На докризисные рубежи с большими планами

Тема недели
Москва, 12.09.2011
В 2010 году Краснодар стал лидером среди городов юга России по большинству параметров социально-экономического развития. Мэр кубанской столицы Владимир Евланов говорит, что по ряду показателей прошлый год неплохо выглядит и по сравнению с самым успешным докризисным. Сейчас в городе реализуется более двухсот инвестпроектов, в приоритете — развитие транспортной инфраструктуры и формирование нового промышленного кластера

Фото: Юрий Гречко

— Можно ли на примере Краснодара оценить активность бизнеса в последний год по сравнению с предыдущим?

— В прошлом году рост экономики города происходил практически во всех отраслях, причём мы сравнивали достигнутые показатели не только с кризисным 2009 годом, но и с наиболее успешным за последние четыре года — 2007-м. Для примера приведу статистику по вводу жилья. Впервые мы преодолели отметку в миллион квадратных метров в год именно в 2007 году, а в прошлом году мы этот рубеж даже немного превысили — в эксплуатацию введены один миллион 16 тысяч квадратных метров жилья, на 23 процента больше, чем в 2009 году. Это третья часть введённого за год жилья в Краснодарском крае.

— В 2010 году объём инвестиций в Краснодар вырос примерно на 40 процентов. За счёт чего произошла такая активизация?

— Темпы роста объёма инвестиций в 2010 году действительно были значительно выше, чем раньше, — сейчас в Краснодаре реализуется свыше 200 инвестиционных проектов. На мой взгляд, этому способствует не только благоприятный инвестиционный климат Краснодара. С одной стороны, начался послекризисный подъём экономики, а с другой, продолжается целенаправленная модернизация производств. Сейчас наиболее важно не утратить намеченную в прошлом году динамику, и показатели первого полугодия этого года вполне оптимистичны. Например, если в 2010 году на городских предприятиях обрабатывающих производств темп роста объёмов отгруженных товаров составлял пять процентов, то сегодня он достиг уже 45 процентов. Что касается модернизации производств, то с начала года промышленные предприятия Краснодара инвестировали в это свыше семи миллиардов рублей.

— В Краснодаре сегодня самые высокие темпы строительства жилья на Юге. Каким образом удалось создать условия для столь высокой активности в этой сфере?

— Высокую активность на рынке жилья стимулирует спрос на него, в том числе потому, что население Краснодара растёт за счёт внутренней и внешней миграции — к нам едут работать, учиться. Реализуется много целевых проектов, например, строительство жилья для пенсионеров Крайнего Севера и военных. Но, к сожалению, кризис для строительной отрасли не прошёл бесследно — при возведении ряда больших жилых и коммерческих комплексов возникли существенные трудности. Сейчас их отчасти удалось преодолеть — банки снова выдают ипотечные кредиты, а также кредитуют застройщиков. Ещё одним источником средств для строительных организаций становится участие в различных программах — по переселению из ветхого и аварийного жилья, приобретению квартир для ветеранов Великой Отечественной войны, жилью для молодых семей. Поэтому ситуация на рынке недвижимости в целом стабилизировалась, сейчас на стадии строительства в Краснодаре находится более 100 многоквартирных жилых домов. Возобновляются работы на «замороженных» объектах, застройщики предлагают различные льготные варианты приобретения квартир — рассрочку платежа, скидки.

— В рамках плана реконструкции центра города было выделено 310 кварталов, под каждый из которых мэрия начала искать инвесторов. Сколько кварталов сегодня уже их получили?

— Из 310 кварталов за инвесторами закреплено уже 209, в реконструкции участвуют 60 инвестиционных компаний. На данный момент работы завершены на 8 кварталах, 13 — в стадии активного строительства, некоторые проекты будут закончены в ближайшие год-два. Среди них отмечу два принципиально важных для Краснодара гостиничных проекта в центре города, которые планируется сдать в 2012 году. На углу улиц Мира и Красной появится семиэтажный отель на 230 номеров, строительство ведёт компания «Кеско-Краснодар», объём инвестиций превысит 600 миллионов рублей. А на углу улиц Красной и Длинной состоится долгожданное открытие первого на юге России 22-этажного пятизвёздного отеля сети «Мариотт» — как вы помните, этот проект был заявлен ещё до кризиса и неоднократно переносился по срокам завершения. Инвестор, компания «Европа-Инвест»,  сейчас ведёт отделочные работы, готовность объекта — 60 процентов; объём инвестиций — около двух миллиардов рублей.

