Инноваторам нужно «одно окно»

Русский бизнес
Москва, 13.06.2011
«Эксперт Юг» №22-23 (162)
Основной итог Третьего инновационного форума юга России: в развитии инноваций политическая воля должна быть дополнена координацией действий трёх главных агентов инновационной системы региона — власти, бизнеса и науки

Фото: Михаил Малышев

Третий инновационный фо­рум юга России был организован «Экспертом ЮГ» и Южным федеральным университе­том (ЮФУ), главным партнёром выступила компания КПМГ в России и СНГ, партнёрами — компания «Регата» и банк «Центр-инвест».

Одним из ключевых сюжетов форума стала конкуренция между Ростовской областью и Ставропольским краем за статус главного инновационного региона Юга. Несмотря на более слабые исходные позиции, Ставрополью за последние годы удалось совершить едва ли не инновационный прорыв благодаря наличию инициативы со стороны краевого руководства. Однако на уровне системных решений южным регионам, по мнению делегатов форума, требуются как минимум две вещи. Во-первых, нужна региональная (а в перспективе — межрегиональная) структура, координирующая усилия трёх главных агентов инновационного процесса — бизнеса, власти и науки — в привязке к конкретной территории. Во-вторых, необходимо вовлечение в этот процесс того инновационного среднего бизнеса, который уже сегодня добивается успеха, но пока не охвачен институтами поддержки инноваторов.

Новое южное противостояние

В ходе форума не раз говорилось о том, что денег в России сегодня более чем достаточно. Однако это не означает, что взять их просто. Для этого необходима прежде всего грамотная «упаковка» инновационных проектов, к чему готовы далеко не все регионы. Часть такой «упаковки» — дружественное для инноваторов нормативное поле. К примеру, в Ростовской области из-за отсутствия координации действий региональной администрации и ЮФУ уже два года не принимается целевая программа инновационного развития, что не позволяет Дону претендовать на реализацию крупных проектов с федеральным софинансированием. «В Ростовской области мы не определились с региональными технологическими платформами. Работа по технопаркам и кластерам ведётся вяло и не выливается в конкретные проекты», — констатирует проректор ЮФУ по научной и инновационной деятельности Евгений Айдаркин.

Напротив, в Ставропольском крае создаётся благоприятная институциональная среда для поддержки инноваций, в основе которой лежит региональный закон «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках», принятый в 2009 году. В итоге ситуация на входе и на выходе принципиально разная. Инновационный потенциал Ростовской области объективно выше, а право на строительство южного центра «Роснано» достаётся Ставрополью, хотя едва ли не первый на юге России нанотехнологический центр был создан ещё в 2008 году на базе Таганрогского технологического института ЮФУ. Своеобразное соперничество двух регионов в инновационной сфере в этом году впервые обозначилось столь остро.

Ставка на средний бизнес

По мнению гендиректора рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрия Гришанкова, ключевая проблема развития инновационной сферы в регионах выглядит следующим образом. Те институты поддержки инноваций, которые сегодня созданы государством, ориентированы либо на малые инновационные предприятия, создаваемые при вузах, либо на крупную рыбу. В первом случае инновационный проект может рассчитывать на гранты размером до 2–3 млн рублей (такую поддержку оказывает, например, фонд Бортника). Во втором — речь идёт о суммах от 100 млн и выше, причём реализация совместных проектов с такими структурами, как «Роснано», нередко сопряжена с поддержкой руководства региона.

Особенность нынешней ситуации состоит в отсутствии возможностей для роста инновационной компании. В конкурсах «Роснано» принимают участие, как правило, компании, которые и на момент создания этой структуры были достаточно мощными. И состав подобных структур не пополняется. Вузы, которые в последние два года активно занимаются созданием малых инновационных предприятий (МИПов), на деле не имеют ресурсов для их развития.

В таких условиях в зазоре между малыми инноваторами и крупными проектами образуется «мёртвая зона», пока не охваченная институтами развития. Нельзя сказать, что жизни в ней нет. Напротив, здесь сегодня происходит стихийное взаимодействие компаний, производящих инновации, и компаний, имеющих на них спрос, но элементом инновационной системы этот бизнес ещё не стал. Именно компании, основа инновационного роста которых — востребованность на рынках, и могут лечь в основу построения инновационной экономики в регионе. «Одна из задач Ростовской области, — считает Евгений Айдаркин, — выделить пять-шесть средних инновационных предприятий и наращивать вокруг них инфраструктуру. Наше будущее — за средними предприятиями». Региональная поддержка должна сосредоточиться как раз на них. На Ставрополье это концерн «Энергомера», «Арнест», «Эском», в Ростовской области — «Квант», ТАНТК имени Бериева, «Атлантис-Пак» и др.

Коммуникация и стратегия

Как показал форум, повестка различных агентов инновационной деятельности региона имеет кардинальные различия. Но для всех очевидно отсутствие региональной структуры, которая могла бы как координировать действия агентов инновационного развития, так и выступать в качестве площадки для выработки общих решений. «При огромном количестве институтов, ответственных за инновации, при большом количестве органов власти, вроде бы занимающихся инновациями, отсутствует какая-либо координация между ними, — говорит Дмитрий Гришанков. — Калужская область сейчас выступила с инициативой создания Агентства инновационного развития. Суть его в том, чтобы у инноваторов было “одно окно” — эта структура решает все вопросы с местными администрациями, региональными, федеральными органами власти». Формат подобной структуры может быть различным. В Калужской области это акционерная структура. Возможен также формат регионального аналога комиссии по модернизации при президенте РФ или Агентства стратегических инициатив. Важно не столько название, сколько функционал. На Дону, например, жаркие дискуссии вызывает проект программы инновационного развития Ростовской области, за обсуждение которого нужно, по идее, усаживаться всем участникам процесса. Однако собрать их сегодня вместе в состоянии только региональная власть. Другой масштабный вопрос: серьёзной основой для развития инноваций могут стать региональные стратегии развития приоритетных отраслей экономики территории. Мысль о необходимости создания такой структуры — одна из немногих, прошедших красной нитью через весь форум. Соответствующее предложение от имени делегатов по результатам мероприятия было направлено губернатору Ростовской области, а также руководителям других регионов ЮФО.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №22-23 (162) 13 июня 2011
    Индустриальные парки
    Содержание:
    Ручной режим и льготы — сильные аргументы

    Ставропольский край подкрался незаметно — опыт региона по созданию индустриальных парков наши собеседники признают одним из самых передовых в России. Пикантность ситуации в том, что вместе с первым индустриальным парком в Невинномысске здесь фактически стартует и процесс привлечения инвестиций, который на Кубани и Дону начался намного раньше

    Реклама