Вуз на деловой орбите

Наука и технологии
Москва, 13.06.2011
«Эксперт Юг» №22-23 (162)
Донской государственный технический университет (ДГТУ) сегодня можно назвать одним из наиболее активных вузов на юге России, развивающих взаимодействие с предприятиями региона. Ноу-хау университета в этом направлении — так называемые корпоративные кафедры. В последнее время вуз включил в свою орбиту и гуманитарную составляющую

Фото предоставлено ДГТУ

История ДГТУ иллюстрирует нехитрый тезис о том, что состояние инженерного образования является зеркальным отражением ситуации в промышленной сфере. Некогда один из главных вузов Ростова, основанный ещё в 1930 году для обслуживания формировавшейся на Дону крупной индустрии, в 90-е годы ДГТУ вместе с областной промышленностью переживал не лучшие времена: престиж обучения в классическом Ростовском университете в то время был неизмеримо выше. Сегодня же ДГТУ в образовательном пространстве региона занимает позицию вуза, возможно, наиболее глубоко интегрированного в производственную деятельность местной промышленности. Это определяет специфику инновационной деятельности университета — в связке с ведущими предприятиями области. Последняя по времени инициатива ДГТУ в этом направлении — созданный в декабре прошлого года научно-инновационно-образовательный кон­сор­циум «Корпоративный институт инновационно-технологического развития и модернизации экономики Ростовской области» с участием крупных предприятий региона.

В интервью с ректором ДГТУ Бесарионом Месхи нам было очень сложно сориентировать собеседника исключительно на инновационную тематику в современном её понимании. Бесарион Месхи хорошо помнит те времена, когда слово «инновации» ещё никто не употреблял, но инженерные вузы вели, по сути, каждодневную инновационную деятельность — и в этом не было ничего удивительного. Сегодня старая концепция технического вуза меняется: к традиционному инженерному образованию добавляется понимание того, что инновации — это прежде всего для человека и про человека. Именно такой подход к инновационной деятельности внедряется в ДГТУ.

Смычка с производством

— Можно ли утверждать, что ДГТУ является инновационным вузом? Каковы вообще критерии инновационности вуза?

— Сам коллектив вуза должен определить для себя, что значит сейчас быть инновационным в образовательном пространстве региона, в нашем случае — Ростова и Ростовской области. Я считаю, что услуги, которые мы оказываем, и специалисты, которых мы готовим, позволяют ответить утвердительно. Сегодня мы полностью закрываем потребности в специалистах, которые востребованы многими предприятиями региона — в машиностроении, оборонной промышленности, металлургии, высоких технологиях, агропромышленном комплексе, в том числе в фермерских хозяйствах.

Как, скажем, можно определить, является ли инновационным специалист литейного или сварочного производства? Ответ простой: кроме нас, таких сварщиков или литейщиков в регионе никто не готовит, а эти специалисты сегодня востребованы экономикой. Сварщики наши работают на самых сложных производствах, например, в «Газпроме», и после Бауманки (МВТУ имени Баумана. — «Эксперт ЮГ») мы в России второй вуз по сварке, мы готовим инженеров-технологов, которые разрабатывают технологические процессы и руководят ими. Именно такая интеграция университета с производством и бизнесом позволяет формировать современные компетенции выпускников, востребованные в приоритетных для развития страны отраслях. Мы готовим специалистов по требованию, по заказу производственников, и наши преподаватели, которые проработали на производстве по 35–40 лет, поверьте, знают, кого мы должны готовить. Сейчас у нас семь так называемых корпоративных кафедр и ещё две в процессе организации, в том числе по наземным транспортным системам и агропромышленному комплексу. Ведём переговоры с рядом предприятий, например, с НПП «Квант», оборонным заводом «Алмаз».

— От кого здесь исходит инициатива — от вас или от произ­вод­ственников?

— Прежде всего всё-таки от университета, но в любом случае без обоюдного согласия вуза и предприятия этот процесс не пойдёт. Всё здесь зависит от руководителей. Вам нравится слово «инновации», так вот я бы сказал, что наши корпоративные кафедры — это инновационный подход к взаимодействию руководства вуза и предприятий. Заводы, конечно, отвлекают для этого свои средства и сотрудников, но они знают, что будущее предприятия зависит исключительно от подготовки будущих специалистов, от того, насколько быстро будет идти обновление персонала. И все выпускники корпоративных кафедр почти стопроцентно устроены на предприятиях: в прошлом году 25 человек закончили — 24 устроились работать.