— Какие инфраструктурные проекты нужны сейчас городу в первую очередь? Насколько реально привлечение к их реализации частного бизнеса?

— В городе разработаны и действуют долгосрочные стратегии социально-экономического и инвестиционного развития, в которых спрогнозированы все потребности Краснодара на 10 и 20 лет вперёд. Скажем, учитывая тенденции роста численности населения, мы рассчитываем потребности в строительстве жилья, развитии инженерной инфраструктуры, создании рабочих мест, строительстве социальных объектов и прочем. Исходя из этого, готовим инвестиционные проекты. Серьёзный толчок развитию инфраструктуры должен дать Чемпионат мира по футболу 2018 года — Краснодар, как известно, включён в список городов, в которых планируется проведение матчей группового тура. В связи с этим большое значение получат проекты развития объектов пассажирского транспорта, включая реконструкцию аэропорта и строительство нового автовокзала в северной либо восточной части города.

Если перейти к реализуемым сегодня инфраструктурным проектам, то в городе утверждена программа комплексного развития систем инженерной инфраструктуры с перечнем мероприятий по увеличению мощностей объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также, что наиболее актуально для Краснодара, по реконструкции существующих инженерных сетей. Финансирование предусмотрено в основном за счёт средств бюджетов различных уровней, а также инвестиционных программ снабжающих организаций. Для инвесторов в этой области будут интересны проекты строительства ТЭС-1 и ТЭС-2. Первая, общей мощностью 1346 мегаватт, будет обеспечивать электро- и теплоснабжение северо-западных и западных микрорайонов, а вторая, общей мощностью 977 мегаватт, — восточных и северо-восточных. Ориентировочная стоимость проектов составляет соответственно 45 и 31,5 миллиарда рублей.

— Не так давно городом был презентован масштабный транспортный проект «Краснодарский транзит». Какие проблемы развития кубанской столицы он должен решить?

— «Краснодарский транзит» действительно является одним из самых приоритетных для города проектов, его общая стоимость — более 38 миллиардов рублей. Сейчас «Транзит» состоит из четырёх подпроектов, которые детализируют задачу-максимум — вывести из центра города железнодорожные пути и использовать освободившиеся территории для комплексного развития. Прежде всего, начать необходимо с демонтажа основного пути железной дороги длиной 14 километров, который разделяет город пополам — сегодня это в значительной степени объясняет существующую в Краснодаре проблему транспортных пробок. Кроме того, предстоит демонтировать одну из вспомогательных станций и перевести функции по обработке и хранению грузов с основной станции «Краснодар-1» на станцию «Краснодар-Сортировочная». После этого можно будет приступить к строительству 25 километров объездной железной дороги. Ориентировочная стоимость этой части проекта — около 10 миллиардов рублей.

Второй подпроект — это строительство дорожной эстакады протяжённостью 10 километров для скоростного нерегулируемого движения и автомобильного моста через реку Кубань, а также шести крупных транспортных развязок. Его примерная стоимость — 17 миллиардов рублей. Третий этап «Краснодарского транзита» — развитие пассажирского транспорта. В этой части проекта основной задачей является строительство трассы скоростного трамвая общей протяжённостью 10 километров. Этот вид транспорта хорошо зарекомендовал себя во многих европейских городах, он имеет явные преимущества при передвижении по городу по сравнению с автомобилем и значительно повысит эффективность всех видов пассажирского транспорта. Стоимость реализации этой части проекта — более 500 миллионов рублей.

