно свидетельствует о переменах в управлении, на которые настроен «АГРОКОМ». «У предприятия есть потенциал увеличения эффективности, — заявляет Иван Саввиди. — Думаю, что через полгода после сделки можно будет говорить о тридцатипроцентном росте соответствующих показателей. Я посетил “Атлантис-Пак” с целью ознакомления. Я не разбираюсь в технологическом процессе, но, будучи в прошлом руководителем крупного промышленного предприятия, достаточно хорошо знаком с производственным организмом, поэтому отметил для себя некоторые моменты, над которыми было бы неплохо поработать. Ну вот представьте себе: хирург взял и случайно после аварии ногу пришил вместо руки, а руку — вместо ноги. Придётся исправлять».

Приобретение «Атлантис-Пака» добавит к выручке группы «АГРОКОМ» минимум 4 млрд рублей — такой была выручка купленного предприятия в 2009 году. Для сравнения, в том же году «Тавр» и «Донской табак» имели 6,3 и 6,2 млрд рублей оборота соответственно. Динамика развития «Тавра» и «Атлантис-Пака» в кризисный год была довольно низкой — 7–8%. Дополнительные возможности роста компаниям явно нужны.

Между тем «Атлантис-Пак» к продаже готовился, похоже, уже с 2009 года — в кризисный год прибыль компании выросла почти в четыре раза, в результате чего рентабельность предприятия составила 18% (для сравнения, для иностранцев отраслевая норма находится в диапазоне 5–12%). Результаты 2010 года компания пока не раскрывает, но можно допустить, что динамика развития чуть выше предыдущего года — около 10%. По оценкам финансистов, коэффициент, по которому оцениваются производители упаковки, составляет 0,7–1 от выручки. В таком случае, «Атлантис» можно оценить в 3-4,4 млрд рублей. Объёмов сделки стороны не раскрывают.

«Диверсификация и вертикальная интеграция “АГРОКОМа” заметно улучшатся после приобретения “Атлантиса”, — считает Иван Шипилов, аналитик компании “Инвесткафе”. — С таким активом в портфеле следующим шагом компании вполне может стать выход на IPO».

Эффект синергии

Мясной бизнес «АГРОКОМа» представлен несколькими предприятиями — это мясокомбинаты в Новороссийске, Морозовске, Зимовниках и Матвеевом Кургане, ростовский колбасный завод «Тавр» и свиноводческое хозяйство «Батайское». По объёмам переработки и продаж мясной продукции ГК «Тавр», по оценке Ивана Саввиди, находится где-то в первой семёрке из почти 3,5 тысяч российских предприятий отрасли.

«Сегодня перед мясным бизнес-комплексом в составе “АГРОКОМа” стоят задачи укрепления на федеральном уровне — в течение трёх лет нужно войти в пятёрку крупнейших игроков мясоперерабатывающей отрасли, в течение пяти лет — в тройку, — рассказал «Эксперту ЮГ» Иван Саввиди. — В рыночных условиях завоевание каждого процента доли рынка предполагает не только большой труд и огромные затраты, но и освоение новых правил конкурентной борьбы. Единый уровень цен, стандартизированное сырьё, использование одинаковых каналов товаропродвижения заставляют современные компании постоянно искать возможности для получения конкурентных преимуществ. В свое время существовала очень интересная форма сотрудничества ростовского колбасного завода и компании “Атлантис-Пак”, являющейся эксклюзивным поставщиком оболочки для выпускаемой продукции. “Тавр” фактически выступал экспериментальной площадкой компании, выполняя все её “капризы”». В частности, специалисты «Тавра» рассказывали, чем они недовольны и что бы они хотели изменить — увеличить сроки хранения продукта, повысить прочность оболочки и так далее. А специалисты «Атлантиса» разрабатывали и внедряли полученные идеи на площадке ростовского колбасного завода, оценивая, насколько полноценно они могут быть реализованы на производстве.

«Я уверен, что в условиях жёсткой конкуренции установление контроля над предприятием по производству оболочки, без продукции которого мясопереработка в принципе существовать не может, станет важным преимуществом за счёт синергетического эффекта от внедрения инноваций, — говорит г-н Саввиди. — В то же время и “Атлантис-Пак” получит новый импульс к развитию. Когда-то компания была чуть ли не единственной в своей сфере на всей территории постсоветского пространства. Сегодня в России и на Украине вполне успешно работают предприятия-конкуренты. Более того, на российский рынок активно продвигаются транснациональные корпорации. Вариант один — попытаться сработать на опережение».

Интересы отрасли важнее

Компания «Атлантис-Пак» сегодня является одним из лидеров на рынке упаковки для мясных продуктов и сыров и входит в десятку крупнейших предприятий мира по производству пластиковой колбасной оболочки. Председатель совета директоров ГК «Останкино» Михаил Попов оценивает долю «Атлантис-Пака» на внутреннем рынке в 75%.

Для того, чтобы понять, как могут быть связаны разработки производителей оболочки с успехами мясопереработчиков, приведём отрывок из статьи в специализированном немецком журнале «Фляйшвиртшафт» (от 5 мая 2007 года) об оболочке «Фибросмок», произведённой «Атлантисом» и взятой на вооружение несколькими популярными немецкими производителями колбас: «Обычная натуральная и коллагеновая оболочки просто не могут дольше конкурировать с превосходными характеристиками “Фибросмока”. Тот, кто использует преимущества этой оболочки, как производитель, располагает целой гаммой абсолютно новых технологических и маркетинговых возможностей. Особенностью этой новой искусственной оболочки является сочетание двух несочетаемых качеств: с одной стороны, материал пропускает дым, с другой стороны, абсолютно не пропускает влагу и жир. Это ведёт к тому, что в конечном продукте нет потерь сочности и жира — что является полной противоположностью (по этим пунктам) колбасным изделиям в натуральной или коллагеновой оболочке. Кроме того, “Фибросмок” имеет приятную шероховатую поверхность, а также очень натуральный внешний вид. На сегодняшний день ни один из известных производителей не предлагает продукт, который может сравниться с этой оболочкой».

Так что сделку по приобретению «Атлантис-Пака» в некотором смысле можно рассматривать как инвестиции в инновационную составляющую бизнеса группы «АГРОКОМ», как стратегическую ставку холдинга на пищевое направление.

Главный риск слияния компаний — конфликт интересов, который может возникнуть в «Атлантис-Паке»: работать ли на рынок или на компанию собственника. «На этапе интеграции “Атлантиса” в группу “АГРОКОМ” очень важно не упустить интересы отрасли, сохранить клиентскую базу компании, предложить мясопереработке эксклюзивные инновационные решения в области колбасной оболочки, — говорит Иван Саввиди. — Убеждён, что у менеджмента “АГРОКОМа” хватит мудрости и понимания ситуации, чтобы не управлять “Атлантисом” как своим структурным подразделением и только в интересах “Тавра”. А вот грамотное использование преимуществ промышленной экспериментальной площадки откроет новые возможности как для обеих компаний, так и для мясоперерабатывающей отрасли в целом».

В период экономического бума «Атлантис-Пак» рос неровными темпами
Такую динамику прибыли обычно показывают компании, которые готовят к продаже

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№16 (155) 25 апреля 2011
Южные «Газели»
Содержание:
«Газели» нагуляли вес

Во время кризиса количество сверхдинамичных компаний, именуемых в экономической теории «газелями», на Юге даже увеличилось — хотя в то же время за два года их состав изменился на 90%. При этом большую часть нынешнего рейтинга представляют компании с выручкой свыше миллиарда рублей, которые принято относить к крупному бизнесу

Реклама