Ранее компания Duro Dakovic Termoenergetska postrojenja d.o.o. входила в австрийский холдинг Austrian Energy & Environment (АЕЕ). Её покупка «ЭМАльянсом» стала возможной после банкротства, которое постигло Duro Dakovic в прошлом году. «Изначально стоимость предприятия достигала 100 миллионов евро; в период банкротства некоторые аналитики оценивали этот актив в 40–50 миллионов, но нам удалось его купить дешевле — сумма сделки составила около 35 миллионов евро, — сообщил “Эксперту ЮГ” Тимур Авдеенко, президент ОАО “ЭМАльянс”. — Сделка финансировалась на 30 процентов за счёт собственных средств, остальное мы получили от одного из российских банков, где без специального обеспечения нам предоставили кредит в евро на несколько лет по хорошей фиксированной ставке — 4,35 процента годовых».
По информации компании, производственные мощности Duro Dakovic, текущая загрузка которых сейчас составляет около 80%, позволяют выпускать в год до 15 тысяч тонн энергетического оборудования.
«В лучшие времена AEE годовая выручка Duro Dakovic достигала 100 миллионов евро, но в 2010 году в связи с банкротством выручка упала до 40,2 миллиона евро. Это отражало прежде всего финансовые проблемы холдинга, но отнюдь не реальный потенциал отдельной компании», — рассказывает г-н Авдеенко. По его словам, среди заказчиков купленного предприятия присутствуют такие разработчики, как Foster Wheeler, Burmeister and Wein Energy, Alstom, Hitachi Power Europe и ряд других энергетических компаний Европы.
В стратегических планах «ЭМАльянса» — дополнить европейскую производственную часть инжиниринговыми и маркетинговыми возможностями. «Если мы это сделаем, то получим неплохую базу для агрессивной экспансии на рынки Восточной и Южной Европы», — убеждён Тимур Авдеенко.
Эксперты полагают, что приобретение хорватского актива укрепит позиции компании на российском и европейском рынках. «Похоже, это будет достигнуто за счёт перекрёстных поставок, то есть продукция хорватского предприятия может поставляться на российский рынок через “ЭМАльянс”, а оборудование “ЭМАльянса” может быть предложено европейским клиентам Duro Dakovic, — полагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент”. — Кроме того, теперь будет проще обмениваться интеллектуальной собственностью, техническими наработками и легче станет совместно искать решение сложных инженерных задач». Г-н Баранов не исключает, что в России будет развёрнуто производство оборудования хорватской компании, а в Хорватии — оборудования «ЭМАльянса», что позволит снизить транспортную составляющую в его цене.
Для усиления своих позиций на рынке «ЭМАльянс» был готов перейти под крыло «Интер РАО ЕЭС» — более года велись переговоры о приобретении 50% плюс 1 акция. Сделка стоимостью 360 млн долларов должна была состояться к концу нынешнего мая, но этого не произошло. «У нас были очень длительные, вдумчивые переговоры с обсуждением всех деталей, в том числе по текущему управлению и развитию компании, — поясняет г-н Авдеенко. — Обе стороны входили в обсуждение сделки, понимая, что будут развиваться на базе лидера рынка энергетического машиностроения как в России, так и за рубежом. Но в процессе переговоров выяснилось, что мы понимаем под этим разные вещи. Например, возник ряд вопросов о том, как должно строиться управление компанией, как она будет выходить на рынки капитала, станет ли публичной». В компании сообщили, что не готовы развивать «ЭМАльянс» в качестве одного из дивизионов «Интер РАО». «У нас может быть любой крупный партнёр, государственный или частный, но “ЭМАльянс” должен развиваться как отдельный бизнес», — резюмировал президент холдинга.
Относительно сделки с «Интер РАО» директор по инвестициям и корпоративному развитию ОАО «Новоростовская ГРЭС» Артём Назаров считает, что являющийся бенефициаром «ЭМАльянса» депутат Госдумы от Ростовской области Евгений Туголуков «желал сохранить возможность оперативного управления компанией, а в “Интер РАО” не смогли ему такое предложить — хотели полностью сменить менеджмент». Впрочем, «ЭМАльянс» продолжит сотрудничество с «Интер РАО». Как сообщили в компании, сейчас готовится долгосрочное соглашение, предусматривающее возможность заключать договоры на поставку оборудования для объектов «Интер РАО». Кроме того, уже существует ряд соглашений по совместной работе на зарубежных рынках.