Площадка для социального ориентирования

Спецвыпуск
Москва, 11.07.2011
«Эксперт Юг» №26-27 (166)
Масштабные долгосрочные начинания в сфере образования — это, как правило, результат усилий нескольких структур и организаций. В Ростове партнёрство-организатор образовательных проектов, восполняющих пробелы официальной образовательной системы, возникло на основе многолетнего опыта координации усилий разных социальных агентов

Некоммерческие структуры, управляющие процессами социальной деятельности, обычно генерируют проекты и ищут их инвесторов и участников. Однако представители каждого из участников проекта не всегда собираются за одним столом, поскольку об одних и тех же проблемах они могут говорить на разных языках. Роль модератора процессов и переговорщика-переводчика могут взять на себя некоммерческие партнёрства, аккумулирующие информацию о проектах, их реализаторах, инвесторах, объектах социальной деятельности и объединяющие их усилия. Директор ростовского некоммерческого партнёрства «Ресурсный портал интеллектуальных проектов» Мария Щаднева рассказала «Эксперту ЮГ» о реализуемой её организацией идее создания такого модератора на базе уже имеющихся проектов, охватывающих сотни участников — детей школьного возраста, студентов, инвалидов.

— Бóльшая часть проектов, которые находятся в базе партнёрства, реализуются в образовательной сфере. Какую нишу в системе современного образования они занимают?

— Проводя социальный мониторинг, мы выяснили, что существуют такие потребности, которых не охватывают ни школа, ни вуз, ни какие-либо социальные проекты. Не секрет, что молодёжь не всегда может находить практическое применение своим знаниям. Новое поколение очень практично и не хочет изучать те предметы, которые молодым людям, по их мнению, не пригодятся в будущем. Выходит так, что школа работает по своим программам, вуз — по своим, а реальная жизнь требует что-то новое. А мостиком между ними может быть дополнительное образование, в том числе и профориентационное, которое позволяет человеку увидеть перспективы для своего роста. Вот и возникла идея такого объединения. Его цель — не только продвижение, развитие, разработка проектов, которая закроет эти бреши, но и возможность координировать всю эту систему, аккумулировать базу проектов и предлагать их широким слоям интересующихся. Партнёрство берёт на себя работу по координации, привлечению специалистов, поиску объектов для реализации проектов.

— Какими кадровыми ресурсами располагает партнёрство?

— Оно имеет давние и прочные связи с такими организациями, как Дворец творчества детей и молодёжи Ростова-на-Дону, Центр развития карьеры Южного федерального университета. На этой кадровой и ресурсной базе уже реализован не один проект. Существуют фронты работ, на которых работают волонтёры, и они у нас есть — это прежде всего студенты начальных курсов. Если мы проводим тренинги или семинары, то привлекаем представителей бизнеса, науки.

— Вы говорите, что основная направленность проектов — профориентационная. Речь идёт о некой выявленной потребности современного общества?

— Да, многие молодые люди сегодня довольно часто выбирают профессию, которая не соответствует ни их желаниям, ни их способностям. Они занимаются нелюбимым делом и неэффективно выполняют работу. Тратя на неё массу времени, они лишаются возможности вести полноценную социальную и семейную жизнь. Эту ситуацию надо менять, чтобы избежать формирования неудовлетворённости. Партнёрство провело ряд мероприятий в вузах города — Дни карьеры, Дни специалиста, мастер-классы успешных предпринимателей. Это достаточно эффективная форма помощи в профориентировании: мы собрали контактную базу, библиотеку и видеотеку стратегических знаний по созданию и развитию бизнеса.

— Чего ещё не хватает молодому поколению, и какими средствами вы можете восполнить эту недостачу?

— В интеллектуальном плане подрастающее поколение достаточно хорошо развито. Другое дело, что ему очень не хватает общения, развития коммуникативных компетенций — даже несмотря на то, что молодёжь активно использует интернет и находится с его помощью в контакте со сверстниками. Но этим нельзя заменять живое общение, и мы должны предлагать молодым людям такие формы и методы для реализации потребности в нём, которых не предлагают в школе — профильные исследовательские лагеря, выездные практические занятия, оздоровительные поездки.

— У вас уже есть такие проекты?

— Я несколько лет руковожу проектом, который называется «Молодые учёные». Это занятия по общеобразовательным естественнонаучным программам, которые проходят как в аудитории, так и на выезде, например, в специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук в Архызе. Мы работаем с подростками, а их довольно сложно мотивировать. Тем не менее, они приходят к нам, интересуются, выясняют, что проектов много.

