Самые динамичные поделились технологиями роста

10 октября 2011, 00:00
  Юг
Фото: Михаил Малышев
Андрей Юданов, главный в России исследователь компаний-«газелей», вывел формулу динамичного роста: ниша + инновации + финансовая устойчивость

В Ростове-на-Дону состоялся первый конгресс «Компании-“газели” — драйверы роста экономики Юга», посвящённый деятельности динамично растущих компаний среднего бизнеса Южного федерального округа. Организатором конгресса выступил медиахолдинг «Эксперт ЮГ», генеральным партнёром — Транскапиталбанк, партнёрами — PwC и AutoTracker.

Согласно методологии аналитического центра «Эксперт ЮГ», к «газелям» относятся компании, которые в течение не менее пяти лет растут темпами более 30% в год. Одной из ключевых тем конгресса стал вопрос важности быстрорастущих компаний для экономики страны: пока даже они сами очень часто не осознают свой в неё вклад. «Тем, кто действительно поймал в себе “газельную” струйку, нужно понять, что они делают нечто чрезвычайно важное для себя, для компании, для страны, для своего региона, — говорит профессор Финансового университета при правительстве Российской Федерации Андрей Юданов. — Маленькие фирмы не развиваются: например, возникла автомастерская и дальше не растёт — так в большинстве случаев. Крупные предприятия же растут темпами роста экономики. Но чтобы быть драйверами экономики, чтобы толкать её вперёд — это редкое явление. И вот если поставить фильтр в 30 процентов, то выясняется, что почти весь рост страны сосредоточен в этой узкой отобранной группке. Они не дают высокий показатель занятости и не производят массовый продукт, но они — витамин роста».

По словам председателя правления ОАО «Транскапиталбанк» Ольги Грядовой, иногда очень трудно отличить «газель» от финансовой «пирамиды». «За время кризиса у нас сформировалось три типа клиентов: во-первых, мошенники, которые растворились после наступления кризиса, — перечисляет г-жа Грядова.— Во-вторых, компании, которые правильно вложили средства, но не рассчитали своих сил. И нашей задачей в кризисное время было вытащить их. За таких клиентов, которые прошли кризис, мы держимся. Третья категория клиентов — это те, которые не почувствовали кризис сразу, но их сгубили высокие ставки по кредитам, вложения в длинные активы коротких денег. Эти клиенты не “легли” в 2008–2009 годах, а начали плохо себя чувствовать в 2010 году, когда возникли проблемы с выплатой процентов банкам».

Анализируя причины быстрого роста компаний-«газелей», участники конгресса выделили несколько составляющих успеха. Во-первых, это наличие свободной ниши. В российской экономике пока есть много свободных ниш, а если учесть, что средняя российская компания в 10 раз меньше западной, то потенциал у наших «газелей» — огромный.

Вторая составляющая успеха — использование инноваций. По словам шеф-редактора медиахолдинга «Эксперт» Татьяны Гуровой, не существует отраслевых особенностей ведения такого бизнеса: в каждом сегменте экономики можно увидеть создание серьёзных игроков международного уровня, которые используют инновации. Более того, как отметил Андрей Юданов, именно «газели» предъявляют спрос на инновации. Ярким примером этого тезиса является деятельность ростовской компании «Евродон» — крупнейшего производителя мяса индейки в России. «Мы действительно взяли за основу мясо индейки канадского и британского производства, но, как выяснилось, эти технологии нельзя применять в России в чистом виде — у нас есть климатические и законодательные ограничения, — объясняет руководитель проектов “Евродона” Алексей Шиндер. — Технологии по выращиванию и технологии по переработке предложены исключительно мощной компанией специалистов, которые работают в “Евродоне”. Это полностью наше ноу-хау. Поэтому мы чувствуем себя достаточно уверенно».

Ещё один важный фактор успешности «газелей» — правильно подобранный кадровый состав и эффективно выстроенная система управления постоянно развивающейся компанией. «Раньше у нас были проблемы делегирования полномочий. Существовала очень высокая перегруженность руководства — ему приходилось работать до 24 часов в сутки. Поэтому мы создали свою систему управления и перераспределили функции. В итоге к кризису мы подошли уже подготовленными», — отмечает директор по маркетингу УК «Санта» Ольга Домрачева. Это же является преимуществом перед зарубежными компаниями, которые вынуждены адаптироваться в непривычной для себя деловой среде.

Однако деятельность быстрорастущих компаний сопряжена с целым рядом трудностей. «Сегодня “газели” сталкиваются с дефицитом сырья. Технологические цепочки в России отсутствуют. Это — главная проблема и задача в экономической политике стимулирования среднего бизнеса», — отмечает Татьяна Гурова. Ещё одна проблема — необходимость инвестирования в рост и развитие компании. «Привлечь инвестиции мы можем только созданием определённых условий на региональном, местном уровне. Сейчас налицо очень активная потребность государства в привлечении инвестиций как местных, так и из-за рубежа. Но этот процесс идёт очень тяжело», — говорит генеральный директор ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» Виктор Халын.

Лучшим компаниям-«газелям» по результатам рейтинга были вручены дипломы и специальные статуэтки. В номинации «Чемпион среди южных “газелей” — самая динамичная компания Юга» — победило ЗАО «Кубанская марка» (средний темп прироста выручки за последние 5 лет — 134%). «Самой выносливой “газелью”» стала волгодонская мебельная фабрика «Алмаз». Лидер в номинации «За инновационный рост» — ставропольский «Монокристалл».