«Краснодарский транзит» замахнулся на федеральный бюджет

Русский бизнес
Москва, 11.07.2011
«Эксперт Юг» №26-27 (166)
Амбициозный проект «Краснодарский транзит» стоимостью около миллиарда долларов может быть включён в программу подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. С таким предложением кубанские власти намерены выступить уже осенью. Начальная стадия реализации проекта на минувшей неделе признана завершённой

Фото: SKYCRAPERCITY.COM

Об окончании первого этапа разработки проекта было объявлено 5 июля на заседании краевого Законодательного собрания. По мнению главного архитектора проекта и автора нового генплана города Любови Халимовой (ОАО «Краснодаргражданпроект»), основные предпроектные работы уже завершены, так что строительство можно начинать, хотя по отдельным субподрядам ещё выполнены не все обязательства. Ко второму этапу «Краснодарского транзита» можно будет приступить после того, как РЖД примет решение относительно выноса железнодорожного полотна за черту города.

Город-пробка

Краснодар сегодня относится к наиболее проблемным городам Юга в части транспортного сообщения. По словам и.о. руководителя департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодарского края Сергея Кузнецова, столица Кубани занимает второе место после Москвы по количеству автомобилей на километр дорог, а пробки охватили практически 70% основных автомагистралей города. Заместитель начальника управления дорожно-мостового хозяйства администрации Краснодара Борис Сухов отмечает, что ежедневно на краснодарские улицы выезжает 330 тысяч машин, а ещё 120 тысяч прибывают из пригородной зоны радиусом 70 км. При этом из 1651 км автомагистралей города активно используются всего 400 км — это связано как с неравномерным распределением потока, так и с аварийным состоянием многих улиц. Всё это предопределило достаточно радикальный характер проекта «Краснодарский транзит», который для городов юга России является пока беспрецедентным.

Стержневым элементом «Краснодарского транзита» является схема выноса из центра Краснодара железнодорожных путей, рассекающих город на несколько частей, которые связаны между собой единичными мостами. На месте железной дороги предполагается строительство многополосной автомагистрали, а также прокладка линии скоростного трамвая, которая свяжет вокзалы и аэропорт. Железнодорожные пути действительно давно создают серьёзные проблемы для горожан. К примеру, самая большая пробка в Краснодаре каждый день скапливается на улице Северной — одной из главных транспортных артерий города. Эта довольно узкая улица заканчивается серией широких мостов над железнодорожным полотном, что создаёт эффект бутылочного горла, а параллельные улицы упираются в железную дорогу и почти не используются для движения автомобилей. В результате в часы пик вся центральная часть Краснодара «стоит». Заторы возникают и на въездах со стороны Адыгеи, Ростова-на-Дону, Темрюка, Кропоткина и Ейска — не в последнюю очередь из-за железнодорожных преград.

Концепция выноса железной дороги после заседания краевого парламента без изменений вошла в окончательный пакет проекта. По данным заместителя главы департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края Игоря Головкина, первоначально запланирован демонтаж основного железнодорожного пути Тимашевского направления от компрессорного завода до примыкания к железнодорожной ветке Тихорецкого направления. На освобождённых территориях будут построены линия скоростного электрического транспорта и улицы непрерывного движения по одной трассе. В департаменте отмечают, что после строительства магистрали резко возрастёт инвестиционная привлекательность прилегающих территорий, площадь которых составит 300 га.

«Железо» на вынос

Разработчики проекта утверждают, что «Краснодарский транзит» способен в два раза увеличить среднюю скорость передвижения по всей центральной части города — до 35 км/ч. Ожидается, что после появления в центре краевой столицы новой 8-полосной магистрали длиной примерно 8 км на неё удастся перенаправлять около 47 тысяч машин в сутки. Ориентировочная стоимость строительства этой дороги оценивается примерно в 10 млрд рублей, окупаемость планируется обеспечить путём устройства платного проезда и строительства многоярусных автостоянок. По словам Любови Халимовой, вернуть затраты удастся всего за три года, а в целом срок строительства не превысит десяти лет, поскольку в противном случае проект будет нерентабельным. Общую же стоимость реализации «Краснодарского транзита» Сергей Кузнецов оценил в 28–32 млрд рублей, что значительно ниже первоначальной сметы — в 2009 году проект оценивали в 39 млрд рублей.

