Опять выживать

Экономика и финансы
Москва, 30.05.2011
«Эксперт Юг» №20-21 (160)
Едва перейдя на путь саморегулирования, рынок аудита оказался перед очередной проблемой. Восьмикратное повышение критериев по выручке для проведения обязательного аудита и трёхкратное — по активам баланса негативно отразились на развитии рынка — в первую очередь на бизнесе небольших региональных компаний

Вот уже третий год рынок аудиторско-консал­тин­го­вых услуг на Юге, да и во всей стране, не демонстрирует активной динамики. Если совокупная выручка ста крупнейших АКГ России, по данным рейтингового агентства «РА Эксперт», за последний год выросла на 5%, то, по данным показателей компаний-участников рейтинга «Южный аудит», их выручка в 2010 году увеличилась почти на 2% и составила свыше 380 млн рублей (см. таблицу). И это — неплохие показатели, так как, по нашим оценкам, южный рынок в целом сжался.

Работа в непростых условиях отразилась как на выручке, так и на местах в рейтинговой таблице. Лидер прошлогоднего рейтинга ГК «Фабер Лекс», увеличив выручку до 76,58 млн рублей, остался на первом месте. Нарастив за прошлый год доходы более чем на четверть, с третьего на второе место поднялся другой представитель Краснодара — «Аудит без границ» (группа компаний «ЮЛАС»). Третью позицию занимает аудиторская компания «Центр стратегических исследований, анализа и аудита» из Дагестана с выручкой свыше 51 млн рублей. Однако есть и такие примеры, когда компании теряли в доходах, но при этом улучшали позиции, например, с 16 на 12 место поднялась аудиторская компания «ЮЭКО-АУДИТ» из города Лермонтова Ставропольского края, с 9 на на 6 позицию перешла таганрогская компания «Аудит-Бюро».

Часть рынка испарилась

В конце января прошлого года в Госдуму был подан проект ФЗ «О внесении изменения в статью 5 ФЗ “Об аудиторской деятельности”». Напомним, что раньше обязательному аудиту, помимо открытых акционерных обществ и различных специализированных организаций (кредитных, страховых), подлежали также компании с объёмом годовой выручки более 50 млн рублей или с активами по бухгалтерскому балансу на конец года свыше 20 млн рублей. Таким образом, субъекты малого предпринимательства вынуждены были нести расходы на проведение обязательных ежегодных аудиторских проверок. В условиях кризиса, спровоцировавшего падение спроса на товары и услуги практически всех экономических агентов, затраты на аудит нередко ухудшали финансовое положение малого бизнеса.

В целях сокращения непроизводственных расходов организаций малого предпринимательства, не относящихся к ОАО, законодатель увеличил с 50 до 400 млн рублей величину объёма выручки, до достижения которого не требуется проведение обязательного аудита. Максимальное значение суммы активов бухгалтерского баланса было увеличено с 20 до 60 млн рублей.

В то же время ни для кого не секрет, что немалая доля аудиторских заключений для малого бизнеса носила формальный характер, была не нужна ни самим собственникам, ни менеджменту. Для таких компаний аудит заказывался исключительно в целях законопослушания, «для галочки». Оплата происходила за лист аудиторского заключения, зачастую без реального проведения проверки. Понятно, что и стоимость таких формальных аудиторских заключений была далека от стоимости проведения реальных аудиторских проверок.

На практике небольшие аудиторские компании в регионах почувствовали законодательные изменения особо: отмена обязательного аудита для малого бизнеса лишила клиентов целый ряд таких фирм. В прошлом году мы говорили, что ряд небольших игроков или уйдёт с рынка, или будет развивать направления смежного с аудиторским консалтингового бизнеса (см. «Эксперт ЮГ» № 19–20 за 2010 год). Именно это происходит в настоящее время. Большинству местных игроков приходится искать новых клиентов и развивать иные виды деятельности. «Аудиторские компании пытаются найти новые рынки, осваивают смежные области, предлагая услуги в сфере энергоаудита, подбора персонала и других неспецифических для отрасли областях, — говорит гендиректор ООО “Премьер-Аудит” Анна Орунова. — Тем не менее, доля таких услуг в общей выручке аудиторов ещё невысока и не сможет компенсировать потери от обязательного аудита». Результаты произошедших изменений уже отражены в структуре доходов компаний. Доля аудита в общем объёме выручки участников рейтинга сократилась по сравнению с прошлым годом с 55% до 41% (см. график). При этом в структуре доходов от консалтинга лидеры по сравнению с прошлым годом не изменились. На первом месте юридический консалтинг в области хозяйственного права (14,3% совокупной выручки), на втором — налоговый (13,7%). Оценочная деятельность принесла компаниям 13,2% выручки.