В Ростове и области мы первыми начали это продвигать ещё пять лет назад. Сейчас у нас на подходе договорённости с несколькими крупными предприятиями, которые, наверное, создадут свои конструкторские направления — если говорить по-старому, это проектные институты.

— В декабре 2010 года в ДГТУ был создан научно-инновационно-образовательный консорциум «Корпоративный институт инно­ва­ци­он­но-технологического развития и мо­дер­низации экономики Ростовской области». Какие задачи перед ним ставятся?

— Консорциум представляет собой высокотехнологичный комплекс территориально локализованных взаимосвязанных компаний. Его деятельность направлена на разработку и внедрение новых производственных технологий и видов инновационной продукции, формирование научно-образовательной инфраструктуры. В него вошли 12 организаций, в том числе такие предприятия, как «Роствертол», НЭВЗ, Азовский оптико-механический завод, «Красный котельщик», медиагруппа «Южный регион», банк «Центр-инвест», ГУП «Ростовский региональный центр инновационного развития», некоммерческое партнёрство «Центр развития бизнеса и инновационных технологий». Консорциум даёт возможность более тесного взаимодействия вуза с этими организациями. Совместно мы осуществляем мониторинг на рынке производства и сбыта для более эффективной организации технологических процессов и обеспечения производств высококвалифицированными кадрами.

От умного дома до аквакультуры

— Каковы наиболее значимые инновационные проекты из тех, что сегодня разрабатываются в ДГТУ?

— Существует целый каталог разработок университета. Например, наш профессор Короткий недавно предложил проект воздушного метро и канатной дороги через Дон — этот проект понравился губернатору. Кафедра робототехнических систем разработала пожарную установку, которая обнаруживает очаг возгорания и производит автоматическое тушение. У нас также есть свой проект умного дома с многофункциональными счётчиками, осуществляющими диспетчеризацию всей постройки. Недавно мы встречались с губернатором, и он предложил попробовать её на одном-двух домах. В целом могу сказать, что внедрение разработок требует как временных, так и финансовых затрат.

— Как сейчас осуществляется этот процесс?

— «Ростсельмаш», НЭВЗ, «Роствертол», ТагАЗ — это предприятия, заключившие с нами договора, в рамках которых осуществляется практическое внедрение научных разработок в производственный процесс. Да, пусть они приносят маленькие деньги — миллион, полтора — но это реальный пример интеграции науки и производства, которая служит обязательной составляющей любого инновационного процесса.

Кроме того, сегодня в ходе развития системы интеграции науки, образования и бизнеса, а также в рамках реализации программы развития ДГТУ на 2011–2020 годы нами формируется технологическая платформа «Инновационный инженер». Предусмотрена реализация таких проектов, как создание центра компетенций в сфере цифровых медиатехнологий — медийного технологического парка, международного центра сварочного производства совместно с немецким обществом сварщиков, образование центра компетенций в сфере аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки.

— Какое отношение к инженерному вузу имеет аквакультура?

— Это плод деятельности одной из наших корпоративных кафедр, организованной совместно с Южным научным центром (ЮНЦ) РАН. Академик РАН Геннадий Матишов уже более сорока лет работает в этом направлении. Аквакультура — это не только важнейшая составляющая питания, но и очень важная отрасль для Азовского моря и Дона. Советский Союз вылавливал 11 тысяч тонн рыбы, а сегодня — всего три-четыре, то есть втрое-вчетверо меньше, и нас уже обогнали страны, в которых живут три-четыре миллиона человек. Со стороны ЮНЦ в этом проекте — разработка, идеология, философия, а с нашей — техническое обеспечение, собственный полигон, автоматизация процесса кормления, контроль температуры воды и воздуха. Эти разработки в нашем университете ведутся три года, хотя кормами и рыбоводством мы занимаемся давно.

Новая вузовская доктрина

— Как в вашем вузе продвигается деятельность по созданию малых инновационных предприятий (МИПов)?

— Они создаются, но пока эффективность их работы невелика. Думаю, что аналогичная ситуация складывается и в других вузах. Одна из сложностей организации МИПов заключается в том, что уже на этапе их создания они оказываются должны университету за аренду, коммунальные платежи и так далее. Получается, что предприятие ещё не начало работать, а уже является должником. А если предприятие начнёт зарабатывать деньги, тут же придут проверяющие органы и спросят: а вы аренду платите? — а аренда для таких предприятий сегодня на конкурсной основе. Не хватает подзаконных актов, чтобы этот процесс заработал. Государством должны быть созданы льготы для таких предприятий, ведь молодой специалист, закончивший вуз, идёт туда, чтобы зарабатывать деньги.