Вынос железной дороги из центра предполагает строительство в Краснодаре нового автовокзала и железнодорожной станции для электричек. Поэтому вдоль новой дороги возникнет потребность в строительстве недвижимости — порядок её объёмов сейчас оценивается в 300 тысяч кв. м жилой и общественной застройки. Кроме того, обширный перечень работ запланирован в прилегающем к зоне реконструкции квадрате улиц Тихорецкой, Суворова, Северной и Новороссийской. В частности, планируется построить жилой район после выноса масложиркомбината, а расположенный рядом с нынешним вокзалом «Краснодар-1» Вишняковский торговый комплекс пойдёт в расширение по улице Новороссийской после сноса индивидуального жилья. На территории самого железнодорожного вокзала и автовокзала построят автостоянки и терминалы, в районе стадиона «Кубань» будут смонтированы съезды на магистраль непрерывного движения и созданы подходы от остановок скоростного трамвая. В департаменте архитектуры и градостроительства полагают, что инвесторов заинтересует и зона шириной более 50 м вдоль улицы Северной до железной дороги Тихорецкого направления для многофункционального использования нежилого назначения.

Правда, пока остаётся неясным один чрезвычайно важный для реализации проекта момент, а именно — позиция железной дороги по дальнейшему использованию освобождающихся земель: РЖД как крупный инвестор наверняка рассчитывает использовать их по своему усмотрению. Ещё в мае 2008 года на международном форуме «Стратегическое партнёрство 1520» президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв подписали соглашение о реализации проекта «Краснодарский транзит», в разработке которого железнодорожники принимали участие с 2006 года. Однако на данный момент о ходе взаимодействия рабочей группы «Краснодарского транзита» с РЖД почти нет информации — известно лишь, что «Краснодаргражданпроект» не прекращал сотрудничество с железнодорожниками по техническим моментам проектирования. На заседании заксобрания представителей железной дороги не было, при этом многие краевые депутаты считают, что администрации города и края нужно пойти на уступки РЖД, чтобы ускорить процесс.

Чемпионат в помощь

На данный момент работающие над «Краснодарским транзитом» подрядные и субподрядные организации освоили 122,8 млн рублей, выделенные на реализацию проекта из краевого бюджета. В 2008 году обсуждалась сумма в 400 млн рублей, однако кризис внёс свои поправки. Первый заместитель мэра Краснодара Михаил Фролов поясняет, что расходы пришлось урезать, и, судя по всему, власти пока не планируют возвращаться к первоначальной сумме. Последние выплаты прошли ещё в 2010 году — тогда «Краснодаргражданпроект» получил 47 млн рублей. На эти средства были завершены инженерно-геологические изыскания, проведена оценка памятников архитектуры, осуществлён первичный анализ всех промышленных предприятий, расположенных в зоне реализации «Краснодарского транзита». Далее проект был интегрирован в новый генплан города, который сейчас находится на рассмотрении в Москве.

Таким образом, сегодня в работе над проектом наметился формальный перерыв, связанный с ожиданием решения из столицы по генплану. Поэтому депутат краевого Законодательного собрания Светлана Хабленко предложила организовать парламентское слушание с участием представителей краевой и городской администрации, чтобы определить важнейшие этапы реализации и, главное, дальнейшие объёмы финансирования «Краснодарского транзита». А депутат Юрий Копачёв выдвинул предложение, которое сразу было принято как схемообразующее. «Нас ожидают масштабные работы, и большую часть из них будет необходимо завершить к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Фактически мы собираемся осуществить федеральный проект за собственные средства, — сказал г-н Копачёв. — Но выходит, что “Краснодарский транзит” — это ряд мероприятий по усилению дорожно-транспортной инфраструктуры города и созданию целевых объектов к предстоящему чемпионату. Таким образом, его нужно заявить на финансирование из федерального бюджета». По мнению председателя комитета по вопросам экономического развития, промышленности, строительства и коммунального хозяйства Владимира Волчихина, уже к осени надо подготовить пакет необходимых документов: технико-экономическое обоснование, план, сроки и др.

Точка невозврата

Несмотря на многочисленные споры, которые вызывал и вызывает до сих пор «Краснодарский транзит», необходимость его реализации признали все участники совещания. По общему мнению собравшихся, расширение центральных дорог города и строительство в Краснодаре дополнительных магистралей в данный момент практически невозможно. Ремонт многих улиц немыслим без сноса ветхих зданий, а исторически сложившаяся планировка неспособна выдержать серьёзное расширение проезжей части или, тем более, строительство двухуровневых магистралей. Поэтому требуются комплексные, а не точечные решения. «Специфика Краснодара в целом и его центра в частности — мелкая регулярная сетка кварталов, узкие улицы, большое количество памятников истории и культуры различного значения. Это очень сильно затрудняет работы по реконструкции дорожной сети, — говорит директор ФГУП “РосНИПИУрбанистики”, доктор архитектуры Владимир Щитинский. — Думаю, что в проекте “Краснодарский транзит” определены правильные направления по комплексной модернизации дорожной инфраструктуры города. Любое отдельно взятое мероприятие, как правило, само по себе не может решить такую проблему, как транспортная».