Выход крупнейших

У крупных консалтеров — другая история. Знаковым событием для южного рынка аудита стало открытие в нынешнем мае нового офиса «Эрнст энд Янг» в Краснодаре. «В последнее время мы отмечаем увеличение спроса на аудиторские и консультационные услуги в Краснодарском крае, − заявил Александр Ивлев, управляющий партнёр компании “Эрнст энд Янг” по России. — Учитывая сложившуюся на рынке ситуацию, с нашей стороны было принято решение открыть офис в Краснодаре для качественного развития и укрепления возможностей нашей практики в регионе». Компания сотрудничает с ведущими предприятиями Кубани и будет продолжать развивать отношения с важнейшими игроками рынка. Осенью планирует открыть офис в Краснодаре ещё один представитель «большой четвёрки» — PricewaterhouseCoopers.

«Прошлый год в целом был более позитивным, чем кризисные 2008–2009, — рассуждает управляющий партнёр Южного федерального центра КПМГ в России и СНГ Максим Самарин. — Благоприятное влияние на экономическую активность в ЮФО в целом и на объём рынка аудиторских и консалтинговых услуг в частности оказали федеральные целевые программы, а также модернизация и развитие филиалов крупных компаний. Кроме того, в этом году началось строительство большинства объектов для предстоящей Олимпиады в Сочи, что также положительно влияет на инвестиционную активность».

Появление в регионе крупных игроков неизбежно повлечёт за собой переход к ним части крупнейших региональных компаний от местных аудиторов. «Региональным фирмам очень тяжело конкурировать с московскими, причём не по качеству оказываемых услуг и профессионализму, а именно по доступу к крупным клиентам», — рассуждает генеральный директор ООО «Южный Аудиторский Центр» Светлана Отрешко.

Год в СРО

С января 2010 года рынок аудита перешёл на саморегулирование. На официальном сайте Министерства финансов РФ представлена информация о шести аудиторских СРО, работающих в России. Прошло уже больше года работы рынка по новым правилам, что даёт основание подвести первые итоги работы. «На первый взгляд, обязательное членство в СРО обусловлено лишь передачей государством части контрольных и координационных функций некоммерческим организациям, — комментирует директор ООО “ЮГ-АУДИТ” Виктор Полторанин. — На самом деле процедура вступления и сохранение членства в СРО потребовали от аудиторских организаций гораздо больше усилий, чем ожидалось и к чему привыкли во времена, когда основным регулятором в профессии было министерство финансов. С учётом этого итоги первого года работы в новых условиях саморегулирования аудиторской деятельности связаны с ростом материальных и интеллектуальных затрат, обусловленных членством в СРО».

То, что переход на саморегулирование увеличил затраты самих аудиторов, подчёркивают все игроки рынка. «Теперь аудиторы отчитываются и в Минфин, и в СРО; кроме того, выросли взносы на содержание СРО, всем действующим аудиторам необходимо заново сдавать экзамены, — говорит управляющий партнёр АКГ “Ваш СоветникЪ” Фёдор Гладкий. — Нагрузка на аудиторскую деятельность возросла, без видимого прогресса в самой профессии». Первые шаги СРО большинство компаний оценивают как довольно скромные. По мнению президента ООО «Ставропольаудит» Александра Басова, первый год был годом становления саморегулируемых организаций, занятых обеспечением массовости членов, установлением организационной структуры исполнительных органов, организацией работы по повышению квалификации аудиторов, продлению аттестатов, выдаче свидетельств о членстве и ведению реестра, упорядочиванием системы внешнего контроля качества. «В настоящее время СРО аудиторов друг за другом повышают членские взносы, что увеличивает финансовую нагрузку как на аудиторские компании, так и на аудиторов-физических лиц», — сетует Анна Орунова.

В период становления большинство СРО были заняты в большей степени своими проблемами, а не решением задач развития рынка. «Тем не менее, основной задачей СРО является повышение качества работы аудиторов, — подчёркивает генеральный директор ООО “Денисов-Аудит” Антон Денисов. — В этом отношении не до конца отработана система взаимодействия с учебными центрами, количество которых сократилось. На текущий год СРО планируют разработку правил независимости для своих членов и повышение этических требований».

Распространение демпинга

Популярности демпинга существенно способствовало сжатие рынка обязательного аудита. Количество игроков осталось прежним, а число клиентов резко сократилось. В этой ситуации ряд компаний оправдывают целью — выживанием — выбор непопулярных средств. «С демпингом сталкиваемся каждый день, — заявляет директор ООО “БизнесКонсалт” Валерий Романенко. — Только тщательные проверки демпингующих аудиторов и исключение из СРО приведут к снижению демпинга».

 «Демпинг стал первым средством конкурентной борьбы на российском аудиторском рынке, в том числе и на Юге, — поясняет Антон Денисов. — Проблема недобросовестной конкуренции на законодательном уровне решается неоднозначными методами. В частности, в преддверии сокращения круга организаций, подлежащих обязательному аудиту, обострилась борьба за оставшуюся клиентуру, в том числе путём предоставления скидок. Кроме того, в настоящее время СРО предпринимают совместные акции для противодействия недобросовестной конкуренции, результаты которых мы оценим в будущем году».