— В ДГТУ создан факультет «Инновационный бизнес и менеджмент». Чем он занимается? Куда идут работать его выпускники?

— На факультете готовят экономистов, менеджеров, специалистов коммерции, специализации которых связаны с машиностроением и АПК. Дипломные работы выпускников содержат конкретные рекомендации для совершенствования деятельности производственных предприятий. В 2010 году проведён первый набор студентов на специальность «Маркетинг». В перспективе выпускники этого направления станут квалифицированными специалистами промышленного маркетинга. Выпускники факультета работают на крупных производствах — «Ростсельмаше», «Роствертоле», ТагАЗе и других.

Преподавателями кафедры «Экономика и менеджмент» разработана образовательная программа, позволяющая выпускникам технических специальностей получить второе высшее экономическое образование. У нас вообще многие получают два высших образования — сначала техническое, а затем гуманитарное, становясь будущими руководителями предприятий, организаций, собственного бизнеса — такой человек и знает, что такое техника, и умеет управлять коллективом и производством. Я вообще считаю, что в техническом образовании обязательно должна быть гуманитарная составляющая. Создание любой машины, даже самой сложной, не обходится без философии, потому что машина создаётся для человека.

— На ваш взгляд, у такого сочетания технических и гуманитарных специальностей больше перспектив, чем у классических университетов?

— Будущее — за техническим университетом с гуманитарной составляющей, не может же человек быть только трактористом. Губернатор Голубев недавно сказал, что выпускник вуза сегодня должен не только быть хорошим специалистом, но и заниматься спортом, самодеятельностью, общественной жизнью. Мы стремимся к тому, чтобы выпускник вуза был прежде всего гармоничным человеком, а специалист узкого профиля — это его сопровождение. Если человек научится только крутить баранку, но при этом не сумеет нормально воспитывать ребенка, то у такого человека не может быть будущего. Поэтому наша сегодняшняя позиция согласуется с европейскими требованиями к высшему образованию: выпускник вуза должен быть максимально подготовленным к будущей жизни в обществе, и мы должны всё делать так, чтобы детям у нас было комфортно учиться.

Подтолкнуть процесс

— Два года назад в стенах ДГТУ прошла конференция «Инновационный потенциал вузов и предприятий Ростовской области», где говорилось, что в регионе нет самых необходимых условий для инновационной деятельности. Изменилась ли сейчас эта ситуация?

— За последний год она действительно изменилась — за много лет работы мы не принимали участия в стольких совещаниях в областной администрации, как в этом году: идёт чуть ли не ежедневное обсуждение вопросов об использовании потенциала вузов для инновационного развития Дона. Я вижу, что эти вопросы действительно волнуют руководство области, а значит, результат будет.

— Вы упомянули общение с губернатором. Перед вами ставились какие-то задачи?

— Речь шла прежде всего о развитии инженерного образования, ведь мы — единственный в Ростове и Ростовской области инженерно-машиностроительный вуз с набором специальностей, аналогов которых нет даже на юге России в целом. По поручению губернатора мы подготовили предложения, касающиеся реализации пилотного проекта по модернизации инженерного образования в Ростовской области. В рамках этого проекта предполагаются проведение мероприятий, связанных с разработкой системы прогнозирования потребности в инженерных кадрах, проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных инженерных программ, разработка социальных и экономических стимулов для профессионального роста и повышения статуса инженера, поднятие престижа инженерного образования среди учащихся школ и многое другое. Губернатор поручил нам продвигать свои инновационные разработки и пообещал поддерживать их внедрение на предприятиях.

— Как сегодня в регионе должна быть организована взаимосвязь между вузами, ведущими инновационную деятельность, властью и бизнесом?

— Я вижу, что сегодня в Ростовской области губернатором и его командой ведётся в этом направлении активная работа. Задачи определены правильные, и поддержка со стороны руководства региона есть — и финансовая, и моральная. Поэтому требуется только желание тех, кто может и хочет создавать что-то новое. 

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №22-23 (162) 13 июня 2011
    Индустриальные парки
    Содержание:
    Ручной режим и льготы — сильные аргументы

    Ставропольский край подкрался незаметно — опыт региона по созданию индустриальных парков наши собеседники признают одним из самых передовых в России. Пикантность ситуации в том, что вместе с первым индустриальным парком в Невинномысске здесь фактически стартует и процесс привлечения инвестиций, который на Кубани и Дону начался намного раньше

    Реклама