Наконец, «Краснодарский транзит» предполагает освоение освободившихся в центральной части города площадей под строительство жилья, объектов социально-культурного назначения, деловых центров. Территория застройки будет составлять почти 100 гектаров, а общая территория планируемой реконструкции — примерно 300 гектаров. Затраты на её освоение составят около 10 миллиардов рублей.

— «Краснодарский транзит» затрагивает интересы значительного количества хозяйствующих субъектов, в том числе такого непростого партнёра, как «РЖД». Каково ваше видение взаимодействия разных сторон при реализации проекта?

— Понятно, что на выходе такие масштабные проекты всегда отличаются от идеального представления. Сегодня необходимы тщательная правовая проработка и согласование всех деталей «Краснодарского транзита» с собственниками и пользователями объектов и земельных участков, с представителями бизнеса, чьи интересы могут быть затронуты. По мере согласования этих важнейших деталей будут корректироваться проектные решения. Поскольку проект имеет стратегически важное значение для развития инфраструктуры города, его реализация потребует объединения федеральных, региональных и муниципальных усилий с формированием механизмов частно-государственного партнёрства. Бюджетная составляющая здесь — это вынос железной дороги, строительство её обходного пути, объектов инженерной инфраструктуры. А финансирование затрат, связанных с освобождением территорий, реализация проекта скоростного трамвая — это прерогатива инвесторов.

— Около года назад вы объявили курс на индустриализацию как важнейший приоритет экономической политики Краснодара. Что получается сделать в этом направлении?

— Как известно, в России объявлен мораторий на нецелевое использование земель, и единственным органом, уполномоченным вносить предложения по изменению использования земель сельхозназначения, является Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. В настоящее время город представил на рассмотрение фонда предложения по земельным участкам общей площадью свыше тысячи гектаров. Один из таких проектов — Восточная промышленная зона (ВПЗ), которую Краснодар представлял на инвестиционном форуме в Сочи в 2009 году. Это дало немедленный результат — проектом заинтересовался премьер Владимир Путин, который там же, на форуме, поручил своим коллегам оказать поддержку в его реализации. Сейчас этот сложный вопрос сдвинулся с места — на правительственном уровне принято решение о передаче в собственность фонда земельных участков общей площадью 119 гектаров. Площадка Восточной промзоны, расположенная между улицами Тихорецкой, Новороссийской и Демуса, с трёх сторон ограничена железными дорогами, рядом находится станция «Краснодар-Сортировочная», в радиусе 5-10 километров располагаются федеральная автомобильная трасса, речной порт и аэропорт, имеются удобные подъездные автодороги. Помимо решения главной задачи — появления в Краснодаре мощного промышленного кластера, реализация проекта преследует несколько других целей. Во-первых, убрать из центра промышленные предприятия, улучшить экологическое состояние города, на освободившихся участках земли построить жилые дома, торгово-развлекательные и деловые центры, объекты социального назначения. Во-вторых, продлить срок службы городских дорог, пустив грузовой транспорт по объездным магистралям.

— Есть ли уже активность частных инвесторов в освоении Восточной промзоны?

— Бизнес проявляет большой интерес к проекту — в городскую администрацию поступило более 60 заявок. В основном это краснодарские компании, среди них есть достаточно крупные. Сегодня уже ведутся работы по подготовке к аукционам тех участков, где будут расположены заводы по производству строительных материалов. Но говорить о том, кто именно станет инвестором, пока преждевременно, поскольку победителей определит открытый аукцион, он состоится в третьем — четвёртом кварталах нынешнего года, а первые производственные объекты начнут строиться не раньше 2013 года.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-36 (175) 12 сентября 2011
    Инвестпроекты ЮФО-2011
    Содержание:
    Побеги нового содержания

    Исследование крупнейших инвестпроектов ЮФО этого года показывает, что ресурс роста государственных вложений в регион практически исчерпан, а объёмы частных инвестиций в посткризисный период пока растут весьма сдержанно. Зато в нынешнем году резко увеличилось число небольших проектов — вслед за гигантами потянулись середнячки

    Реклама