На чьих плечах мы будем покорять умы

Тема недели
Москва, 07.11.2011
«Эксперт Юг» №44-45 (184)

В новое десятилетие крупнейшие компании ЮФО входят с ростом. Этот рост — следствие не повышения тарифов, а прежде всего инвестиционной и деловой активности бизнеса. Те тренды, которые обозначились уже сегодня, формируют базу для прогноза на среднесрочную перспективу.

Роль регионов в экономическом развитии страны в ближайшее десятилетие будет возрастать — федерация, которая занялась сейчас перераспределением полномочий между центром и субъектами, принялась за создание почвы для этого. Однако возможность максимального использования потенциала территории предполагает повышение эффективности в базовых отраслях. Как стране, чтобы быть достаточно конкурентоспособной на мировой арене, нужны собственные глобальные компании на приоритетных направлениях, так и успешному региону, который хочет успешно продавать себя внешней аудитории (туристам, инвесторам, потенциальным жителям и т. д.), нужны федеральные компании.

Надо ли говорить о том, что центр, олицетворённый Москвой, является серьёзным средоточием ресурсов и спроса? Между тем именно региональные компании, выходящие на федеральный уровень, обеспечивают переток капитала в регионы. На их плечах регион въезжает в сознание тех, кто обладает необходимыми финансовыми, интеллектуальными, кадровыми, технологическими ресурсами, которых на местах не хватает. Позиции Кубани в рейтинге крупнейших смотрелись бы заметно скромнее, если бы не гигантский «Магнит», глава которого Сергей Галицкий в каждом втором интервью открывает московским журналистам всю убогость их убеждения в том, что жизни за МКАДом нет. Именно это — миссия выращенного в регионе федерала. Даже губернатор — это ещё не фигура федерального значения. Скажем, донскому губернатору Василию Голубеву выгодно помочь свежеиспечённому федералу Вадиму Ванееву, запустившему крупнейшее в Европе производство индюшатины, — потому что через пять лет Дон будет в восприятии россиян «родиной российской индюшатины», и это звание поможет открывать многие двери в борьбе за новые ресурсы.

В этом году мы впервые ранжировали список крупнейших компаний ЮФО по-новому — задачей было вычленить компании федерального масштаба как отдельных игроков, а также определить претендентов на это звание в ближайшие годы. И мы увидели несколько важных вещей. Во-первых, те компании, которые сегодня вышли на федеральный уровень — а их уже 46 — растут самыми быстрыми темпами. Это повод относиться к ним с особым вниманием. Во-вторых, две трети нынешних региональных федералов — промышленные предприятия. Промышленность в этом году в рейтинге в целом впервые выиграла единоборство с торговлей. Вывод напрашивается сам собой: регионы, которые хотят нарастить свой федеральный вес, должны проводить новую индустриализацию. С такой инициативой сегодня выступает «Деловая Россия», заявившая о необходимости создать к 2025 году 25 млн рабочих мест и получившая поддержку премьера Владимира Путина. В основе нарождающейся промышленной политики — кластерный подход. В ЮФО индустриализация пока не стала приоритетной темой — и если в ближайшее время не станет, то волна индустриализации может пройти мимо Юга, который больше, чем другие регионы, нуждается в развитой промышленной базе.

В-третьих, мы уже сегодня видим 24 претендента на звание федеральных игроков. У этих компаний есть региональные сети, наработаны ресурсы, амбициозные планы, на выполнение которых их бизнес и заточен. Мы специально привели список этих компаний — чтобы региональные власти могли, помогая им в реализации амбиций, помочь и самим себе.

Приоритетными для нового десятилетия должны стать не технологии приглашения «варягов», чьи главные офисы навсегда останутся в центре, а технологии пробуждения инициативы и выращивания лидеров внутри региона. Безусловно, предсказать их появление и тем более создать условия для их предсказуемого формирования весьма сложно. Эти лидеры растут сами. Но вовремя увидеть в их лице стратегического партнёра — уже полдела.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №44-45 (184) 7 ноября 2011
    Крупнейшие компании ЮФО 2011
    Содержание:
    Ахиллес догнал-таки черепаху

    Главным событием нынешнего рейтинга «Эксперт ЮГ-250» можно считать символический перевес промышленности в выручке крупнейших компаний ЮФО. До сих пор всегда выигрывала торговля. Возможно, индустриализация — это тренд, который определит повестку ближайшей пятилетки на юге России

    Реклама