Торговый шанс для малых городов

Тема недели
Москва, 11.07.2011
«Эксперт Юг» №26-27 (166)

Капитализм, если понимать под ним экономическое развитие, основанное на постоянных инвестициях и непрерывном росте потребления, в России шагает от центра к периферии, и каждый очередной кризис — это новая веха в его развитии. Исчерпывая возможности роста на ограниченном пространстве, капитализм всегда ищет новые направления для экспансии. До дефолта 1998 года им были охвачены разве что две столицы, а вся остальная страна решала вопросы выживания и примитивного самообеспечения. Следующим шагом капитализм добрался до городов-миллионников, принеся в них новые потребительские стандарты и сделав само слово «инвестиции» едва ли не наиболее популярным в устах региональных элит. Наконец, после недавнего кризиса капитализм устремился в небольшие города, меняя их облик, который во многом сохранился с советских времён. Процесс этот давно назрел — именно от удручающего «совка» из этих городов уезжает активная молодёжь, лишая их возможностей развития. Торговля является наиболее заметным индикатором включения новых территорий в современную (читай — глобальную) экономику — более того, торговля чаще всего и оказывается её первым посланцем.

В своё время для российских городов словосочетание «переход к рынку» имело самое прямое значение. С тех пор прошло достаточно времени, но во многих небольших городах вещевые и продуктовые рынки, возникшие в девяностых, здравствуют и по сей день, равно как и другой незабвенный формат тех лет — «ларёк круглосуточный». Сегодня эта ситуация понемногу стала изменяться — форматный ритейл начал экспансию во «вторые» города; на Юге это, например, Таганрог, Абинск, Ейск, Новороссийск, Туапсе. В этих местах уже вполне сложился местный средний класс, которому раньше приходилось ездить за покупками в региональные центры, теперь же его спрос может быть во многом удовлетворён на месте.

Что это даёт небольшим городам, помимо очевидного (новые рабочие места, увеличение ассортимента товаров и др.)? Прежде всего — новое качество жизненной среды, уже вполне соответствующей представлению о том, каким должен быть современный город. Если сформулировать это представление нарочито обывательским языком, в городе должно быть куда пойти, а современные торговые центры как раз и являются таким местом. В девяностые и в начале нулевых отсутствие мест цивилизованного проведения свободного времени было важным фактором оттока наиболее активной части населения из крупных российских городов в столицы. Для многих, кто уезжал, главным мотивом были даже не деньги и карьера, а возможность прикоснуться к другим ценностям и их материальному воплощению, каковым, собственно, и является современная торговля.

В тех крупных городах, куда капитализм пришёл в нулевых, утечку человеческого капитала удалось остановить. Не так давно журнал «Русский репортёр» опубликовал ежегодный рейтинг крупных городов, в котором среди прочего выяснялось мнение их жителей, нравится ли им жить в своём городе. Самая высокая доля ответа «да» (85–86%) — в тех городах, где наиболее активно развивались крупные торгово-развлекательные центры: Казань, Нижний Новгород, Краснодар, Ростов-на-Дону. Чем меньше в городе цивилизованной торговли, тем чаще его жители давали ответ «нет» — в деградирующем Саратове не нравится жить более чем трети его обитателей, в рискующем пойти тем же путем Волгограде недовольны жизнью 26% населения.

О небольших городах есть расхожее, но отчасти обоснованное мнение, что они в России постепенно умирают. На Юге это не так заметно, как в средней полосе, но тренд оттока населения в региональные центры, безусловно, присутствует. Поэтому появление во «вторых» городах форматной торговли должно стать важным фактором, делающим жизнь в них более интересной, а значит, удерживающим от желания переехать туда, где пульс жизни бьётся динамичнее. Отсюда недалеко до следующего шага — формирования сообщества людей, нацеленного на управление развитием территории, исходя из того, что им здесь жить. Только так можно остановить процесс запустения небольших городов, и торговля здесь будет серьёзным подспорьем.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №26-27 (166) 11 июля 2011
    Торговля
    Содержание:
    Ритейл атакует вторым фронтом

    Появление в небольших городах мультибрендовых торгово-развлекательных центров (ТРЦ) — одна из самых заметных послекризисных тенденций на рынке коммерческой недвижимости юга России. Форматный ритейл во «вторых» городах будет всё больше теснить рынки и небольшие магазины, меняя в регионах структуру торговли, которая сейчас в значительной степени ориентирована на региональные центры

    Реклама