С другой стороны, свой импульс развитию демпинга сообщил и законодатель в рамках порядка заключения договоров на оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. «Критериями оценок заявок участников конкурса, наряду с ценой, могут быть функциональные или качественные характеристики товара, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание товара, сроки (периоды), срок и объём предоставления гарантий качества товара, однако в ходе сложившейся практики критерий цены играет ключевую роль и составляет около 80 процентов, — рассуждает генеральный директор АФ “Аудит-Консалтинг” Светлана Денисова.  Демпинг цен снизил стоимость услуг в четыре с лишним раза. Доходы от аудита сократились более чем в три раза — и именно из-за демпинга услуг». Поэтому в компании считают целесообразным принятиев рамках СРО документа, который бы регламентировал ценообразование по стоимости аудита.

Кто на Кавказ?

Образование СКФО и пристальное внимание федеральных властей к его развитию создали на этой территории платёжеспособный спрос и способствовали возникновению ряда новых рынков. Появление иностранных инвесторов, их взаимодействие с местными партнёрами неизбежно повлекут за собой спрос на аудит их отчётности, на сопутствующие консалтинговые услуги. А пока бум иностранных инвестиций в республики Кавказа только ожидается, аудиторы по-разному оценивают возможность выхода на эти территории и привлекательность такой работы. Большинство ростовских и краснодарских компаний осваивать на местах пространство республик не спешат. «Мы успешно оказываем услуги организациям Ставропольского края, — говорит Виктор Полторанин. — Вместе с тем экономическая ситуация и криминальная обстановка в республиках Северного Кавказа не позволяют серьёзно рассматривать весь СКФО как новое направление для развития».

В этом свете значимыми становятся оценки ситуации и перспектив её развития самими северокавказскими аудиторскими компаниями. «Мы находимся в СКФО, однако реальных финансовых средств, работающих в экономике региона, пока не ощутили, — комментирует Александр Басов. — Ни одно из аудируемых нами предприятий не получило реального заказа, связанного с развитием территории, инвестиций для собственного развития, не создало совместного предприятия. На наш взгляд, такие инвестиции могут появиться лишь в 2012 году, тогда и возникнет потребность во внедрении и обучении МСФО».

«К сожалению, появление СКФО ещё не оказало должного влияния и, соответственно, не отразилось на рынке аудиторско-консалтинговых услуг ни в целом по округу, ни в Чеченской Республике, — комментирует заместитель генерального директора компании из Грозного “Аудиторская фирма «Аудит и оценка»” Иса Амирхаджиев. — Это связано с низкой развитостью рыночной экономики в СКФО и его субъектах. Наша компания, конечно, продолжит работать в СКФО. В 2011 году наибольшим спросом будут пользоваться оценочные услуги и некоторые виды консалтинга».

Негативный прогноз

Результаты прошлого года, влияние кризиса, изменение пороговых значений проведения обязательного аудита, переход к саморегулированию плюс региональная специфика деятельности местных компаний — всё это нашло своё отражение в крайне сдержанных оценках развития рынка по итогам текущего года даже компаниями из инвес­тиционно привлекательного Краснодарского края. «Положительный тренд, связанный с ожиданием послекризисного оживления экономики, нивелируется ухудшившимся реальным экономическим климатом в стране, — объясняет Виктор Полторанин. — Существенный рост фискальной нагрузки при сохраняющемся или даже несколько возрастающем уровне коррупции обуславливает в лучшем случае нейтральный прогноз». Генеральный директор ростовской компании «ЭРКОН» Эркен Андержанов также считает, что объективных причин для существенного роста рынка аудита юга России в 2011 году нет. Скорее наоборот, возможен даже спад — из-за снижения количества компаний, подлежащих обязательному аудиту, по результатам внесённых с 2011 года изменений в законодательство. «О каких темпах прироста можно говорить, если большая масса юридических лиц вышла из состава лиц, подлежащих обязательному аудиту?» — сокрушается генеральный директор астраханского ЗАО «Аудиторская фирма “ВАШЕ ПРАВО”» Наталья Батаева. А директор ГК «Фабер Лекс» Дмитрий Шутько прогнозирует по итогам года падение в размере от 5 до 15%.

Исходя из оценок перспектив развития рынка, компании ставят себе цели по доходам. В этом году их нельзя назвать амбициозными. На текущий год в аудиторской компании «ЮЭКО-АУДИТ» поставлена задача «выжить». В ООО «Аудит и оценка» ставят задачу сохранения достигнутого в 2010 году уровня. Лишь единицы среди опрошенных нами участников рейтинга указали, что планируют увеличить доходы. Так, в ООО «ЭРКОН» поставлена задача вырасти в текущем году на 5% с последующим ростом в ближайшие 2–3 года с той же самой динамикой. Планирует расти и развиваться и ГК «Фабер Лекс».

Доля консалтинга на Юге превысила долю аудита
Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний, осуществляющих деятельность на юге России (в ЮФО и СКФО), по итогам 2010 года

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №20-21 (160) 30 мая 2011
    Местное самоуправление
    Содержание:
    Вирус сити-менеджмента

    Юг не миновала общероссийская тенденция замены выборных мэров региональных центров сити-менеджерами. Сначала эта система была внедрена в Назрани, Владикавказе, Черкесске и Элисте, совсем недавно — в Ставрополе, на очереди — Волгоград. В обозримом будущем соответствующий вопрос может быть поставлен и в других регионах

    Реклама