Есть и ещё один аспект, определяющий необходимость реализации «Краснодарского транзита». По словам главного советника главы местного самоуправления Краснодара по вопросам территориального развития Анатолия Мокроусова, недавно он получил данные от МЧС, согласно которым постоянно возрастающие объёмы железнодорожных перевозок аммиака и сжиженных газов представляют серьёзную опасность для города. Разгерметизация всего лишь одной цистерны с аммиаком приведёт к химическому поражению радиусом 2 км. Поэтому, полагает г-н Мокроусов, пока не будет построен обход города через Кореновск, столица Кубани под угрозой. Характерно, что в пользу «Транзита» высказываются и экологи: согласно проведённому анализу зоны строительства, из неё будут выведены 19 промышленных предприятий, а ещё 12 ожидает реструктуризация.

Тем не менее, некоторые эксперты считают, что «Транзит» либо недостаточно хорошо продуман, либо же что Краснодару вообще не нужен такой ресурсоёмкий и, главное, «медленный» проект, ведь транспортные проблемы города нужно решить как можно быстрее. Так, представитель Гильдии управляющих девелоперов в Краснодаре Павел Репин говорит, что гораздо более успешный пример борьбы с пробками — это Китай, где в ряде городов нет ни одного светофора: «Просто сделаны перекрёстки, а дороги идут одна над другой. При этом пешеходные переходы либо надземные, либо подземные, в итоге пробок нет вообще, — рассказывает г-н Репин. — Почему бы не сделать это в Краснодаре?».

Управляющий партнёр консалтинговой группы «Ваш Советникъ» Александр Полиди также сомневается в целесообразности «Транзита», говоря о том, что никаких внятных данных о способах коммуникации скоростного трамвая и скоростной автомагистрали с существующей транспортной инфраструктурой города на данный момент нет. Тем более что удешевить проект, по мнению г-на Полиди, практически невозможно, а вот подорожать он может. В качестве наиболее удачных примеров решения транспортных проблем в России эксперт приводит Волгоград с его уникальным скоростным трамваем. «Гораздо дальше продвинулась Европа, в частности, южная: Афины перед Олимпиадой модернизировали свою транспортную сеть и сделали её одной из самых эффективных в Европе (кстати, на основе трамвая и троллейбуса), — рассказывает Александр Полиди. — Стамбул тоже имеет отлично реализованный наземный (и весьма бюджетный) проект полностью изолированного от городского трафика метробуса — автобуса сверхвысокой вместимости с интервалом движения в полторы-две минуты в часы пик и пассажиропотоком, сравнимым с линиями лёгкого метро. Нельзя не упомянуть Амстердам и Прагу с их проектами скоростных трамваев, а также Барселону, где развита интегрированная рельсово-автобусная транспортная система».

Впрочем, сегодня сомнений в том, что «Краснодарский транзит» всё же будет реализован, почти не осталось. Однако нельзя забывать, что в период осуществления подобных проектов ситуация с пробками в городе чаще всего становится ещё хуже. По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, оперативно справиться с пробками в любом случае не получится — «и потому, что за время внедрения необходимых решений транспортная ситуация, как правило, осложняется, и потому, что исправление такой ситуации происходит постепенно. Самый близкий пример — это строительство в Сочи дублёра Курортного проспекта и развязки “Адлерское кольцо”. Если говорить про другие города, то в Москве это — проект Третьего транспортного кольца, в Петербурге — строительство Кольцевой автодороги, Западного скоростного диаметра, Орловского тоннеля». По мнению г-на Баранова, для решения текущих транспортных проблем Краснодара необходимо строить хордовые дороги, соединяющие окраины между собой, чтобы их жители не ехали через центр.

Понимание описанной проблемы у краевой и городской администраций есть. Пока «Краснодарский транзит» медленно набирает обороты, власти, чтобы оперативно справиться хотя бы с частью существующих транспортных сложностей, разработали план развития улично-дорожной сети, который будет реализован до Чемпионата мира по футболу. Стоимость работ превысит 8 млрд рублей, эту сумму направят из краевого и муниципального бюджетов.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №26-27 (166) 11 июля 2011
    Торговля
    Содержание:
    Ритейл атакует вторым фронтом

    Появление в небольших городах мультибрендовых торгово-развлекательных центров (ТРЦ) — одна из самых заметных послекризисных тенденций на рынке коммерческой недвижимости юга России. Форматный ритейл во «вторых» городах будет всё больше теснить рынки и небольшие магазины, меняя в регионах структуру торговли, которая сейчас в значительной степени ориентирована на региональные центры

    Реклама