— Эти проекты отличаются от школьной программы? Они направлены на то, чтобы не только занимать свободное время?

— Мы предлагаем то, что далеко не всем школам и даже вузам под силу организовать. В рамках проекта «Сиргис» Донской академии наук юных исследователей школьники изучают археологию, выезжают в экспедиции. Это не просто уникальные знания — это даёт редкую сейчас возможность общения со сверстниками за пределами городской среды. Очень успешно идёт проект «Фемида», реализуемый совместно с Дворцом творчества детей и молодёжи, юридическим факультетом ЮФУ, Северо-Кавказской академией госслужбы, Ростовским региональным отделением Российского детского фонда. В этом году в нём уже приняли участие 150 человек.

— Это проект, направленный на правовое образование или на юридические консультации?

— Он реализуется в обоих направлениях. Мы проводим профориентационные практики в правоохранительных органах, на базе музея «Таможенная застава XVIII века» в Аксае, музея УВД по Ростовской области, Южного центра судебной экспертизы. Но, помимо помощи в самоопределении, мы предоставляем и юридические консультации. В рамках проекта регулярно проходят акции «Поможем детям-инвалидам», участниками которой в этом году стали 200 человек, и «Малая юридическая консультация для подростков», которую получили 34 ребёнка.

— Ваши проекты рассчитаны только на детей и студентов?

— Совсем нет. Например, команда наших студентов начала претворять в жизнь проект Plena Vita (в переводе с латыни — «наполненная жизнь»), помогая инвалидам находить работу. У многих работодателей есть предложения для людей с ограниченными возможностями, но у этой категории населения трудности с коммуникацией с внешним миром. Нет налаженных каналов связи между ними и работодателями, они не всегда умеют составить резюме, у некоторых нет компьютера с доступом в интернет, чтобы это резюме отправить. Был проведён мониторинг потребностей таких людей и предложений работодателей для них, изучена законодательная база. Сейчас разработаны три методологических механизма: механизм взаимосвязи работника и работодателя, механизм для выявления профессиональных навыков и предрасположенности к той или иной деятельности и механизм мониторинга удалённой работы. Необходимо также предоставить доступ к рабочим местам, и уже сделаны соответствующие предложения крупным поставщикам компьютерной техники.

— Насколько сильно мероприятия партнёрства зависят от внешнего финансирования? Необходимость искать инвесторов увеличивает сроки реализации?

— У нас обширные связи в официальных и некоммерческих структурах, которые позволяют лавировать даже в очень узких финансовых рамках. В этом году мы, например, разработали и реализуем проект «Бабушка on-line», направленный на повышение компьютерной грамотности ветеранов войны. Его разработали в МультиМедиаСтудии Дворца творчества детей и молодёжи, привлекли в соорганизаторы Совет ветеранов Советского района Ростова, а реализуется проект при поддержке и на базе Информационного центра по атомной энергии корпорации «Росатом». Сегодня восемь ветеранов войны прошли обучение общению в социальных сетях, поиску информации в интернете, причём обучение проводят сотрудники МультиМедиаСтудии в возрасте от 8 до 17 лет.

— Каковы сейчас препятствия в реализации ваших проектов?

— Хотелось бы иметь более современную материальную базу для более эффективного взаимодействия, проведения конференций, телемостов. Необходим инструментарий для того, чтобы доносить информацию до заинтересованной аудитории, открытые информационные каналы. Сейчас мы готовим интернет-портал, где будут содержаться данные о проектах — он станет в том числе и площадкой для коммуникации. Хотелось бы, чтобы на нас обращали больше внимания успешные предприниматели, организаторы собственного бизнеса — они могли бы воспитывать для себя кадры с раннего возраста, это было бы для них полезно. 

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №26-27 (166) 11 июля 2011
    Торговля
    Содержание:
    Ритейл атакует вторым фронтом

    Появление в небольших городах мультибрендовых торгово-развлекательных центров (ТРЦ) — одна из самых заметных послекризисных тенденций на рынке коммерческой недвижимости юга России. Форматный ритейл во «вторых» городах будет всё больше теснить рынки и небольшие магазины, меняя в регионах структуру торговли, которая сейчас в значительной степени ориентирована на региональные центры

    Реклама